16+
Регистрация
РУС ENG

Эксперт месяца

Все экспертные сессии
Долматов Илья Алексеевич

Долматов Илья Алексеевич

Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ "Высшая школа экономики". Эксперт газеты "Энергетика и промышленность России"

Кандидат экономических наук, защитил диссертацию «Управление тарифной политикой на газ в условиях формирования внутреннего рынка энергоносителей в России». В сферу профессиональных интересов Ильи Долматова входят такие направления как тарифообразование в отраслях естественных монополий, инвестиционная деятельность в электроэнергетике, газовой отрасли, коммунальном комплексе и железнодорожном транспорте, а также процессы либерализации в отраслях естественных монополий в России и за рубежом.

  • Прошел обучение по изучению опыта в сфере управления научными исследованиями в университетах Израиля (29 ноября - 5 декабря 2014 г., Израиль)
  • Прошел обучение по изучению опыта в сфере управления научными исследованиями в университетах США (3-10 ноября 2012 г., США)
  • Участник тренинга по повышению квалификации в сфере развития сетевого инновационного сотрудничества российских и американских университетов (9-16 апреля, 2011 г., США)
  • Прошел краткосрочное повышение квалификации по программе «General English. Upper Intermediate – 2» (Общий курс английского языка. Высший средний уровень. Государственный университет - Высшая школа экономики) (7 октября 2010 по 28 декабря 2010 г.)
  • Участник Тренинга в рамках Международной программы повышения квалификации по вопросам регулирования и стратегии развития инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, газовая отрасль, связь, водоснабжение) (7-18 июня 2010 г., Гейнсвилле, Штат Флорида (США)
  • Участник международного практического семинара «Практика применения расчета тарифов на электроэнергию по методу RAB. Опыт Великобритании» (сентябрь 2007 г., Лондон, Великобритания)
  • Участник международной Программы всестороннего обучения регуляторов рынка электроэнергетики Российской Федерации (октябрь 2003 г.)

Задать вопрос

Вопрос:

Россия, приняв общемировой призыв по реализации ЦУР (цели устойчивого развития) выбирает отрасли и компании, которые будут соответствовать принятым в мире нормам отчетности, содержащей ESG-критерии. Иными словами, бизнес аттестуют по параметрам, которые говорят о его воздействии на окружающую среду, помощи обществу и грамотном менеджменте. Пока это добровольное дело, но в перспективе может стать обязательной процедурой для многих отраслей, включая энергетическую. Отдельные российские компании уже готовы соответствовать новым критериям ЦУР. Но для полноценного запуска трансформации экономики необходимо, в том числе, изменение законодательства. На сегодняшний день созданы советы по устойчивому развитию при Минэкономразвития РФ и Минпромторге РФ. Как вы считаете, что именно в российском законодательстве нужно изменить или адаптировать под новые условия, диктуемые целями устойчивого развития? Какие подзаконные акты, нормы и требования должны создать законотворцы, чтобы Россия соответствовала европейскому уровню и обошла вероятные спорные ситуации по исполнению ЦУР?

От редакции ЭПР
,

Ответ:

Вот уж действительно – спасибо за вопрос! Об этом написаны тысячи страниц и проведены сотни конференций.

Попробую ответить кратко. Цели устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.

На сегодняшний день определено 17 глобальных целей, начиная от повсеместной ликвидации нищеты во всех ее формах и заканчивая укреплением средств достижения устойчивого развития и активизации работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

В Добровольном национальном обзоре об осуществлении в РФ Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, подготовленного АЦ при Правительстве РФ в 2020 году, отмечается, что наша страна уже показывает определенные успехи в сфере обеспечения устойчивого развития и имплементации Повестки ООН до 2030 года на национальном уровне. В 2019 г. страна поднялась до 55 места в рейтинге по сводному Индексу достижения ЦУР (с 63 места в 2018 г.), причем стабильно положительные тренды развития наблюдаются по таким ЦУР, как ЦУР 1 «Ликвидация нищеты», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост».

Мне ближе цели устойчивого развития, связанные с развитием энергетики, а также меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

В частности, наш институт занимается проблемами, близкими ЦУР 7. Энергетическая инфраструктура Российской Федерации активно преобразуется посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Цифровизация является ключевым драйвером технологической трансформации российского ТЭК. Также важной частью государственной политики по продвижению энергоэффективности народного хозяйства и внедрению новых передовых технологий в ТЭК является и развитие образовательной составляющей. На государственном уровне также ведется политика поддержки доступа к энергоресурсам отдельных категорий населения (пенсионеры, малоимущие семьи), которые имеют право на приобретение топлива по фиксированной государственной цене.

Наш институт, помимо проблем развития инфраструктурных отраслей (ЦУР 9), вплотную занимается и проблемами изменения климата - ЦУР 13. В конце 2020 года мы подготовили, по заданию Госдумы РФ, подробный анализ проблем, связанных с правовым регулированием топливно-энергетического комплекса РФ в контексте реализации Парижского соглашения по климату. Это порядка 250 страниц концентрированного текста. К сожалению, даже простое перечисление выявленных проблем и сформулированных предложений не вписывается в формат нашего интервью.

Можно констатировать, что на настоящий момент в России создан правовой, информационный, методологический задел для регулирования выбросов и поглощений ПГ и выполнения обязательств по Парижскому соглашению в топливно-энергетическом комплексе. Однако в современных условиях международной климатической и экологической политики возникает необходимость усиления мер «углеродного» регулирования, формирования более амбициозной стратегии, направленной на достижение климатической нейтральности, принятия законодательной базы для стимулирования масштабного перехода к низкоуглеродной экономике, снижения рисков углеродного протекционизма и реализации конкурентных преимуществ и возможностей, которыми обладает Россия.

В целом можно говорить о том, что Россия находится в самом начале долгого и нелегкого пути по обеспечению всех условий для исполнения ЦУР, для чего нам необходимо изменить целый комплекс законодательных актов, затрагивающих различные сферы жизни.

Вопрос:

Уважаемый Илья Алексеевич! Как вы считаете, будут ли расходы на цифровизацию энергетического сектора напрямую или косвенно заложены в тарифы для промышленных потребителей?

Алина Самойлова
специалист энергосбытовой компании, Иркутск

Ответ:

Да, конечно, в той или иной степени расходы на цифровизацию энергетического сектора учитываются и будут учитываться в тарифах, в том числе и для промышленных потребителей. Но в тариф включаются экономически обоснованные расходы. Очевидно, это требование будет применяться и к расходам на цифровизацию. Теперь важно разобраться, а что такое «расходы на цифровизацию». Ведь точного определения этого термина нет, но по своей сути означает расходы на мероприятия, в которых используются цифровые технологий. Как правило, такие расходы носят инвестиционный характер. А к инвестициям предъявляются и требования по их экономической эффективности. Поэтому регуляторы должны исходя из вышеизложенного проводить экспертизу подобного рода расходов и принимать экономически обоснованные решения.

Вопрос:

Илья Алексеевич, весь мир говорит о негативных последствиях блокировки Суэцкого канала. Как вы прокомментируете, действительно ли мировой экономике грозит кризис из-за этого?

Самуэль Грант
сотрудник транспортной компании, Калининград

Ответ:

Блокировка Суэцкого канала, которая уже благополучно завершилась, действительно нанесла некоторый ущерб мировой торговле, но не могу сказать, что спровоцировала для мировой экономики кризис. Но этот инцидент активизировал обсуждение и использование альтернативных маршрутов, в том числе повысил интерес к Северному морскому пути, который может стать важной транспортной артерией в будущем. Поэтому у этого урока есть и положительные стороны для дальнейшего развития.

Вопрос:

Уважаемый Илья Алексеевич! Как вы считаете, есть ли большие перспективы у электромобилей в РФ? При каких условиях на них будет массовый спрос?

Василий Юрьев
чиновник, Москва

Ответ:

Данная тема активно обсуждается в нашей стране в последние годы, высказываются разные мнения по поводу перспектив электромобилей в России. По моему мнению, в ближайшие годы у электромобилей в нашей стране мало шансов составить серьезную конкуренцию автомобилям, работающим на двигателях внутреннего сгорания. Главными причинами этого являются отсутствие необходимой инфраструктуры для зарядки электромобилей, высокая цена относительно других видов автомобилей, а также низкая надежность работы электромобилей в холодных климатических условиях, что свойственно нашей стране.

Однако локально электротранспорт может быть весьма востребован. Например, в Москве активно идет развитие электробусов. Кстати, с точки зрения энергетики, электробусы играют положительную роль, т.к. зарядка осуществляется в ночное время суток, тем самым заполняя ночной провал в электропотреблении.

Вопрос:

Уважаемый Илья Алексеевич!
Недавно появилась новость со ссылкой на НИУ ВШЭ о том, что около половины прироста ВВП России в период до 2030 года может быть достигнуто за счет внедрения цифровых технологий. Насколько, по вашему мнению, эти прогнозы реальны и нужны ли нам в таком объеме цифровые технологии и какие именно?

Петр Евсиков
проектировщик, Ставрополь

Ответ:

Да, действительно, относительно недавно НИУ ВШЭ был опубликован экспертный доклад «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития».

Эксперты НИУ ВШЭ полагают, что сегодня необходима глубокая структурная трансформация экономики – как на уровне расширения наукоемких и высокопроизводительных секторов, так и на уровне повышения технологического развития предприятий внутри традиционных отраслей.

Подчеркивается важность национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», и отмечается, что ее успешной реализации будет способствовать новая волна цифровизации и массовое внедрение прорывных технологий – искусственного интеллекта, интернета вещей, 5G, робототехники. По оценке, которая приводится в работе, около половины прироста ВВП России до 2030 г. может быть достигнуто за счет внедрения цифровых технологий. Для этого необходим кратный̆ рост спроса на цифровые технологии со стороны организаций и населения, поэтому стоит задача повышения уровня владения гражданами цифровыми навыками.

В целом соглашусь с основными тезисами, выдвинутыми моими коллегами. Цифровизация действительно может стать серьезным драйвером для роста нашей экономики. Ведь цифровизация уже пронизывает почти все сферы деятельности нашей экономики. Поэтому неудивительно, что речь идет о таких существенных параметрах.

Вопрос:

Илья Алексеевич, как вы оцениваете потенциал российских стартапов для энергетической отрасли? Известны ли вам какие-то проекты, которые вышли из этих стартапов и стали работать на большую энергетику?

Анна Власова
энергетик, Чебоксары

Ответ:

В целом высоко оцениваю потенциал российских стартапов в энергетической отрасли. При этом, конечно, нужно принимать во внимание их отличие от любого другого частного бизнеса, в первую очередь, ориентацией на рост и связанной с этим потребностью в ресурсах, которые могут обеспечить, как правило, крупные компании или венчурные фонды.

Для стартапов важны эффективные инструменты поддержки - конкурсы, гранты, акселераторы. В качестве примеров поддержки стартапов в энергетической отрасли можно привести такие конкурсы как «Энергопрорыв», организованный Фондом «Сколково» совместно с группой компаний «Россети», акселератор «Энергия», реализуемый при поддержке Фонда «Энергия без границ» и группы «Интер РАО». В прошлом году команда ВШЭ успешно приняла участие в акселераторе En+ Group «Лаборатория энергетики – 2020» и вошла в ТОП-5 команд-призёров с проектом «Demand Response – управление спросом розничных потребителей на электроэнергию», который высоко оценили представители топ-менеджмента холдинга.

В числе стартапов и компаний, которые сейчас работают на большую энергетику, нельзя не упомянуть компанию «Профотек», выпускающую цифровые трансформаторы - одни из лучших в мире, что подтверждается и равноправным партнерством с сильнейшими производителями в Швейцарии, Германии и инсталляциями в электрических сетях по всему миру: Сибирь, Швейцария, Франция, Италия, Канада.

Вопрос:

Насколько известно, вы прошел обучение по изучению опыта в сфере управления научными исследованиями в университетах Израиля. А чем был полезен этот опыт и можете ли вы применить его на российской плоскости?

Иван Дроздов
аспирант, Новосибирск

Ответ:

Да, это было интересное обучение и полезный опыт, я познакомился с особенностями управления научными исследованиями в Израиле, главной из которых является коммерциализация научных разработок. В Израиле ключевую роль занимают центры трансфера технологий, активно привлекаются внешние средства как основной источник финансирования деятельности научных лабораторий, все университеты работают в тесном контакте с профильными отраслями экономики. Тем самым, наука неразрывно связана с промышленным производством и находится в конкурентной среде. Конечно, этого не хватает нашей отечественной науке, хотя в последнее время определенное движение в этом направлении есть. 

Вопрос:

Уважаемый Илья Алексеевич! Какое средство или действенный метод даст возможность нам сократить неплатежи по электро- и теплоэнергии?

Анна Васильевна Печерникова
Статистика, Архангельск

Ответ:

Самый действенный метод – это отключение потребителя от энергоснабжения в случае неуплаты вовремя за оказанные услуги. Но в отношении электроэнергии и тепла действуют более гуманные правила, учитывая социальную значимость и роль электро- и теплоснабжения. А это в свою очередь позволяет накапливать долги.

Даже технически, например, сложно взять и отключить потребителя тепловой энергии в многоквартирном доме. Помимо технической возможности отключения потребителя, платежную дисциплину может повысить цифровизация (автоматическое снятие показаний приборов учета, он-лайн оплата).

А с экономической точки зрения важно усилить адресную поддержку малоимущим слоям населения.

Задать вопрос

CAPTCHA