16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/417-418/4923955.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (417-418) июль 2021 года

Цифровизация с человеческим лицом

Необходимость и важность применения цифровых технологий не только в экономике в целом, но и в ее отраслях, в частности в энергетике, сегодня ни у кого не вызывает вопросов. Энергокомпании активно внедряют передовые решения и ставят амбициозные цели.

В первую очередь — повышение надежности

Сергей Моденов, руководитель филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Омскэнерго»:

«Среди тех направлений, по которым мы работаем в части цифровой трансформации, больше всего на слуху внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии. Это позволяет снизить потери электроэнергии, в большей части связанные с ее безучетным потреблением или хищением. Дает возможность выявлять участки с повышенным потреблением электроэнергии и, проанализировав конкретную ситуацию, принимать соответствующие меры.

Еще одно важное направление — внедрение интеллектуальных коммутационных аппаратов, так называемых реклоузеров. Это позволяет достаточно быстро выявлять место повреждения и в автоматическом режиме локализовать поврежденный участок. Таким образом, мы сокращаем сроки устранения технологического нарушения.

В части оперативного управления, анализа сбора данных, анализа режимов работы идет работа по внедрению системы SCADA. Дистанционные управления, в первую очередь, направлены на повышение надежности электроснабжения потребителей».


Все вертится вокруг клиента

Петр Конюшенко, генеральный директор АО «АтомЭнергоСбыт»:

Петр Конюшенко«Энергетика создана для клиентов, поэтому все цифровые процессы, которые мы проводим, должны быть ориентированы исключительно на потребности клиентов. Не на автоматизацию личных бизнес-процессов, это наша проблема, о которой вообще никто не должен знать, а именно на те процессы, которые позволяют клиентам вообще не думать об энергетиках.

Наш основной принцип — клиентоцентричность, когда клиент ставится в центр и вокруг него все крутится и вертится. По-другому в энергетике быть не может. К сожалению, многие энергетики забываются, и все процессы начинают «генерить» вокруг себя. Клиенту это не надо, он не готов платить деньги за такую цифровую трансформацию. Он не готов к тому, чтобы тарифы повышались со всеми вытекающими последствиями.

Понимая, что наш клиент становится более цифровым, мы должны отвечать этим требованиям. Все свои сервисы, в частности энергосбытовые, ориентировать на потребности клиента. Мы должны предвосхищать его ожидания, потому что порой клиенты не знают о многих возможностях, которые открывает им цифровая трансформация.

Вместе с тем цифровая трансформация невозможна без изменения мышления персонала, без его максимального вовлечения, без лидирующей позиции руководителя в этой области. В нашей компании все работники обязаны пользоваться цифровыми сервисами — они первые, кто дает обратную связь по недоработкам, а также весь наш персонал участвует в разработке цифровых продуктов.

Мы сами пишем цифровые продукты. К примеру, разработали мобильное приложение, его оценка 4,6 балла. Это обусловлено тем, что мы оперативно реагируем на все жалобы, так как цифровой след никто не отменял и любая жалоба в App Store не может быть уничтожена или затерта. Опять же, по моему мнению, это возможно только в том случае, если в твоих руках находятся бразды правления. Стоит отдать это на аутсорс, и вы будете работать через акт выполненных работ с определенными регламентными сроками.

Кроме того, несколько лет назад мы внедрили видеоконтакт-центр с помощью современных мессенджеров WhatsApp и Viber. Это позволило ликвидировать необходимость для клиентов приходить в наши офисы для подтверждения себя как личности и для предоставления правоустанавливающих документов. Люди стали присылать нам все документы на право собственности, паспортные данные, а мы идентифицировали их через камеру. Знаю, что и другие компании в стране уже применяют такие методы.

Следующий важный момент в области цифровой трансформации — создание мобильного контакт-центра. Он был создан исходя из того, что люди не хотят тратить время на визит в офис, возможные очереди или долго дозваниваться операторам. Поэтому был применен принцип робота. Через робота у нас сейчас обрабатывается порядка 50% обращений. Основной акцент делается на передачу показаний приборов учета.

Несколько лет назад мы запустили во всех регионах пилотный проект «Умный дом», одна из целей которого — снизить общедомовые потери. Ранее часто были неоплаченные долги, потому что управляющие компании не контролировали электропотребление внутри дома. Эта проблема была решена. В семь раз у нас снизились потери внутри дома.

Кроме того, тратим много времени на обучение клиентов цифровой грамотности, рассказываем, какие технологии они могут применять. Тем самым повышаем лояльность к нашей компании и лояльность ко всем цифровым продуктам. Однако я считаю, что не только энергетики должны заниматься обучением цифровой трансформации, но и другие компании, и органы власти.

За несколько лет у нас в три раза снизилось количество очных посещений в контакт-центры, при этом очное обслуживание необходимо для большой группы клиентов, и мы обязаны его сохранить.

Внедрив цифровые продукты, мы в шесть раз увеличили количество коммуникаций через онлайн-сервисы. Общее количество обращений у нас выросло, но благодаря возможности более оперативной коммуникации с клиентами и предоставления своевременных ответов на любые вопросы нам удалось увеличить собираемость. У нас сейчас одна из самых высоких собираемостей в стране.

Цифровизация однозначно необходима, но она должна быть с человеческим лицом и не должна приводить к сокращению персонала».


Важен прямой экономический эффект

Денис Коваль, генеральный конструктор ООО «Научно-производственное объединение МИР»:

Денис Коваль«Сейчас основным драйвером нашего роста и направлением основных наших усилий является интеллектуальный учет электроэнергии. Мы с большим энтузиазмом воспринимаем тот разворот, который несколько лет назад сделали государство и энергетика в сторону уровня 0,4 кВ — туда, где находятся основные потребители. Это как раз источник финансов, это та кровь, которая необходима электросетевой и сбытовой компании для жизни и деятельности.

Поэтому, конечно, большой акцент сегодня делается на интеллектуальном учете. Это то, что приносит прямой экономический эффект. Если мы говорим о цифровизации, например, высоковольтных сетей — это все-таки косвенные эффекты, которые невозможно определить и иногда оценить.

В прошлом году группа компаний ПАО «Россети» инвестировала в установку примерно одного миллиона интеллектуальных приборов учета, а мы подняли объем своего производства примерно до 250 тысяч приборов учета.

Одной из наших приоритетных задач на ближайшую перспективу является решение задачи по импортозамещению путем объединения усилий приборостроителей с производителями отечественной электронной компонентной базы. НПО «Мир» совместно с ПКК «Миландр» с 2019 года приступили к реализации задачи создания отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) для счетчиков на ядре RISC V. На сентябрь 2021 года запланирован старт пилотного проекта в МРСК Сибири «Омскэнерго» с приборами учета на отечественной ЭКБ. Однако нужно учитывать, что низкий эффект масштаба производства отечественной ЭКБ приведет к росту стоимости конечных изделий ориентировочно на 10%».

По материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы энергетики», состоявшейся в Омске


Автоматизация в энергетике, Цифровизация,

Цифровизация с человеческим лицомКод PHP" data-description="Необходимость и важность применения цифровых технологий не только в экономике в целом, но и в ее отраслях, в частности в энергетике, сегодня ни у кого не вызывает вопросов. Энергокомпании активно внедряют передовые решения и ставят амбициозные цели." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/tsifrovizatsiya-s-chelovecheskim-litsom.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/f33/f3312bf5b5ee6c59b53d8b68d8f71e3d.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные