16+
Регистрация
РУС ENG

Итоги недели 8-14 февраля 2021 года: В фокусе внимания антитеррористическая защищенность объектов ТЭК

Итоги недели 8-14 февраля 2021 года: В фокусе внимания антитеррористическая защищенность объектов ТЭК

Ключевыми темами минувшей недели стали вопросы антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и газификации отдаленных регионов России. Внимания также заслуживает перераспределение обязанностей между заместителями Министра энергетики РФ, которое произошло в рамках реорганизации структуры ведомства.

Число главы Минэнерго сократилось с семи до пяти

Итак, 8 февраля 2021 года Министр энергетики РФ Николай Шульгинов утвердил распределение обязанностей между заместителями Министра с учетом новой структуры ведомства, принятой в конце 2020 года.

Анастасия Бондаренко по-прежнему будет курировать вопросы законопроектной деятельности, государственной службы и антикоррупции, развития кадрового потенциала и образования в ТЭК. Новые блоки в ее полномочиях – вопросы безопасности, профилактики правонарушений, мобилизационной подготовки, контрольно-ревизионной деятельности.

Евгений Грабчак продолжает курировать вопросы оперативного управления в ТЭК, техническую политику, вопросы строительства, чрезвычайных ситуаций, контроля и надзора. Он получает новые полномочия в сфере земельных отношений и территориального планирования, развития цифровых технологий в электроэнергетике. Будет также отвечать за ГИС ТЭК, проектную деятельность и закупки.

Павел Сниккарс курирует сферы электроэнергетики и теплоснабжения, в том числе по вопросам платежной дисциплины, перспективного планирования и инвестиций. Дополнительно он будет отвечать за правовое обеспечение деятельности Министерства и совершенствование регуляторной политики.

Павел Сорокин сохраняет курирование нефтегазового комплекса, в том числе по вопросам газификации регионов, развития рынка газомоторного топлива. Он отвечает за сводную государственную политику, стратегическое развитие, госпрограммы, инновации и импортозамещение. Дополнительно получает полномочия по курированию цифровой трансформации в топливных секторах, а также вопросов экологии и климатической повестки, корпоративных отношений.

Анатолий Яновский продолжит управлять вопросами международного сотрудничества и угольной промышленности. В его ведение переходят бюджетные полномочия Министерства, вопросы имущественных отношений, координация работы подведомственных организаций и хозяйственного обеспечения.

Антитеррористическая защита объектов ТЭК

9 февраля 2021 года на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) в Москве были рассмотрены вопросы антитеррористической защищенности объектов энергетической и атомной отраслей.

Как заявил на совещании руководитель НАК, директор ФСБ России Александр Бортников, за счет реализации по инициативе Комитета комплекса организационных и практических мер выстроена эффективная система защиты объектов энергетики.

В частности, он отметил, что обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и атомной энергетики способствуют их оснащение современными инженерно-техническими средствами.

В свою очередь Министр энергетики РФ Николай Шульгинов сообщил на заседании, что его ведомство совместно с компаниями ТЭК  приступило к пересмотру обязательных требований по обеспечению безопасности объектов ТЭК.

По его словам, в 2019 году для системного решения проблемных вопросов обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в Минэнерго была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители Росгвардии, ФСБ, аппарата НАК и основных предприятий отрасли. Деятельность рабочей группы позволила определить первоочередные меры по нормативно-правовому регулированию данной сферы и приступить к их реализации.

Между тем, заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Михаил Карпов выступил на сессии «Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности, нефтегазового сектора и электроэнергетики», которая состоялась на площадке Международного форума «Технологии безопасности».

По его мнению, категорию опасности объектов ТЭК необходимо учитывать еще на стадии формирования задания на проектирование самого объекта.

Одной из наиболее частых ошибок, которые допускаются при подготовке проектов объектов ТЭК, становится отсутствие сведений о категории объекта с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий. Это приводит к недостаточности необходимых мероприятий в части антитеррористической защищенности в проектной документации.

«Часто в задании на проектирование ив техническом задании отсутствуют требования к инженерно-техническим средствам охраны. В проекте не представлены решения, описание и обоснование решений, необходимых для реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав объекта ТЭК», - отметил типовые недостатки представляемой на экспертизу проектной документации Михаил Карпов.

Эксперт заметил, что, поскольку на этапе строительства объект ТЭК еще не имеет установленной категории, могут возникнуть сложности с разработкой требований по противодействию терроризму. При этом он подчеркнул, что заказчик еще на этапе проектирования должен определить, можно ли будет отнести данный объект к объектам ТЭК высокой категории опасности, так как уже на стадии проектирования и строительства необходимо предпринять меры по его физической защите.

С учетом этого, отметил Михаил Карпов, необходимо разрабатывать задание на проектирование и техническое задание в части технических средств охраны, так как именно там заказчик может указать предварительную оценку по категорированию объекта ТЭК и требования по противодействию терроризму.

Требования законодательства, как и их изменения, считает Михаил Карпов, необходимо постоянно отслеживать и обсуждать в профессиональной среде.

Газификация регионов РФ

Экономическая модель газификации, вопрос об источниках финансирования в действующей модели ценообразования на газ –   на сегодня основной. Причем решая его, нужно учитывать не только стоимость собственно самой газификации, которая уже просчитана при разработке проекта дорожной карты – это порядка 2 трлн. рублей.

Об этом заявил Павел Завальный, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике на заседании рабочей группы Госсовета по подготовке Президиума Госсовета РФ по вопросу развития системы газоснабжения и газификации субъектов РФ, которое состоялось 8 февраля 2021 года.  

«Важно понимать, что доведение показателей газификации до целевых показателей, расширение газотранспортной системы, появление новых газопроводов означает существенный рост эксплуатационных затрат на доставку газ, включая амортизацию и налоги. Кто будет нести эти расходы в условиях регулирования тарифов ГРО и цен на газ не выше инфляции? Сможет ли собственник ЕСГ – «Газпром» – покрывать их «из своего кармана», если учесть, что возможности субсидирования внутреннего газового рынка за счет экспорта уменьшаются с каждым годом? Будут ли эти расходы переложены на промышленных потребителей, зашиты в тарифы, учитывая, что оптовые цены на газ Газпрома регулируются? Мы должны априори просчитать возникающие затраты, ценовые последствия, найти ответ на этот вопрос», - сказал Павел Завальный.

По его словам, не менее остро при достижении целевых показателей за счет альтернативной газификации регионов не в зоне ЕСГ встанет и вопрос субсидирования стоимости газа для населения.

«Нужно понимать, что себестоимость СУГ и СПГ для потребителя значительно, в 3- 4 раза, выше регулируемой цены трубного газа. Смогут ли граждане платить такую цену за газ в своем доме? В состоянии ли регионы субсидировать население? Не уверен. Тогда каковы должны источники такого субсидирования, без которого плюсы газификации для людей превратятся в минусы, потому что ударят по их карману? Ответ на этот вопросы также нужно искать в опережающем порядке. Во главе угла должна быть не только технологическая возможность, но и экономическая целесообразность решения вопроса энергообеспечения потребителей через газификацию», - отметил глава комитета.

Именно поэтому, по его мнению, нужно говорить не только о газификации, а о комплексном технологически, экономически и экологически обоснованном энергообеспечении каждого региона, каждого населенного пункта.

В свою очередь заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин рассказал на заседании о ходе подготовки нормативной базы для реализации «дорожной карты» газификации.

Он отметил, что Минэнерго уже реализует часть нормативных актов, включенных в «дорожную карту» по газификации, которая находится на утверждении в Правительстве РФ. Ряд нормативных документов дорабатываются.

«Кроме того, ведется работа по методике оценки экономической эффективности программ газификации регионов, а также безусловное вовлечение единого оператора газификации (опционально ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз») в подготовку, согласование и реализацию межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства. Ведутся расчеты и по вариантам газификации отдаленных регионов», – сказал Павел Сорокин.

Тем временем, в России нефтегазовый сектор по-прежнему остается наиболее капиталоемким в части инвестиций. Он привлек 39% стоимости всех сделок, объявленных в 2020 году. Об этом говорится в ежегодном обзоре КПМГ.

Эксперты ожидают, что интерес к крупным вложениям в российский нефтегазовый сектор будет преобладать и в будущем со стороны российских и иностранных инвесторов, в первую очередь в проекты СПГ, как в приоритетное направление стратегии развития отрасли.

В то же время, новый набирающий обороты тренд в энергетике – развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Кроме непосредственно инвестиционной и общественной привлекательности участие российских и иностранных инвесторов в подобных проектах будет стимулировать карбоновое регулирование.

Новым трендом энергетики ближайшего будущего станут инвестиции в водородные проекты, где ожидается высокий спрос со стороны европейских стран и нехватка мощностей, что будет стимулировать российских инвесторов участвовать в совместных проектах с европейскими компаниями.

В целом, несмотря на все сложности 2020 года российский рынок M&A смог удержаться на уровне 2017 года как по количеству (567 сделок), так и по совокупному объему сделок ($55 млрд.). Российская экономика пережила минувший год лучше, чем европейские экономики (падение ВВП России – 4%, Европейских стран – 7,4%).

В обзоре Информационно-аналитического центра «Новая энергетика», подготовленном по инициативе Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы РОСНАНО, говорится, что потенциальный объем рынка систем накопления энергии (СНЭ) в России к 2030 году составит 10–15 ГВт. Это означает более чем десятикратное увеличение по сравнению с нынешним уровнем.

При этом собственное производство батарей для таких систем минимально: уже сейчас импортная продукция, прежде всего из Китая, абсолютно доминирует. Это грозит отечественным производителям потерей рынка в несколько миллиардов долларов в год.

СНЭ — один из самых быстрорастущих сегментов мировой электроэнергетики. За десять лет его объем увеличился в 48 раз, а среднегодовые темпы роста составили 47% (по данным экспертно-аналитический отчет инфраструктурного центра EnergyNet «Применение систем накопления энергии в России: возможности и барьеры», 2019).

Стремительное развитие связано с необходимостью балансировать непостоянство выработки получающих самое широкое распространение таких альтернативных источников энергии, как солнце и ветер, а также с падением стоимости батарей из-за быстрого развития технологий производства.

По прогнозу BloombergNEF, к 2040 году глобальная установленная мощность систем накопления энергии увеличится еще в 122 раза. Годовой оборот рынка накопителей энергии в 2035 году составит $546 млрд., ожидает исследовательская компания Lux Research.

#энергетика

#новости_энергетики

 



Минэнерго, Энергетические системы, Нефтегазовая отрасль, Газопровод , Хранение электроэнергии

Итоги недели 8-14 февраля 2021 года: В фокусе внимания антитеррористическая защищенность объектов ТЭККод PHP" data-description="Ключевыми темами минувшей недели стали вопросы антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и газификации отдаленных регионов России. Внимания также заслуживает перераспределение  обязанностей между заместителями Министра энергетики РФ, которое произошло в рамках реорганизации структуры ведомства." data-url="https://www.eprussia.ru/news/base/2021/3218503.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1e3/1e3255aa0b7c4e34503ecd938b6b1e46.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.