«Атомэнергосбыт» предлагает переложить часть сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков (ГП) на всех потребителей энергорынка — клиентов других энергосбытовых компаний и промышленность, закупающую электроэнергию самостоятельно. Однако пока компания не отправляла концепцию регуляторам, пишет «Ъ».
Идею Петр Конюшенко, генеральный директор компании «Атомэнергосбыт», озвучил 1 декабря 2020 года на конференции «Энергетика: вызовы и перспективы нового времени». На энергорынок предлагается переложить до 70% надбавки ГП, но точный объем будет зависеть от структуры регионального баланса, объема потребления населением в регионах.
Как поясняет Петр Конюшенко, ГП выполняют множество социальных функций — содержание центров обслуживания населения, поддержание резерва долгов неотключаемых потребителей, с недавних пор и обязательства по установке интеллектуальных электросчетчиков в жилых домах. Эти затраты нужно выделить в отдельный платеж на рынке — инфраструктурную надбавку.
«Это справедливо с точки зрения социальной ответственности крупного бизнеса и независимых энергосбытов. Мера позволит снизить надбавку для клиентов ГП», - говорит он.
Глава Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая сообщила: «Причина появления идеи понятна — ГП вынужден обслуживать любых потребителей, он выполняет определенную инфраструктурную функцию. Но необходимо аккуратно разделять такие вопросы с возможностями обеспечения конкуренции ГП за потребителей с другими сбытами».
Но идея не нравится «Сообществу потребителей энергии»: «Предложение навязать оплату за услугу, которая на деле не оказывается, довольно экстравагантное, плохо согласуется с гражданским кодексом и антимонопольным законодательством».
В «Совете рынка» еще не ознакомились с деталями предложения. Вместе с тем там отмечают, что инициатива может привести к появлению нового вида перекрестного субсидирования, при этом не повысит эффективность ГП и будет способствовать снижению конкуренции на розничном энергорынке.
По закону ГП обязан поставлять электроэнергию всем, кто к нему обратится — частным и бюджетным организациям, а также населению. В 2019 году общая выручка сектора составила 2,36 трлн. рулей., размер сбытовой надбавки (регулируемой маржи) в среднем достигает 4,5–5% от конечной цены.
«Атомэнергосбыт» выполняет функции ГП в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях. Клиенты компании — 50 тыс. юридических лиц и 2 млн. домохозяйств, выручка за 2019 год составила 61,25 млрд. рублей.
#энергетика
#новости_энергетики