Новая конфигурация газовых маршрутов в ЕС

ЕС в поисках баланса диверсификации и надежности
Диверсификация поставок газа остается неизменным вектором политики ЕС в последние 20 лет. Прикладное решение этой задачи, в том числе и отношение к новым газопроводам, зависит от конфигурации глобальных рынков. Изменение этой конфигурации уже однажды привело к тому, что на смену амбициозным трубопроводным проектам из 2000-х годов все в большей степени стали приходить СПГ-проекты. Первая волна их успеха пришлась на рубеж 2010-х годов. Но после этого прорыва доля СПГ на европейском рынке существенно не повышалась – вплоть до прошлого года.
Нехватка производственных мощностей СПГ вкупе с конкуренцией за газ со стороны премиального азиатского рынка сдерживала долю СПГ на уровне около 15% чистого импорта газа в ЕС, но в 2019 году (по итогам 11 месяцев) эта доля превысила 25%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года трубопроводные поставки из России и Норвегии в целом стагнировали, из Северной Африки – снижались.
В то же время произошел дополнительный приток СПГ из Катара и США (примерно по 10 млрд куб. м), а также из Нигерии, России, Норвегии, Алжира (по 4-6 млрд куб. м), что в условиях теплой зимы, решения украинской транзитной проблемы, а также слабости экономики ЕС обусловило затоваривание рынка с соответствующими ценовыми последствиями.
В этом контексте расширение экспортного маршрута через Балтику в форме «Северного потока–2» для ЕС не выглядит первостепенной задачей, но прямая или косвенная оборона этого проекта европейскими политиками – в частности, критика санкций со стороны канцлера ФРГ Ангела Меркель – имеет под собой стратегические основания.
В начале 2019 года МЭА оценило прирост годовой потребности ЕС в импорте газа с 2018 по 2025 год в 130 млрд куб. м в связи со снижением добычи собственно в ЕС и в Норвегии, а также сокращением импорта из Северной Африки. И уже в первые 11 месяцев 2019 года в ЕС было поставлено на 36 млрд куб. м СПГ больше, чем за весь 2018 год. Но масштаб новых потребностей требует поиска новых возможностей импорта.
Развитие импорта за счет акцента на СПГ при сокращении трубопроводных поставок уже имело место десять лет назад, но не оказалось устойчивым. Расширение поставок СПГ нередко интерпретируется (в частности, Государственным департаментом США)как инструмент развития конкуренции, позволяющий европейским потребителям добиваться более выгодных условий даже в том случае, когда они делают выбор в пользу трубопроводных поставок из России.
Но конкуренция в рамках глобального свободного рынка СПГ является обоюдоострым оружием. В начале 2010-х годов европейским потребителям пришлось фактически конкурировать за СПГ с азиатскими покупателями и в значительной мере уступить в этой конкуренции, результатом чего и стало ограничение поставок СПГ с последующим возвращением России на исходные позиции в плане доли газового рынка ЕС.
Проведение инвестиций в специфический актив – в газопровод – ограничивает возможности переключения не только потребителя, но и продавца на более выгодные возможности поставок, а значит – обеспечивает выгодную ЕС привязку российских источников к европейскому рынку. В период низких цен начала 2020 года этот аргумент работает не так сильно, но предыдущий опыт заставляет европейцев его учитывать и аккуратно относиться к новым газопроводам, включая «Северный поток–2».
Однако 16 именно этот период является крайне важным и для действующей администрации США, так что до президентских выборов в США – или по крайней мере до прояснения ситуации на них – активное политическое давление США против «Северного потока–2», вероятно, продолжится.
Российским поставщикам остается постепенно адаптироваться к изменениям конфигурации поставок, в частности за счет развития поставок российского СПГ в Европу, которые стартовали лишь в 2018 году, а в 2019 году уже достигли около 2% чистого импорта ЕС, тем более что поставки СПГ дают управлять направлениями экспорта.
Позиция России
За последние несколько лет структура экспорта газа из России по способам доставки существенно изменилась: высокими темпами растет экспорт СПГ. Еще в 2017 году доля экспорта трубопроводного газа составляла 93% от общего экспорта российского газа, а по итогам 2019 года она сократилась уже до 84%, уступив место поставкам СПГ.
При этом в 2019 году суммарные показатели по экспорту трубопроводного газа в натуральном выражении оказались выше показателей 2017 года. Учитывая сохраняющуюся высокую долю трубопроводного газа в экспорте российского газа, европейский рынок продолжает оставаться ключевым для России, хотя уже в декабре 2019 года начались поставки газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири».
Тенденции роста предложения российского газа на зарубежных рынках соответствуют прогнозному топливно-энергетическому балансу (ТЭБ), приведенному в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года.
Согласно указанному прогнозному ТЭБ, по «верхнему» сценарию ожидается увеличение добычи природного газа на 27% в 2035 году к уровню 2018 года при умеренном росте внутреннего потребления – на 5,2% за рассматриваемый период. Основной же рост поставок, по приведенному прогнозу, придется на внешние рынки: по «верхнему» сценарию экспорт трубопроводного газа к 2035 году может увеличиться более чем на треть к уровню 2018 года (прирост составит 36%), а экспорт СПГ – более чем в 4 раза (прирост составит 319%).
Основными действующими экспортными трубопроводами в Европу в настоящий момент являются сухопутные газопроводы «Ямал – Европа» (33 млрд куб. в год) и «Уренгой – Ужгород» (часть украинской ГТС, которая в целом может обеспечить транзит свыше 100 млрд куб. м в год), проходящие по дну Балтийского моря «Северный поток» (55 млрд куб. м в год) и Черного моря – «Голубой поток» (16 млрд куб. м в год для снабжения Турции).
При этом важно отметить, что в декабре 2019 года подписано соглашение по транзиту российского газа через территорию Украины после 2019 года, предполагающее поставки газа сроком на 5 лет в общем объеме 225 млрд куб. м газа. Россия продолжает расширять экспортную газотранспортную инфраструктуру в Европу, реализуя проекты строительства проходящего по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток-2» (55 млрд куб. м в год) и по дну Черного моря – газопровода «Турецкий поток». Первая нитка газопровода «Турецкий поток» уже запущена, поставки в Турцию начались в январе 2020 года.
Реализацию проекта «Северный поток–2» затрудняют, с одной стороны, санкции США, с другой, – нерешенный вопрос по применению Третьего энергопакета ЕС. В декабре 2019 года новые санкции США привели к приостановке работы над проектом «Северного потока-2» компании Allseas, которая осуществляла строительство морской части газопровода. На момент остановки было выполнено более 93% строительных работ.
Завершение строительства, вероятно, будет осуществляться собственными силами Группы «Газпром»: для строительства оставшейся части трубопровода «Северного потока-2» может быть использовано российское судно-трубоукладчик «Академик Черский». Ожидается, что строительство «Северного потока-2» завершится в конце 2020 – начале 2021 года.
Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ
Отправить на Email
-
13.07.2020 22:11:00Необходимые затраты на газификацию России до 2030 года оцениваются почти в 2 трлн. рублей
211
К началу 2020 года в России уровень газификации сетевым газом составил 70,1%, увеличившись за 15 лет почти на 17 п.п. Но темпы прироста показателя недостаточны для России, где газификация является одним из эффективных инструментов устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Об этом говорится в энергетическом бюллетене «Энергостратегия в эпоху перемен».
Газопровод, Газпром
-
19.11.2020 21:52:00Антимонопольные риски и их профилактика в компаниях энергетики
296
Несмотря на анонсированное государством перепрофилирование надзорной деятельности органов власти из плоскости тотального контроля в плоскость риск-ориентированности, и несмотря на старт проекта по масштабному пересмотру нормативных актов, негативно влияющих на бизнес-климат в стране («регуляторная гильотина»), административная нагрузка на бизнес по-прежнему остается высокой. При этом негативные для экономики страны процессы (обусловленн...
Законы
29.10.2020 11:36:00Атомная энергетика является перспективной с точки зрения достижения целей климатической политики156
В настоящее время определенный оптимизм в мире по перспективам развития атомной энергетики связан с климатической политикой, в рамках которой атомная электроэнергия считается низкоуглеродной. Вместе с тем заметное увеличение атомной генерации планируется только в странах Азии. Рост будет обеспечен приростом спроса на электроэнергию в этом регионе в совокупности с экологическими ограничениями и выводом из эксплуатации АЭС прошлых поколен...
Атомная энергетика
23.10.2020 16:02:00 Ефим ДубинкинНад ВИЭ-генерацией сгустились тучи277
Профильные ведомства предлагают уменьшить финансирование программы поддержки ВИЭ
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
11.08.2020 05:23:00Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг155
Вряд ли найдется более спорная тема в российской энергетике, где существует так много мифов и так мало объективной информации, чем перекрестное субсидирование. Кто, сколько и за кого платит и насколько это распределение экономически оправдано и социально справедливо в контексте развития отрасли и страны в целом? Вот те вопросы, которые вызывают жаркие дискуссии в рыночном сообществе.
13.07.2020 22:11:00Необходимые затраты на газификацию России до 2030 года оцениваются почти в 2 трлн. рублей211
К началу 2020 года в России уровень газификации сетевым газом составил 70,1%, увеличившись за 15 лет почти на 17 п.п. Но темпы прироста показателя недостаточны для России, где газификация является одним из эффективных инструментов устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Об этом говорится в энергетическом бюллетене «Энергостратегия в эпоху перемен».
Газопровод, Газпром
-
09.12.2019 13:14:00 Римма РЕМИЗОВАИнвестиции в блокчейн в электроэнергетике достигли почти $600 млн.
4924
Объем инвестиций в проекты блокчейн в сфере электроэнергетики в мире составил $597,7 млн. Всего к августу 2019 года в мире запущено 234 электроэнергетических блокчейна-проекта, в том числе четыре - в России.
Цифровизация, Электроэнергетика, Экология
27.11.2019 12:18:00 Генеральный директор «Института проблем энергетики» проф. Нигматулин Б.И.Об одном распространенном экономическом заблуждении855
Из моего опыта общения со многими представителями экономического сообщества, да и не только экономического, я обнаружил, что большинство из них абсолютно неграмотно сравнивают цены на товары и услуги в России с другим странами, включая электроэнергию, углеводородное топливо и тепло. При этом, в качестве коэффициента пересчета цен (номинированных в рублях), в доллары США, используют валютный курс $ЦБ, что показывает их э...
Электроэнергия, Минэнерго, Тарифы на электроэнергию
17.04.2019 Татьяна РЕЙТЕРПоколение Z теряет интерес к нефтегазовой отрасли631
В то время, как россияне считают добычу нефти, газа, угля и полезных ископаемых одним из наиболее престижных направлений для трудоустройства, зарубежные нефтегазовые компании вынуждены бороться за талантливую молодежь. Молодые специалисты в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM) не спешат заниматься добычей углеводородов пусть даже самыми современными методами.
Ископаемые источники энергии
18.02.2020 23:14:00«Зеленые сертификаты»: мировой опыт и планы в России563
В конце ноября 2019 года Минэкономразвития России опубликовало законопроект о введении так называемых «зеленых сертификатов». Их введение станет первой рыночной мерой стимулирования развития генерации на основе ВИЭ, которая может также способствовать снижению финансовой нагрузки на потребителей электроэнергии.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
15.04.2019 Татьяна РЕЙТЕРСтавка на блокчейн551
Внедрение блокчейн-технологий в энергетике идет рука об руку с развитием возобновляемых источников: 189 компаний на мировом энергорынке уже работают с этой перспективной инновацией. Для предприятий блокчейн становится способом подтверждения приверженности экологической политике, так как технология дает возможность отследить «зеленые» киловатты энергетической составляющей продукции.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ)