Механизм снижения энергоцен для потребителей на Дальнем Востоке за счет остальной части России не привел к ожидаемому росту макроэкономических показателей региона: рост инвестиций не произошел, а производительность падает, пишет «Ъ» со ссылкой на отчет РЭШ.
Провести исследование предложили ассоциации поставщиков и потребителей электроэнергии. Это независимое исследование, результаты которого могут быть использованы федеральными органами для принятия дальнейших решений по усовершенствованию механизмов поддержки отдельных регионов. Отчет вынесен для принятия к сведению на набсовет «Совета рынка» 23 декабря 2020 года.
В исследовании РЭШ говорится, что программа снижения энергоцен в ДФО до среднероссийского уровня заработала в 2017 году. Но уже в 2018 году в дотационных регионах объем инвестиций упал ниже среднероссийского уровня. По всем макроэкономическим индикаторам дотационные регионы ДФО не отличаются в лучшую сторону от других территорий округа без субсидий. Данные за 2019 год в нем представлены неполно.
По расчетам института, в дотационных субъектах ДФО в среднем по всем отраслям стали производить на 6,3% меньше продукции, чем в остальной части страны.
Аналитики также заметили, что в дотационных регионах ДФО экономически обоснованные тарифы часто растут быстрее фактических (что ведет к опережающему росту выплаченной надбавки). В 2019 году средний экономически обоснованный тариф в Сахалинской области достиг 7,6 руб. за 1 кВт•ч, в Магаданской области — 7,8 руб., в Камчатском крае — 12 руб., на Чукотке — более 20 руб. При этом за счет субсидий фактическая цена составила около 5 руб.
В «РусГидро» заявили «Ъ», что для ряда энергокомпаний в ДФО установлены экономически необоснованные тарифы: «Не хватает средств не то что на инвестирование в строительство новых объектов, но и для улучшения и поддержания технического состояния энергообъектов».
В холдинге отметили, что Дальневосточная генерирующая компания получила 17 млрд. рублей убытка из-за того, что 11 лет топливо в тарифах учитывалась по индексам Минэкономики, а не по фактической стоимости.
В «Совете рынка» считают, что экспертам РЭШ не удалось выявить однозначной корреляции экономических показателей в субсидируемых регионах с оказываемой им поддержкой.
Там считают важным заключение аналитиков о необходимости нормативного определения цели поддержки, повышения прозрачности механизма и формирования отчетности, позволяющей оценить успешность принимаемых мер.
До конца года Госдума РФ может принять законопроект о продлении механизма субсидий до 2028 года. Объем выплат оценивается в 126,7 млрд. рублей. Промышленность считает, что от субсидий нужно полностью отказаться.
#энергетика
#новости_энергетики