16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/419-420/9202445.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (419-420) август 2021 года

Как дроны используются в энергетике

В последние годы сегмент беспилотных летающих аппаратов и беспилотных автомобилей активно развивается, что расширяет возможности сотрудничества предприятий ОПК и гражданских предприятий. Пока массовое применение беспилотников ограничено законодательством. Однако участники рынка рассчитывают на то, что вскоре это изменится, и предлагают новые способы применения машин.

Развитие высокоскоростных сетей передачи данных нового поколения, технологий искусственного интеллекта, сенсорики и робототехники открывает новые перспективы для трансформации транспортной и логистической отраслей и более активное использование БПЛА и беспилотных автомобилей.


Экономический эффект

Активными интересантами этого процесса стали компании нефтепромышленного комплекса. Так, например, в НИОКР «Газпром нефть» реализовано более 80 кейсов, касающихся логистики и беспилотных авиационных систем. Они находятся в разной степени проработки.

«В первую очередь до корпоративных сервисов доросли именно беспилотные авиационные системы, — поясняет Александр Паршиков, руководитель департамента технологий, роботизации и трехмерной печати компании «Газпром нефть». — У нас есть отдельный центр компетенции, который занимается только ими. В основном такие сервисы направлены на обеспечение безопасности и контроля за техпроцессами. Следующая на очереди — наземная логистика. Например, на одном из месторождений уже проведены испытания беспилотных КАМАЗов».

По мнению Александра Паршикова, наиболее близки к широкому внедрению беспилотные авиационные системы. Российское законодательство отстает от реальных технических достижений, поэтому применяться могут только решения, которые находятся в зоне регулирования, где понятно что делать: получаешь разрешение на полет, маршрутный план и собираешь данные. В этой области есть законодательство, которое позволяет проводить такую работу. Также использование БПЛА экономически оправданно. С мобильной логистикой сложнее, потому что на входе и выходе этого процесса получаются бутылочные горлышки и теряется смысл от внедрения новых технологий.

«Однако даже банальная беспилотная тележка для надзора за кустовыми площадками имеет экономический эффект», — напоминает Александр Паршиков.

В прошлом году началась работа по разработке концепции роботизации нефтегазовой отрасли. Под руководством Минэнерго в ней принимают участие крупнейшие компании отрасли: «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл». В целом потенциал роботизации нефтегазовой отрасли сейчас оценивается в 1 млн роботов к 2030 году.

«Как везде, нужно рассматривать ситуацию целиком, — уверен эксперт. — Необходим качественный переход, доработка всех составляющих: опорных сетей, систем управления, самих беспилотников — чтобы интегрировать в технологические процессы систему целиком».


Из точки А в точку В

Нефтегазовая отрасль — очень серьезный игрок на рынке БПЛ, но есть другие потребители. Это логистика, в частности доставка небольших грузов и посылок, медикаментов. А также сфера организации развлечений, например шоу дронов. В этих сферах применение беспилотников также будет развиваться, уверены эксперты. Есть и другие направления. Например, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин самым перспективным рынком дронов на российском рынке считает рынок защиты от дронов: от идентификации до уничтожения.

По мнению первого заместителя генерального директора компании «Аэромакс» Максима Чижова, наиболее перспективные кейсы беспилотных авиационных технологий это: получение информации с помощью летающей камеры с объектов строительства, мониторинг трубопроводов, картография, обследование воздушных ЛЭП.

В ближайшей перспективе к ним могут добавиться задачи, связанные с охраной периметров, мониторингом природных пожаров, внесением средств защиты и химии в растениеводстве, лесоустройство.




Главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин:

«Самым перспективным рынком дронов на российском рынке я считаю рынок защиты от дронов: от идентификации до уничтожения».




Дальнейшее развитие технологий БПЛ, по его мнению, связано с перевозками. То есть с перемещением с помощью беспилотников из точки А в точку В.

«Самый большой рынок, который ожидает БПЛ, — это перевозка пассажиров, его оценивают в триллионы долларов, — констатирует Максим Чижов. — Но чтобы перейти к массовому применению беспилотников, необходимы массовое же производство оптимальных носителей. И, соответственно, долгосрочный крупный заказ на их производство, чтобы серийное производство позволило снизить себестоимость производства и эксплуатации».

Кроме того, развитие этого рынка требует изменений законодательства.
Причем опираться в контроле, надзоре и регулировании беспилотных летающих аппаратов необходимо на «цифру», а не на ограничения и запреты, уверен эксперт. То есть контролировать за счет максимального перевода в цифровой вид всех информационных обменов между производителями, импортерами, покупателями и эксплуатантами и государством.


Разные риски, общие подходы

«Мы должны отказаться от создания для беспилотников единого регуляторного поля в нашей стране. На разных территориях различные условия и риски, — уверен Андрей Ионин. — А значит, разная степень ответственности, и должна быть разная регуляторика. Именно за счет этого мы можем получить преимущество. Пока в этой области мы наблюдаем условный регуляторный разрыв — когда развитие технологий обгоняет развитие регуляторики. Это происходит всегда, но особенно это критично, когда технологии развиваются быстро, как сейчас. И вторгаются в сферу, связанную с жизнью и здоровьем человека, как беспилотник на трассе. Надо искать общие подходы. Но попытки переложить решение этой задачи на государство — контрпродуктивны, нужно участие компаний и предприятий, которые в этом заинтересованы».

БПЛА, Робототехника,

Как дроны используются в энергетикеКод PHP" data-description="В последние годы сегмент беспилотных летающих аппаратов и беспилотных автомобилей активно развивается, что расширяет возможности сотрудничества предприятий ОПК и гражданских предприятий. Пока массовое применение беспилотников ограничено законодательством. Однако участники рынка рассчитывают на то, что вскоре это изменится, и предлагают новые способы применения машин." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/kak-drony-ispolzuyutsya-v-energetike.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/293/2933b653a4f55f31c8d8ef2c8b87f8c2.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные