16+
Регистрация
РУС ENG

Большая инфраструктура большой страны - Обзор прессы - Энергетика и промышленность России

22.10.2013 КоммерсантЪ Сергей Исполатов

В отечественном электросетевом секторе в конце 2000-х и начале 2010-х годов было реализовано много крупных проектов. Часть из них была сделана по заказу крупной промышленности, часть — для массового потребителя, часть — для подержания энергосистемы страны. Некоторые результаты этих мегапроектов можно попробовать оценить уже сегодня.

В последние годы ситуация в электросетевом секторе определялась несколькими зачастую разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, изношенность сетевого хозяйства стала очевидным фактом: необходимость модернизации сетей и внедрения современных технологий признавали и участники рынка, и власти. Но обновление комплекса требовало значительных затрат. Основным источником финансирования был выбран метод RAB-тарифообразования — это применявшаяся в развитых странах система, когда в долгосрочном, установленном на несколько лет тарифе учитываются и объем инвестиций, и нормативная доходность на них, позволяющая возвращать вложения в модернизацию и новое строительство. При этом, чтобы не тормозить экономический рост в России, власти прикладывали усилия для сдерживания темпов увеличения тарифов, в том числе на услуги по передаче электроэнергии. Но как RAB-механизм, так и прямая помощь государства позволили запустить не только обновление старых ЛЭП и подстанций, но и ряд масштабных мероприятий, приуроченных к крупным событиям общественной жизни (подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке и зимней Олимпиаде-2014 в Сочи) или экономических проектов, например сети для энергоснабжения нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан или создание надежной системы электросетей Москвы. Их реализация потребовала серьезного инфраструктурного обновления сетевого комплекса.

Ток для нефти

Реализация мегапроекта Восточного нефтепровода, или Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), началась в 2006 году. Труба, соединяющая нефтяные месторождения Восточной и Западной Сибири с Тихим океаном, общей протяженностью свыше 4,7 тыс. км позволяла России выйти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Одной из основных проблем стало обеспечение ВСТО электроэнергией. Ряд территорий, через которые был проложен маршрут нефтепровода, вовсе не имел электросетей, в части регионов функционировали старые линии, с трудом обеспечивающие местные нужды. Прокладка новых ЛЭП в труднодоступных районах зачастую требовала уникальных технических решений, но реализация проекта позволила не только запитать объекты ВСТО, но и дала стабильное энергоснабжение жителям многих районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Только в 2010-2014 годах на реконструкцию и строительство объектов электроснабжения ВСТО в рамках инвестпрограммы "Россетей" будет потрачено более 40 млрд руб.

Для организации энергоснабжения Федеральная сетевая компания (ФСК) вела реконструкцию и строительство новых магистральных объектов в Якутии, Еврейской автономной и Амурской областях, Хабаровском и Приморском краях. Финансирование работ велось как в рамках договоров на техприсоединение, так и за счет средств инвестпрограммы ФСК. Среди наиболее значимых объектов стоит выделить подключение нефтеналивного порта в бухте Козьмино к ЛЭП 220 кВ Широкая—Партизанск в Приморье. Фактически в 2012 году в крае было завершено строительство энергокольца 500 кВ Приморская ГРЭС—Дальневосточная—Владивосток—Лозовая—Чугуевка—Приморская ГРЭС. Это повысило надежность снабжения существующих потребителей и создало условия для развития новых энергоемких проектов, таких, как завод по производству полимеров Восточной нефтехимической компании. В 2011 году в Якутии ФСК присоединила нефтеперекачивающую станцию к ЛЭП-220 Нерюнгринская ГРЭС-Нижний Куранах-1. Эти работы усилили схему энергоснабжения крупных золотодобывающих предприятий. Модернизация сетей Якутии в рамках проекта ВСТО попутно позволит решить проблему энергоизолированности крупнейшего российского региона. Западный и Южный энергорайоны республики будут объединены с энергосистемами Сибири и Востока. Это позволит Якутии отказаться от дорогостоящих автономных источников питания.

Саммит АТЭС во Владивостоке

Решение о проведении в сентябре 2012 года во Владивостоке форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) потребовало ускоренного развития региона. На мероприятие в прошлом году съехались руководители 21 страны-участницы АТЭС. В рамках подготовки во Владивостоке было построено значительное число новых объектов, крупнейшими из которых стали мост на остров Русский и застройка самого острова. ФСК было поручено обеспечить энергоснабжение строящихся объектов саммита, а также повысить надежность действующих линий энергоснабжения. В итоге в кратчайшие сроки ФСК было построено восемь магистральных электросетевых объектов, в том числе четыре подстанции 220 кВ, кабельные и воздушные линии общей протяженностью более 150 км. На острове Русском, основной площадке проведения саммита АТЭС, создан территориальный кластер энергетической системы с активно-адаптивной ("умной") сетью. Общая сумма инвестиций ФСК превысила 9,7 млрд рублей.

Новой для России стала технология, позволившая обеспечить энергоснабжение острова Русского. По дну пролива Босфор Восточный был проложено 2,2 км трехфазного кабеля 220 кВ. Линия протяженностью 16,8 км соединила новые подстанции 220 кВ в материковой части города ("Зеленый угол" и "Патрокл") с подстанцией "Русская". Сам трехжильный кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена является уникальным решением для энергетики. В конструкции, в частности, предусмотрена усиленная металлическая броня, позволяющая снизить риск повреждения от возможных землетрясений, которые нередки в данном районе. Бесперебойность энергоснабжения в дни проведения форума АТЭС обеспечивал современный инновационный центр управления сетями, созданный на базе Приморского предприятия МЭС.

Свет для Олимпиады

Подготовка к проведению зимней Олимпиады-2014 в Сочи — крупнейшего спортивного форума мира — потребовала значительных усилий и от энергетиков. Здесь работали ФСК, МРСК Юга и "Кубаньэнерго". В преддверии Игр энергетикам в 2009-2014 годах предстояло модернизировать и построить 37 объектов, в том числе 24 объекта магистральной сети общей мощностью почти 1800 МВА и почти 300 км линий высокого напряжения в Сочинском регионе. Была решена задача выдачи мощности с новых объектов генерации: заходы ЛЭП-220 на Сочинскую ТЭС (мощность которой к Олимпиаде увеличится на 80 МВт), Адлерскую ТЭС (360 МВт) и Джубгинскую ТЭС (180 МВт).

Сетевики спроектировали и создали энергокольцо вокруг объектов зимних Игр, объединяющее Краснополянскую ГЭС и ряд подстанций, что позволило обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение. Кроме того, для обеспечения резерва горнолыжного комплекса "Роза Хутор" и Олимпийской горной деревни в зоне финиша лыжных трасс была построена подстанция "Спортивная", которая обошлось почти в 1 млрд руб. Суммарные инвестиции в магистральные сети в рамках подготовки к Играм превысят 28 млрд руб.

Не меньше работы пришлось и на долю специалистов "Кубаньэнерго", отвечающих за распределительные сети. Подразделение МРСК реализует 16 инвестпроектов стоимостью 30,7 млрд руб. Так, построено пять подстанций 110 кВ суммарной мощностью 340 МВА, девять ЛЭП того же класса напряжения протяженностью 198 км и 807 км городской распредсети 6-10 кВ в четырех зонах Сочинского энергорайона. Уже в этом году, несмотря на традиционные штормы и ураганы на черноморском побережье, серьезных перебоев в энергоснабжении столицы Олимпиады удалось избежать.

В рамках масштабных "олимпийских" работ энергетики применяют инновационные технические решения. Строительство комплектных распределительных элегазовых устройств вместо их открытых аналогов позволяет уменьшить площадь подстанций и сделать их работу бесшумной. При строительстве ЛЭП используются многогранные опоры — стойки, состоящие из восьми секций, а также дополнительных конструктивных элементов для подъема техников и фиксации оборудования. Срок их службы в два раза больше железобетонных — 50 лет. Для борьбы с обледенением линии оснащают уникальной системой контроля гололедных нагрузок.

Энергокольцо Санкт-Петербурга

Стабильное и надежное энергоснабжение давно стало больным вопросом для северной столицы. В историческом городе, как и по всей стране, содержание и обновление электросетевого хозяйства долгое время недофинансировалось, и в результате в 2000-х годах здесь произошло несколько серьезных аварийных ситуаций. Энергосистема северной столицы исторически развивалась по радиальной схеме. Для ликвидации перебоев и повышения стабильности энергоснабжения специалисты ФСК совместно с "Ленэнерго" реализовали проект энергетического кольца. Применение кольцевой схемы предполагает двустороннее питание каждого объекта кольца, что сводит к минимуму вероятность крупных нештатных ситуаций и веерных отключений.

Объем инвестиций в создание кольцевой ЛЭП высокого напряжения (330 кВ) обошелся более чем в 32 млрд руб. Первый этап работ завершился в декабре 2012 года. В энергокольцо вошли четыре подстанции, две воздушные и три кабельные линии 330 кВ. В ходе проекта была опробована новейшая технология прокладки кабельных линий — горизонтально направленное бурение. Этот метод облегчает работу на сложных участках трассы, позволяет отказаться от демонтажа дорожного покрытия и вырубки деревьев. Работы по созданию кольца, в том числе на базе действующих ЛЭП-220, позволили не только повысить надежность энергоснабжения Санкт-Петербурга, но и увеличить пропускную способность линий. В прошлом году был реализован уникальный инженерный проект по прокладке подземной кабельной линии Северная — Василеостровская. Протяженность трассы составляет 16,3 км, а один из ее участков длиной 4 км проходит по дну Финского залива от Васильевского острова до поселка Лахта.

В настоящий момент в Петербурге завершаются работы по строительству дополнительной подстанции энергокольца — "Василеостровской", что еще больше повысит надежность всей схемы энергоснабжения города. Ввод ее в эксплуатацию намечен на первый квартал 2014 года.

Новая энергосвязь с Китаем

В августе МЭС Востока (филиал Федеральной сетевой компании) поставил под рабочую нагрузку новую ЛЭП-500 от Зейской ГЭС до подстанции "Амурская N2". Новая линия повышает надежность схемы выдачи мощности Зейской ГЭС, позволит удовлетворить растущий спрос на энергию со стороны потребителей Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей, но и создает условия для наращивания экспорта энергии в Китай. Ввод в эксплуатацию новой ЛЭП позволит нарастить поставки российской энергии в КНР. Впрочем, уже по итогам первого полугодия 2013 года Восточная энергетическая компания (принадлежит "Интер РАО ЕЭС", является монопольным поставщиком электричества в Китай) увеличила экспорт сразу на 92% — объем проданной энергии составил 1,89 млрд кВт ч. Рост экспортных поставок в КНР выгоден всем российским участникам энергорынка: он позволяет продавать сверхплановые объемы электроэнергии Дальнего Востока, где в ряде регионов генерация способна выработать значительно больше киловатт-часов, чем нужно местным российским потребителям. Это также повышает коэффициент использования мощности генераторов и обеспечивает энергетикам дополнительную выручку.

Возведение линии длиной 362 км началось в прошлом году. Проект ЛЭП нельзя отнести к типовым: на пересечении с судоходной рекой Зеей был построен спецпереход длиной почти 2,3 км, высота двух русловых опор составила 96 м. Накануне ввода в эксплуатацию надежность новой ЛЭП была проверена не только специалистами, но и стихией: финальные испытания проводились в условиях сложной паводковой ситуации, когда часть фундаментов опор, расположенных вдоль реки Уркан, оказались подтопленными. Но осмотры подтвердили надежность конструкций. Первая очередь проекта энергомоста 500 кВ Амурская—Хэйхэ длиной 153 км построена и поставлена под напряжение еще в ноябре 2011 года.

Энергоснабжение космодрома Восточный

В конце 2012 года МЭС Востока завершили проектирование внешнего электроснабжения космодрома Восточный, который будет сооружен в Амурской области вблизи поселка Углегорск. Строительство началось в середине 2012 года, первый пуск ракеты-носителя запланирован на конец 2015 года, а первый запуск пилотируемого космического корабля — на 2018 год. Для энергообеспечения комплекса, который в перспективе должен заменить арендуемый сейчас у Казахстана Байконур, до конца 2013 года предстоит провести расширение подстанции "Ледяная" (220 кВт). Здесь будут установлены три новые линейные ячейки ОРУ, что позволит обеспечить электроэнергией строительство космодрома и его инфраструктуры, включая центр подготовки космонавтов, пункт управления космодромом и узлы связи. Максимальная мощность, потребляемая стратегическим объектом, составит 120,9 МВт. Затем для обеспечения надежного внешнего электроснабжения аэропорта и двух стартовых комплексов космодрома планируется технологическое присоединение объектов к подстанции 500 кВ "Амурская". Полное завершение этих работ намечено на 2015 год.

Нужны ли экономике мегапроекты?

Но крупные инвестиции в инфраструктуру, конечно, традиционно нервируют потребителей. До недавнего времени в регионах зачастую строились и "авансовые" проекты под обещания потребителей подключиться, но потом, когда не все обещания выполнялись, часть новых подстанций и ЛЭП имели минимальную нагрузку. Потребители долгое время указывали на такие проекты и сетовали, что фактически через тариф оплачивают сети, которые не решают проблем развития новых производств.

При этом даже потребители не склонны отрицать необходимость крупных проектов, но отмечают, что они обусловлены не только экономическими, но и социально-политическими причинами. "Политика всегда связана с экономикой, масштабные инвестиции, которые сетевики делали в последние годы в рамках крупных проектов, нельзя считать бессмысленными",— говорит один из руководителей крупной компании—потребителя энергии. У любого сетевого проекта есть своя просчитываемая экономика. И если есть структуры, заинтересованные в этом строительстве, такие объекты имеют право на существование на тех же условиях государственно-частного партнерства. Ничего плохого в таком пути развития нет, главное, чтобы это делалось не за счет увеличения тарифов для всех остальных, считает представитель потребителя.

Крупные проекты "Россетей" не стоит мерить по одним шаблонам, полагает член Клуба лидеров, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Пока все они неэффективны по экономическим последствиям, срокам и капитальным затратам, сетевые решения в рамках подготовки к Олимпиаде или саммиту АТЭС во Владивостоке вряд ли станут экономически обоснованными и в будущем, полагает эксперт. "Эти решения принимались руководством страны без общественного обсуждения и экспертизы",— добавляет он. В то же время такие проекты, как электрификация трассы ВСТО и сопутствующее объединение энергоизолированных районов, например, в Республике Якутия, или проект энергомоста в Японию (оценочная стоимость проекта — $5,7 млрд) в перспективе могут дать ощутимый экономический эффект, полагает господин Пикин. Он отмечает недавнее заявления министра финансов Антона Силуанова, предложившего анализировать все крупные проекты инфраструктурных госкомпаний на заседаниях правительства. Такой шаг позволит проводить оценку эффективности проектов, привлекать к обсуждению общественные структуры, что, несомненно, повысит качество принимаемых решений, считает эксперт.

Перед мегапроектами в сетевом комплексе могут стоять как политические, так и экономические цели, соглашается аналитик ТКБ "БНП Париба Инвестмент Партнерс" Руслан Мучипов. Проекты вызывают вопросы с точки зрения инвестсообщества: их экономическая эффективность под вопросом, что не слишком хорошо в глазах портфельных инвесторов. Но инициаторы проектов в лице властей выглядят удовлетворенными: государство ставит серьезные задачи по развитию и для их решения готово работать с меньшей доходностью вложений, например 5%, а не 15%, отмечает эксперт. Поэтому ситуацию можно оценивать как с чисто экономической точки зрения, так и более глобально — в зависимости от этого будет меняться знак оценки.

Несколько иной точки зрения придерживается один из авторитетных экспертов отрасли, успевший поработать и в правительстве, и в энергокомпаниях. Так, например, идея энергомоста в Японию существовала еще при РАО "ЕЭС России" (ликвидировано в 2008 году), вновь тема была поднята после аварии на АЭС в Фукусиме. Но по мнению эксперта, реальная оценка проекта показала, что окупить такое строительство сложно: японцам проще построить пять новых АЭС, чем тянуть по морскому дну кабель с Дальнего Востока России. Гарантировать сбыт энергии трудно, а без этого Япония вряд ли согласится на реализацию идеи. Не существует и ценовых гарантий, а в этом вопросе представители Страны восходящего солнца такие же упрямые переговорщики, как и их китайские коллеги, с которыми российским энергетикам торговаться крайне непросто.

С другой стороны, развитие Сочинского энергорайона — насущная необходимость, подготовка к Олимпиаде лишь ускорила процесс модернизации и стала благом для региона, полагает собеседник BG. Еще несколько лет назад как магистральные, так и распределительные сети находились в ужасающем состоянии. Помимо проблем их изношенности особую головную боль энергетикам доставляли погодные условия — обновление позволило применить здесь современные антиоблединительные технологии и снять вопрос регулярных веерных отключений. "Сочинский проект, по сути, был "социально-политически-экономическим". При этом государство не стало включать расходы на него в тарифную нагрузку, средства в основном шли напрямую из бюджета в виде допэмиссий профильных компаний",— напоминает эксперт. Часть денег компании "Россетей" вернут за счет перехода на RAB-тарифы, так что эти инвестиции вряд ли можно расценивать как слишком обременительные для экономики. Также вполне логичной выглядит программа электрификации ВСТО: какое-то решение принимать было нужно, тем более что львиную долю расходов несли не сетевые компании, а сами нефтяники в рамках договоров техприсоединения.

Впрочем, строить сети "под заказ" потребителя получается не всегда. В конце 2012 года подгруппа "Инфраструктура и транспорт" Экспертного совета при правительстве отмечала, что ряд проектов, включенных в инвестпрограмму Федеральной сетевой компании (ФСК), рассчитан на конкретные предприятия, но инвестиции должны были поступать от всех потребителей страны через тариф. В частности, речь шла о прокладке линий на Ванкорское месторождение ("Роснефть"), расширении экспорта в Китай ("Интер РАО") и энергообеспечении Удоканского медного месторождения (инвесторы проекта). Эксперты рекомендовали ФСК провести дополнительные переговоры и пересмотреть схему финансирования проектов через механизм платы за техприсоединение.

Текущие инвестпрограммы сетевых компаний выглядят весьма затратными, но зачастую многие проекты продавливаются региональными властями, лично губернаторами и не всегда подкреплены объективными потребностями. По мере реализации программ часть проектов, вероятно, будет отсеиваться, в этой связи необходимо вести анализ запросов и, возможно, уделять большее внимание распределенной энергетике. Подчас проще построить на месте газовую котельную на 100 МВт, полностью покрывающую местные потребности, нежели прокладывать магистральную ЛЭП на сотни километров, добавляет один из экспертов. Необходимо более детальной прорабатывать вопрос эффективности инвестпрограмм на предмет как удельных затрат, так и их влияния на рост качества услуг для потребителя, согласен аналитик "ВТБ Капитал" Михаил Расстригин. "Инвестиционно привлекателен лишь тот проект, который приносит ощутимую пользу потребителю",— добавляет он. Все ключевые аспекты любого инвестпроекта должны быть детально изучены независимыми профессионалами. В любом случае реализация проекта любого масштаба должна приносить пользу потребителю, а финансовый результат должен быть выгоден акционерам сетевой компании. Государство должно требовать высокой эффективности отдачи от инвестиций в инфраструктуру.

Масштабные инвестпроекты сетей являются составной частью национальных проектов, это необходимая инфраструктура, добавляет Михаил Расстригин. Но инвестирующих на рынке в акции сетевых компаний скорее беспокоит факт того, что часто компании вынуждены тратить 100% денежного потока на инвестиции и "нагружать" баланс долгом до предела. Инвесторы хотели бы видеть сбалансированное распределение прибылей между инвестициями и дивидендами, ведь есть риски того, что инвестиции могут не окупиться в будущем из-за тарифных корректировок. Дивидендные выплаты хотя бы отчасти защищают вложения акционеров, резюмирует эксперт.
Большая инфраструктура большой страныКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/pressa/articles/20292.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку