16+
Регистрация
РУС ENG

Перспективы создания газовых хабов в России

Перспективы создания газовых хабов в России
26.02.2021 16:18:00

Развитие системы газопроводов в РФ, новые экспортные маршруты и высвобождение больших объемов газа от сокращения поставок на Украину и Польшу создают условия для развития газовой торговли и создания газовых хабов в различных регионах России. Об этом говорится в исследовании «Возможности и перспективы развития газовых хабов в России» (декабрь, 2020) Московской школы управления «Сколково».

Предпосылки появления газового хаба

Рост популярности природного газа как энергоресурса в мире приводит к развитию отрасли, что в свою очередь способствует совершенствованию механизмов торговли, в частности, к созданию рыночных хабов. Наличие хаба и уровень его развития свидетельствуют об уровне зрелости газового рынка, и является механизмом балансировки интересов покупателей и поставщиков.

Газовые хабы, как правило, находятся в точках пересечения сетей газовой трубопроводной инфраструктуры, а также терминалов СПГ. Основное предназначение газовых хабов - служить центральной точкой ценообразования на природный газ для оптовых покупателей в стране, либо регионе. На поздней стадии развития газовые хабы становятся площадками для торговли производными финансовым инструментами, такими как фьючерсы, опционы, свопы и т.д.

Создание таких центров торговли газом дает ценам на газ возможность устанавливаться без вмешательства регуляторов и требует времени, инвестиций и политической воли. Сегодня в мире насчитывается лишь несколько развитых газовых хабов, в процессах формирования которых наблюдается много закономерностей.

Так, для газовых хабов требуются трубопроводные сети и места хранения, которые позволяют продавать и перемещать газ в короткие сроки, наличие спроса на рынке со стороны промышленных кластеров или резидентов, прозрачный и равный доступ к инфраструктуре для всех участников рынка, наличие диверсифицированных источников газа, включая большое число внутренних производителей и импортеров газа.

Считается, что наиболее развитыми хабами в мире являются следующие:

- Henry Hub (США);

- NBP (National Balancing Point, Великобритания);

- TTF (Title Transfer Facility, Нидерланды).

При этом Henry Hub является реальным газовым хабом, в котором сочетаются и физические объемы газа, и финансовые инструменты торговли, а NBP и TTF – виртуальными газовые хабы, в которых поставка газа не привязана к месту физического расположения хаба.

Следует отметить, что вне зависимости от того, является хаб виртуальным или реальным, наиболее развитые хабы находятся в регионах, для которых выполняются следующие условия:

• ограниченное влияние государства и рыночное ценообразование на газ на основе спроса и предложения;

• режим доступа третьих лиц (ТРА) к объектам инфраструктуры – газопроводы, ПХГ, терминалы СПГ;

• имеется масштабный внутренний рынок потребителей газа;

• расположены в странах с большим объемом внутренней добычи, т.е. имеется значимое внутреннее предложение на газ.

Международное энергетическое агентство определяет несколько структурных и институциональных условий для создания рынка газа.

Институциональные требования:

• пониженное государственное регулирование. Это предполагает сдвиг от прямого контроля отрасли в сторону мониторинга рынка и независимого антимонопольного регулятора;

• разделение добычи и транспорта газа. Вертикально интегрированные системы должны быть разделены: добыча и транспорт осуществляются независимыми компаниями;

• дерегулирование оптового рынка. Оптовая цена больше не должна регулироваться государством и определяется рынком.

Структурные требования:

• достаточная мощность газотранспортной системы и недискриминационный доступ к ней. Недискриминационный доступ должен увеличить количество участников рынка, а достаточная мощность системы исключает узкие места для удовлетворения рыночного спроса при изменении предложения и спроса;

• количество рыночных участников. Устойчивый рынок требует достаточного количества производителей газа и трейдеров, имеющих значимую долю на рынке.

• участие финансовых институтов.

Конкурентный рынок газа предполагает активную роль финансовых институтов для осуществления расчетов и покрытия операционных и финансовых рисков, а также для прямого участия в перепродаже газа.

Газовый хаб в России

Наиболее развитые хабы действуют в регионах, в которых сочетается собственное производство и емкий внутренний рынок. Без производства хаб слаб и зависит от ценовых параметров других хабов. В связи со снижением внутренней добычи в ЕС, Россия имеет хорошие перспективы в части создания полноценного европейского газового хаба.

Об этом потенциале свидетельствует и объем продаж на Электронной торговой платформе «Газпром» (ЭТП), который во II квартале 2020 года достиг 8,6 млрд. куб. м, что на 165% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а к ноябрю 2020 года, т.е. за 11 месяцев, объем продаж достиг 176,8% от общего объема за весь 2019 год.

Российская газовая промышленность является важнейшим элементом национальной экономики, которая обеспечивает занятость, генерирует значительный синергетический эффект за счет спроса на промышленную продукцию, формирует большие налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Создание Восточного газового хаба 

АТР является ключевым рынком, определяющим стратегическое развитие газовой промышленности России. Большинство из действующих и планируемых российских крупнотоннажных проектов производства СПГ на данный момент ориентированы на азиатских потребителей. Сейчас крупнейшим поставщиком газа в Азию является «Газпром». Газ поставляется в виде СПГ с действующего производства СПГ проекта «Сахалин-2».

Дефицит газа накладывает ограничения на расширение этого проекта, а именно, строительство его третьей линии, хотя проектная документация третьей линии разработана и прошла государственную экспертизу. Существенным ограничением является режим экспорта СПГ с третьей линии Сахалин-2, на который не будет распространяться режим СРП, СПГ будет продаваться исключительно через структуры ПАО «Газпром». Для организации трубопроводных поставок газа «Газпром» реализует проект «Сила Сибири». Периодически всплывают сообщения о продолжении работы над идеями строительства трубопроводов в Южную Корею и Японию.

«НОВАТЭК» со своими арктическими проектами намерен активно побороться за титул лидера поставок газа в АТР. Для повышения экономической стабильности поставок СПГ «НОВАТЭК» планирует реализацию инфраструктурного проекта терминала СПГ на Камчатке.

Пока остается незадействованным потенциал месторождений Восточной Сибири с запасами 2,5 трлн куб. м и газопровода «Сахалин-Владивосток» с мощностью в 28 млрд куб. м/год. Географическое расположение Владивостока позволяет реализовать дополнительные возможности поставок трубопроводного газа в Корею и Китай с Приморского края и газа в Японию с Сахалина.

Независимые производители газа в Восточной Сибири могут оказать существенную поддержку развития отрасли за счет большого потенциал добычи, который составляет до 32 млрд. куб. м, и сыграют роль для:

• замещения поставок газа Роснефти и Газпрома для потребителей Хабаровского и Приморского краев;

• направления замещенных объемов газа на производство СПГ на Сахалине или для газопровода Сахалин – Япония;

• удовлетворения внутреннего спроса и поставки газа на крупные проекты ВНХК (нефтехимия) и НХГ (газохимия).

Привлечение дополнительных производителей газа приводит не только к росту объемов добычи, но, что намного важнее в современных условиях развития газовой отрасли, обеспечивает большую устойчивость и надежность газоснабжения.

Долгое время независимые поставщики газа рассматривались Газпромом как потенциальная угроза экспортным проектам, но в условиях санкций перспектива добыча газа на шельфе Сахалина становится неопределенной, что вносит сложности не только в заполнение газопровода Сахалин-Владивосток, но и в строительство третьей линии завода СПГ «Сахалин-2».

Наращивание мощности «Силы Сибири» поглотит объемы газа независимых производителей для замещения газа, поставляемого в Хабаровский край (2,4 млрд куб. м) и Приморье (2 млрд куб. м), и обеспечит полное заполнение газопровода Сахалин-Владивосток.

Высвобожденные объемы газа могут быть направлены на Сахалин и Дальний Восток для обеспечения сырьем новых СПГ проектов:

• Дальневосточный СПГ – 6,2 млн т – 9,3 млрд куб. м

• Сахалин-2 3-ая линия – 5,6 млн т – 8,5 млрд куб. м

При необходимости участок газопровода «Сахалин – Владивосток» на участке до Хабаровска может быть запущен в реверсном режиме и использоваться для покрытия дефицита газа на Сахалине в случае реализации масштабных перерабатывающих проектов. Крупные внутренние потребители газа на Дальнем Востоке создаются в Находке и Владивостоке.

Проекты ВНХК с объемом потребления газа около 6 млрд куб. м и Припортовый газохимический завод с сопоставимым объемом потребления не реализованы по причине недостаточного количества газа в системе «Сахалин – Владивосток».

По этой же причине пока не серьезно говорить о проекте «Владивосток СПГ» практически любой производительности. Завод СПГ даже на 1,5 млн т потребует поставки газа более 2 млрд куб. м, которые в текущий момент времени «Газпром» обеспечить не может.

В 2020 году один из ведущих производителей удобрений и газохимической продукции «Еврохим» заявил о готовности приступить к проекту переработки газа на Дальнем Востоке. Параметры проекта пока не известны, но и он столкнется с дефицитом газа.

Таким образом, независимые производители газа Восточной Сибири позволят высвободить газ для наращивания СПГ производства на Сахалине и обеспечить внутренний спрос, наполнение газопровода «Сахалин – Владивосток». Восточно-сибирским газом будут обеспечены поставки потребителям

Механизм реализации

Необходимые и достаточные условия для создания хаба были обозначены ранее. В российских условиях мероприятиями по реализации газового хаба являются:

1.     Инвестиции в инфраструктуру и строительство газопроводов с привлечением частных инвестиций и независимых производителей газа:

• расширение пропускной способности «Силы Сибири» с 38 до 68 млрд куб. м;

• строительство интерконнектора Свободный – Хабаровск с объединением Силы Сибири и Сахалин-Хабаровск-Владивосток;

• наполнение газопровода в новых объемах предложить независимым производителям, как и строительство газопровода-интерконнектора от Свободного до Хабаровска;

• реверс газа по газопроводу Сахалин-Хабаровск;

• создание промышленного газохимического парка на побережье Тихого океана.

2.     Мероприятия по созданию хаба:

• рыночные условия работы – ТРА (third party access – доступ третьих лиц);

• подготовка и проведение торгов газом с условиями FOB Владивосток;

• раскрытие информации о свободных транспортных мощностях;

• возможность вторичного обращения прав доступа к газопроводу;

• перерабатывающие мощности вводить на условиях ТРА и толлинга для поставщиков газа (Sabine Pass модель);

• разработка правил нормативного регулирования деятельности терминала СПГ в ПетропавловскКамчатском;

• создавать инфраструктуру торговли газа на мультивалютной основе во Владивостоке.

На Владивостокском газовом хабе может быть организована физическая торговля 132 млрд куб. м для внутреннего и экспортного рынков, что существенно превосходит поставки газа по газопроводу «Сила Сибири» в Китай и обеспечивает достаточную рыночную диверсификацию для российских производителей газа.

Ожидаемые результаты

Быстро изменяющиеся рыночные условия на мировом и азиатском газовых рынках требуют использования новых эффективных технологий и рыночных стратегий. Правительства стран, в которых реализуются экспортные проекты, оказывают колоссальную поддержку владельцам и операторам газовых проектов.

Последним регионом в мире, в котором отсутствует газовый хаб является Азия. На роль газового хаба претендуют Сингапур, Китай и Япония. Россия может вступить в эту борьбу не только в качестве крупного поставщика, но и как эффективный центр торговли газом.

Газовый хаб может быть создан во Владивостоке. Деятельность этого газового хаба обеспечит:

• рост добычи газа и рост эффективности недропользования в России;

• снятие энергетического дефицита для развития газои нефтехимии в ДФО;

• рост эффективности использования созданной ГТС Сахалин – Владивосток;

• диверсификация экспортных рынков сбыта;

• повышение устойчивости работы газотранспортной системы на востоке страны;

• создание условий для конкурентного внутреннего рынка;

• создание новых рабочих мест и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

• развитие финансовой и биржевой инфраструктуры в ДФО;

• создание инфраструктуры торговли трубопроводным газом и СПГ для национальных потребителей и для экспортных поставок; • повышение роли России на энергетическом рынке АТР;

• рост числа поставщиков газа в виде СПГ и трубопроводного газа;

• развитие промышленного потенциала ДФО;

• мультипликативный (синергетический) эффект от выполнения вышеперечисленных планов.

Создание южного газового хаба 

Внутренний рынок Южного федерального округа России (ЮФО) превышает 50 млрд куб. м, то есть в принципе размеру сопоставим с внутренним рынком Турции37 (сейчас Газпром имеет подписанные контракты с турецким Botas с объемом поставки до 30 млрд куб. м).

Однако доля «Газпрома» на турецком рыке стабильно падает. Потребности турецкого рынка в последнее время обеспечиваются сетевым азербайджанским газом и СПГ, а не поставками по газопроводам «Голубой поток» (16 млрд куб. м) и первой нитки «Турецкого потока» (14 млрд куб. м).

Вторая нитка «Турецкого потока» должна быть использована для поставок в Баумгартен и страны Юго-Восточной Европы: Болгарию, Сербию, Венгрию и т.д. но скорее всего в ближайшие годы она не будет востребована. В последние годы за счет газопровода «Турецкий поток» активно развивается газотранспортные мощности на территории России.

Выгодное географическое положение и повышение доступности природного газа приводят к амбициозным планам развития газохимических производств на побережье Черного моря, которые могут привести к росту потребления газа более чем на 10 % от текущего спроса в ЮФО.

Дополнительные прирост потребления газа может обеспечить проект производства СПГ, который также открывает возможности для поставки российского газа на новые рынки.

Формализация процедуры прохождения турецких проливов открывает новые возможности для российских СПГ проектов, так как развитие малотоннажных перевозок СПГ позволяет решить вопрос обеспечения безопасности судоходства в соответствии с «Правилами прохождения турецких проливов», которые описали процедуру прохождения газовозов через Босфор.

Строительство завода СПГ на черноморском побережье было анонсировано ПАО «Газпром» четыре года назад, а в 2017 году по нему было подписано соглашение с австрийской OMV40, в котором отмечено что «стороны намерены взаимодействовать при реализации совместного комплексного проекта по строительству в районе российского побережья Черного моря терминала по производству, транспортировке, а также маркетингу и сбыту малотоннажного СПГ».

Развитие турецких СПГ терминалов, а также терминалов СПГ Южной Европы, показывает, что это очень динамичный рынок, и недооценивать его нельзя. Причем, не только для приема и регазификации, ни и для перегрузки СПГ.

В такой ситуации» Газпром» мог бы использовать свои ценовые преимущества производителя газа, близости рынков сбыта СПГ и резервов мощности газопровода «Починки-Анапа» для строительства завода СПГ и освоения этих рынков. В настоящее время достаточного рынка для СПГ в черноморском регионе нет, но имеется ощутимый потенциал в бассейне Дуная и в Средиземном море.

В условиях риска сбыта СПГ в причерноморских странах (за исключением Турции) наилучшей стратегией будет строительство среднетоннажного завода СПГ с последующим масштабированием, что уже используется во всём мире. Для вывоза СПГ с такого завода достаточно среднетоннажных СПГтанкеров или криогенных танк-контейнеров, которые могут соответствовать требованиям безопасности при прохождении Босфора.

Важным фактором успеха может быть участие в проекте турецкой компании Botas и турецких потребителей СПГ. Российский СПГ с Черного моря может поставляться на турецкие терминалы СПГ, как уже построенные и увеличивающие свои мощности перегрузки, так и вновь строящийся в Саросском заливе Эгейского моря.

Кроме того, это может обеспечить инвестиции и административную поддержку прохождения СПГ-танкеров через турецкие проливы. Ужесточаемые требования IMO к качеству судового топлива притягивают внимание к использованию СПГ на флоте.

Большое влияние на СПГ бункеровку в Черном море окажет обсуждаемое создание зоны ЕСА в Средиземном море. Черное море пока выпадает из зоны регулирования выбросов, но при ЕСА в Средиземном море флот вынужден будет перейти на низкосернистые топлива или на СПГ. СПГбункеровка может внести существенный вклад в величину рынка потребления СПГ в черноморском регионе, так же как на Балтике.

Таким образом, имеются достаточно привлекательные условия для создания газового хаба на юге России. В целом снижение спроса на российский газ со стороны Турции приводит к падению уровня загрузки газопроводов по территории России, что стимулирует реализацию новых проектов по переработке газа и производства СПГ на Черноморском побережье России.

Механизм реализации

Мероприятиями по созданию газового хаба на юге России являются:

1.     Инвестиции в инфраструктуру и строительство мощностей по производству СПГ:

• использование невостребованных мощностей проекта Южный поток для газохимических производств и СПГ проектов;

• строительство мощностей производства СПГ на Черном море;

• создание флота газовозов, способного проходить Босфор;

• формирование парта криогенных ISO цистернконтейнеров для поставки СПГ потребителям;

• создание интерконнектора с газопроводами Центральной России;

• создание промышленного газохимического парка на побережье Черного моря.

2.     Мероприятия по созданию хаба:

• рыночные условия работы – ТРА (third party access – доступ третьих лиц);

• подготовка и проведение торгов газом с условиями FOB Новороссийск;

• отсутствие привязки поставки газа на внутренний рынок или на переработку;

• раскрытие информации о свободных транспортных мощностях;

• возможность вторичного обращения прав доступа к газопроводу;

• перерабатывающие мощности вводить на условиях ТРА и толлинга (толлинговая модель Sabine Pass).

Ожидаемые результаты

Катастрофическое падение объемов экспорта российского газа в Турцию, которые были замещены азербайджанскими поставками по TANAP и СПГ, продемонстрировало низкую гибкость сбытовой политики «Газпрома» и чрезвычайную зависимость экспортных трубопроводных проектов от политической ситуации, уязвимость капитальных вложений в трубопроводы в условиях волатильного рынка при отсутствии сильного внутреннего рынка.

Создание газового хаба на юге России обеспечит ощутимые синергетические эффекты для газовой отрасли и экономики южных субъектов:

• развитие инфраструктуры торговли газом в южной части России;

• создание регионального центра торговли газом;

• промышленное развитие региона и портов на Черном море;

• развитие газохимической отрасли и отрасли производства удобрений;

• создание промышленности новых видов энергоносителей (водород, аммиак, метанол);

• снижение зависимости от поставок газа в Турцию и Южную Европу.

На южном газовом хабе может быть организована физическая торговля до 50 млрд. куб. м для внутреннего и экспортного рынков.

Создание центрального газового хаба

Усиливающееся давление на поставки российского газа на Украину и Польшу, а также официальное заявление со стороны Польши об отказе от приобретения российского газа требуют изменения подходов в организации торговли газом. Регулярные платежи «Газпрома» по проигранным искам, штрафы антимонопольных органов Польши и Украины создают высочайший риск не только для прямых поставок газа в эти страны, но и колоссальные риски транзита газа.

При этом в каждом случае реализуется одинаковая схема вытеснения российского газа с рынка. На первом этапе этой схемы антимонопольный комитет выписывает надуманный штраф. Это необходимо, чтобы российский поставщик газа однозначно не принял решение антимонопольного органа, не оплатил штраф и начал длительные процедуры оспаривания. При наличии штрафа все денежные средства от продаж газ на рынке или поставляемый газ в страну могут быть арестованы и взысканы принудительно.

Таким образом, ликвидируется возможность продаж и денежных операций на рынке. На основе высвобождающихся мощностей газопроводов «Ямал-Европа» и транзитных газопроводов через Украину возможно создание Центрального газового хаба. Хаб может использоваться для организации торговли газом на территории России с целью поставки частным потребителям газа на Украине и в Польше.

Механизм реализации

Для развития газовой торговли и создания хаба в Центральной России необходим комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры и создания системы торговли газом:

1. Инвестиции в инфраструктуру и строительство газопроводов с привлечением частных инвестиций и независимых производителей газа:

• создание интерконнекторов между системой газопроводов Центральной России с новыми экспортными маршрутами на северо-западе (Северный поток, Северный поток - 2) и на юге (Южный поток).

Мероприятия по созданию хаба:

• рыночные условия работы – ТРА (third party access – доступ третьих лиц);

• подготовка и проведение торгов газом на мультивалютной основе (рубль, злотый, гривна) в Центральной России;

• раскрытие информации о свободных транспортных мощностях;

• возможность вторичного обращения прав доступа к газопроводу;

• стимулирование перерабатывающих мощностей, например, как «Орелметахим» - Должанский завод минеральных удобрений;

• перевод на биржу торговли газом для нужд промышленных предприятий и энергогенерирующих компаний.

Ожидаемые результаты

Развитие Центрального газового хаба позволит:

• сохранить российскую часть ГТС с необходимым уровнем надежности обеспечения газом российских потребителей;

• перенести часть торговли газом в российскую юрисдикцию, в т.ч. при поставке на Украину и в Польшу;

• развитие системы интерконнекторов центрального хаба с северо-западным и южным центрами торговли позволит оперативно перераспределять газовые потоки между южным и северным маршрутами поставки.

На центрально российском газовом хабе может быть организована физическая торговля до 100 млрд куб. м для внутреннего и экспортного рынков.

Создание Северо-Западного хаба 

В северо-западной части России уже существуют возможности для создания регионального газового хаба. «Северный поток» и «Северный поток-2», несколько действующих среднетоннажных СПГ проектов, масштабные планы по развитию газопереработки составляют основу регионального европейского хаба. Продажа газа на экспорт за рубли демонстрирует возможность создания в России, как минимум, регионального европейского хаба. Определенный опыт продаж газа в национальной валюте уже имеется.

Так, ранее в 2019 году «Газпром экспорт» провел на своей электронной торговой платформе первую сделку по реализации газа на экспорт в Западную Европу по цене, установленной в рублях. Магистральные экспортные газопроводы, проложенные к побережью Балтийского моря, по мере развития биржевой торговли газом позволят реализовывать проекты производства СПГ и газохимической продукции по толлинговым схемам. А отмена регулирования цены на газ для производств СПГ, принятая в 2017 году, открывает новые возможности для СПГ проектов в виде покупки газа на бирже.

Новые производства СПГ позволяют обеспечить потребителей газом с близкорасположенных производств. В России уже три компании осуществляют поставки СПГ на европейский рынок: «Газпром», «НОВАТЭК» (через ООО «Криогаз-Высоцк»), «Криогаз». Трубопроводные проекты дополняют экспортные поставки и создают возможность строительства новых производств СПГ на побережье Балтийского моря.

В случае строительства интерконнектора, который позволит поставить на балтийское побережье газ, высвобождаемый с польского и украинского направлений, дополнительный объем сырья для российской промышленности достигнет 100 млрд куб. м. Запуск в эксплуатацию плавучего хранилища газа в Калининграде, планируемые перегрузочные терминалы в Мурманской области и на Камчатке могут играть роль центров торговли СПГ.

Для реализации этого потенциала необходимо нормативное регулирование с условиями доступа третьих лиц (ТРА) к терминалам, развитие механизмов торговли газом на северо-западе страны. При росте объемов производства и продаж малотоннажного СПГ создаются условия для организации биржевой торговли СПГ, что обеспечивает прозрачность рынка и возможность свободного выбора поставщика газа и, в свою очередь, способствует росту объёмов продаж и производства. Ускоренно развивается инфраструктура СПГ.

СПГ терминалы создаются почти в каждом крупном порту, растет количество точек бункеровки, вводятся в эксплуатацию новые газовозы. Растет количество и дедвейт судов, использующих СПГ в качестве основного топлива. Текущая рыночная конъюнктура создает новые возможности для биржевой торговли газом и газового рынка Балтики, на котором Россия может выступить не только в качестве поставщика СПГ или трубопроводного газа, но и создать полноценный газовый хаб. Падение добычи газа в Европе поддерживает перевод торговли газом в Россию.

Необходимость создания газового хаба в России связана и со специфическим ценообразованием на российский газ при экспорте. Например, по итогам 2019 года экспорт малотоннажного СПГ был осуществлен в 12 стран, а цена экспорта в Литву по данным Федеральной таможенной службы достигает 60 долл./т, что не позволяет окупать даже затраты на покупку сырьевого газа по регулируемым ценам для Ленинградской области.

Получается парадоксальная ситуация, при которой литовский потребитель может купить СПГ по таким ценам, а российский потребитель нет. Развитие газовой торговли ликвидируют такую вопиющую несправедливость. Переход на торговлю энергетическими единицами, выгодное географическое положение, развитие газовой инфраструктуры и внутреннего потребления являются основой для успешной реализации проекта газового хаба.

Источник: energy.skolkovo.ru

 

Перспективы создания газовых хабов в РоссииКод PHP" data-description="Развитие системы газопроводов в РФ, новые экспортные маршруты и высвобождение больших объемов газа от сокращения поставок на Украину и Польшу создают условия для развития газовой торговли и создания газовых хабов в различных регионах России. Об этом говорится в исследовании «Возможности и перспективы развития газовых хабов в России» (декабрь, 2020) Московской школы управления «Сколково»." data-url="https://www.eprussia.ru/market-and-analytics/4528262.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/035/03548195329a665f21e121b7b1769ebf.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.