16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/419-420/9217496.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (419-420) август 2021 года

Энергетика для армии: кто вступит в строй

Герметичный КАМАЗ с дизелем и автоматизированным рабочим местом оператора

У военных особые требования к оборудованию. В первую очередь оно должно быть надежным и простым в эксплуатации. Безусловно, это усложняет процесс внедрения новых технологий в армейскую жизнь, однако не становится преградой для модернизации. Уже к 2020 году, как и планировалось, оснащенность новой техникой Вооруженных сил России достигла 70 процентов. И в ближайшие годы финансирование закупок именно нового вооружения останется на прежнем уровне. Что станет хорошим стимулом для промышленности, в том числе — разработчиков и производителей энергооборудования. У них довольно много наработок, достойных после всесторонних испытаний быть принятыми на вооружение Российской армии.

Залатать вчерашнюю прореху

Одной из важнейших задач, которую пришлось в срочном порядке решать Российской армии после 2014 года, стал переход на отечественное энергооборудование. Советская военная промышленность формировалась в ту послевоенную эпоху, когда ни о какой локализации и тем более логистике речи не было. Поэтому зачастую оборудование, как гражданское, так и военное, собиралось из комплектующих, выпущенных в самых разных уголках «необъятной». Часть деталей поступала из Сибири, что-то шло из Белоруссии, а кое-что везли даже с Дальнего Востока, не обращая внимания на затраты.

Значительная доля военной техники выпускалась на украинских заводах. Это было энергетическое оборудование достаточно широкого спектра: от дизельных двигателей, установленных на многих военных объектах в качестве резервного источника питания, до силовых систем для военных кораблей.

После распоряжения Порошенко о полном запрете любого военно-технического сотрудничества с Россией в 2014 году российским предприятиям срочно пришлось искать замену на отечественных заводах, поскольку под угрозой срыва оказался выпуск новых боевых кораблей для ВМФ. Например, была остановлена достройка трех фрегатов «адмиральской серии» из-за отсутствия силовых установок, которые должно было поставить украинское предприятие «Зоря-Маршпроект». Российским производителям удалось в срочном порядке «залатать» эту прореху и наладить выпуск нужного оборудования на рыбинском заводе концерна «ОДК-Сатурн». Фактически к 2019 году российским предприятиям удалось освоить выпуск всей номенклатуры силовых установок, необходимых для Минобороны. На снимке: новый двигатель российского предприятия.


Новый двигатель «ОДК-Сатурн»

Новый двигатель «ОДК-Сатурн»



Ближнее завтра

Решение проблемы с заменой украинского оборудования свидетельствует о мобильности отечественных разработчиков. Но они могут не только решать задачи вчерашнего дня. Им есть что предложить военным с прицелом «на будущее».

Например, комплекс полевой системы управления и связи, созданный ВНИИ «Эталон». Фактически, комплекс — это небольшой кусок энергосети, в который входит до 6 генераторов и 24 потребителя. Его центр управления умещается в автомобильном прицепе и поэтому сам по себе мобилен. Оператор, сидящий в центре, может удаленно управлять каждым из генераторов. Например, при необходимости завести и передвинуть на другое место, включить и выключить аппаратуру и так далее. А генератор — это герметичный КАМАЗ с дизелем и автоматизированным рабочим местом оператора, который управляет своей локальной «электростанцией» с экрана монитора. Благодаря мобильности такой комплекс может быстро передвинуться на новое место и запитать электроэнергией самые разные объекты — от командных пунктов до госпиталей. Причем сделать это достаточно скрытно. При этом благодаря системе сбора и обработки информации центр управления имеет возможность поддерживать баланс энергопитания между потребителями.

Еще одна разработка, представленная на выставке, — это новая модификация мобильной электростанции ЭПС-120П, выпускаемая научно-производственной группой «Солярис». Ее особенность — использование солнечных батарей в качестве источника электроэнергии. Причем первые версии нового устройства уже прошли апробацию в армии с 2013 года. Но раньше о них мало писалось в открытых источниках, а теперь можно даже своими руками потрогать на выставке. Применение такого источника энергии позволяет работать без привязки к «традиционным» средствам генерации электричества. Солнечные батареи могут быть развернуты почти в любой обстановке, в первую очередь, полевой.


Новая модификация мобильной электростанции ЭПС-120П, выпускаемая научно-производственной группой «Солярис»

Новая модификация мобильной электростанции ЭПС-120П, выпускаемая научно-производственной группой «Солярис»


Достаточно близко подошли к внедрению своих разработок в промышленную эксплуатацию конструкторы петербургского Физтеха. Они еще в 90-х разработали технологии использования наноструктурированного кремния для покрытия солнечных батарей. В то же время был создан Научно-технический центр тонкопленочных технологий — единственная в России профильная научная организация, занимающаяся исследованиями и разработками в сфере солнечной энергетики. В середине 2010-х годов разработчики уже подступались к решению задачи электроснабжения с помощью солнечных батарей боевой экипировки «Ратник», в которую входят: система управления «стрелец», коммуникатор, набор телевизионных прицелов и другие энергопотребляющие приспособления. Петербургские разработчики предлагали вместо достаточно увесистого (рассчитанного на 12 часов) аккумулятора использовать тонкопленочные (толщиной 7 микрон) солнечные батареи, которые можно нанести на ранец, каску и бронежилет. Такой же слой батарей можно нанести и на палатку. Но эта разработка пока осталась лишь перспективной.


Перспективное послезавтра

Кроме задач ближайшего будущего, технологии для которого уже разработаны, российская промышленность готовит базу для внедрения новинок, которые сегодня считаются футуристическими. Например, планетолет российского производства «Нуклон». Одной из основных его особенностей является использование ядерного реактора и плазменных двигателей. Его разработку осуществляет «Роскосмос» совместно с АО «КБ Арсенал». По определению разработчиков, их детище — это «многофункциональный многоразовый орбитальный комплекс, который представляет собой транспортно-энергетический модуль (ТЭМ), способный автономно вырабатывать энергию за счет ядерного реактора мегаваттного класса. Его планируется использовать в качестве буксира, чтобы доставлять полезную нагрузку». Планетолет планируется в первую очередь использовать для межпланетных исследовательских полетов. Первый из них намечен на 2030 год. Сначала планетолет направится к Луне, проведет зондирование и оставит на орбите спутник. Вторым пунктом назначения станет Венера. При этом по пути к планете, возможно, будут вести испытания по дозаправке ксеноном. У самой планеты буксир оставит исследовательский спутник для сбора информации и облетит ее вокруг. Последняя точка миссии для сбора полезных данных — спутник Юпитера. Предположительно, им станет ледяной спутник «Европа».


Плазменный двигатель

Плазменный двигатель



Эти разработки свидетельствуют о том, что отечественной промышленности вполне по силам создание новых систем энергообеспечения, сочетающих применение новых технологий с надежностью — одним из ключевых требований, предъявляемых к продукции оборонного назначения.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), Энергооборудование ,

Энергетика для армии: кто вступит в стройКод PHP" data-description="У военных особые требования к оборудованию. В первую очередь оно должно быть надежным и простым в эксплуатации. Безусловно, это усложняет процесс внедрения новых технологий в армейскую жизнь, однако не становится преградой для модернизации. Уже к 2020 году, как и планировалось, оснащенность новой техникой Вооруженных сил России достигла 70 процентов. И в ближайшие годы финансирование закупок именно нового вооружения останется на прежнем" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/energetika-dlya-armii-kto-vstupit-v-stroy.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/fc1/fc126753b19356513dc8b0d1c8284987.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные