16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/8/214.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 4 (8) апрель 2001 года

«Силовые машины»: стратегия и тактика развития концерна

Есть ли у России силы для того, чтобы вернуть свои позиции на рынке энергомашиностроительного оборудования, стать заметным конкурентом глобальным энергетическим гигантам? Один из идеологов и крупных менеджеров возрождающейся в России отрасли энергетического машиностроения президент концерна «Силовые машины» Евгений Яковлев говорит, что сделать это мы попросту обязаны. Именно с этой целью был создан концерн «Силовые машины», который сейчас набирает силу, концентрируя вокруг себя лучшие конструкторские и управляющие кадры, научные идеи, технологию и опыт работы на мировых рынках.

- Евгений Кириллович, с чем Вы связываете некоторое падение экспорта энергетического оборудования из России, которое раньше хорошо было известно на рынке?
- С определенным падением производства, происшедшим во времена реформ, с организационными неурядицами и борьбой за передел собственности, которым увлекался прежний хозяин многих машиностроительных предприятий энергетического профиля - «Энергомашкорпорация», с отходом государства от контроля за стратегически важной сферой производства, с неправильным использованием ресурсов как кадровых, так и материальных, с пассивной позицией на многих рынках, которые можно было бы сохранить за собой...

- Иными словами, перспективы плохие?
- Как раз нет. Положение далеко не так трагично, как рисуется. Энергетическое машиностроение России до сих пор вполне конкурентно как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Я не сравниваю возможные объемы его поставок с нашими сырьевыми товарами - нефтью, газом, лесом, металлом. Но в своей «весовой категории» энергетические машины наших крупнейших предприятий могут вновь выйти на рынки как в России, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

- Что для этого нужно?
- Восстановить управляемость отраслью. Для этого мы и консолидировали основных ее участников, хорошо известных на рынках многих стран. Это производители - Ленинградский Металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод и известная сбытовая организация «Энергомашэкспорт». Наше объединение с финансово-промышленной группой «Интеррос» дает надежду на солидное финансирование проекта. Иными словами, создана консолидированная структура, способная выполнить работы от «а» до «я» - от проекта до продажи готовой продукции.

- Формирование структуры закончено?
- Нет, мы только начали работу. Для достижения каких-то результатов нам требуется несколько, скажем, 4 или 5 лет спокойствия и стабильности, чтобы погасить страсти, разожженные реформами, организационной нестабильностью, сокращением финансирования, невозможностью вкладывать серьезные средства в модернизацию производства.

- 4-5 лет - не слишком ли много? Не убежит ли мир вперед настолько, что нам его уже не догнать?
- Вопрос очень сложный. Время действительно на месте не стоит, энергомашиностроение мира глобализуется, одна фирма поглощает другую или сливается с ней, все время появляются новые конструкции машин, новые проекты, мощность корпораций возрастает, и конкуренция российским машиностроителям, конечно, возрастает. Но если сложить руки, то энергетическое машиностроение в России вообще исчезнет, что будет очень обидно, ибо, как я уже сказал, это пока вполне конкурентоспособная отрасль. Она ослаблена, но жива. Могу сказать, что все названные мною заводы - прибыльны, зарабатывают больше, чем тратят, и поэтому жизнеспособны. Но вот инвестиционных средств у них не хватает. Поэтому модернизация откладывается и откладывается, что грозит серьезными проблемами в недалеком будущем.

- Какова ваша стратегия? Главные задачи - ближайшие и перспективные?
- Сейчас нам нужно убедить правительство в том, что оно должно поддержать отрасль. Слишком много опасностей подстерегают заводы. Возьмем, например, грядущую реструктуризацию РАО «ЕЭС России». Пока ее идеологи думают в основном о проблемах конечной продукции - электроэнергии, а не о судьбе энергетического машиностроения. А ведь на это нужно обратить первостепенное внимание. Именно этот сектор более всего нуждается в государственной защите от конкурентов. Я не против конкуренции, но ко всему нужно подходить с позиций реальной ситуации. Ведь если, например, в разгар финансового кризиса в страну пустить иностранный капитал, то о собственных банках придется забыть. То же и с промышленностью. Даже крупнейшие страны мира стараются оградить национальных производителей от мощных конкурентов, и в этом проявляются государственные интересы.

Теперь представим себе, что в процессе реформирования нашей электроэнергетики какое-нибудь из АО-энерго, скажем «Мосэнерго», или «Тюмень-энерго» решит выделить генерирующие мощности в отдельную компанию. Уверен, зарубежных охотников на такой лакомый кусок найдется немало. Придет инвестор и прежде всего сломает нашу тарифную политику, несущую в себе очень серьезный социальный фактор. Стратегический инвестор неизбежно потребует повышения тарифов на электроэнергию, причем в тех пределах, которые Россию никак устроить не смогут. Дело в том, что ставки сейчас очень занижены, и мы сами отлично знаем о необходимости их повышения. Но также хорошо известно, что резкое повышение может крайне негативно отразиться и на работе промышленности, и на жизненном уровне населения. Поэтому возможен лишь вариант включения в тарифы инвестиционной составляющей - не более того. А это 40-60-процентный рост. Мы просчитали, что это даст промышленности минимум 5 млрд. долларов и поможет достаточно мягко провести модернизацию оборудования, 48% которого сейчас выработало свой срок. Уверен, это никакого западного владельца не устроит, для получения хорошей прибыли ему потребуется 3-4-кратный рост. К чему это приведет для российской промышленности и населения - представить нетрудно.

Вот во что упирается только один вопрос о реструктуризации РАО ЕЭС. Поэтому наша задача - в партнерстве с РАО показать правительству всю сложность ситуации и постараться предотвратить бесконтрольное реформирование энергетической системы России.

- Но способна ли Россия выпускать всю гамму энергетического оборудования, нужную стране?
- Я уже говорил, что потенциал у отрасли остался. Сейчас для нас важнейшая проблема - восстановление внутреннего рынка. Потребности его крайне велики. Я назвал цифру 48% износа основного технологического оборудования, но некоторые эксперты склоняются к цифре 60%! Так что модернизация и переоборудование электроэнергетики России неизбежны. Думаю, что платежеспособный спрос на энергетическое оборудование появится через несколько лет.

Пока же мы можем ориентироваться на внешние рынки, как это делается уже не первый год и что, кстати, позволило сохранить основной потенциал отрасли. Кстати, «Энергомашэкспорт» теперь перестанет быть только экспортной организацией и займется сбытом оборудования и на внутреннем рынке, правда, не касаясь номенклатуры Минатома.

Что касается всей гаммы оборудования, то пока у нас есть некоторое отставание в производстве хороших газовых турбин. Мы сейчас намерены сотрудничать с авиастроителями Перми и Рыбинска, у них есть прекрасные наработки, так что в ближайшие годы у нас, надеюсь, появятся и конкурентоспособные газовые турбины. .

Но ведь на них свет клином не сошелся, есть и другое оборудование, которое полностью отвечает требованиям рынка и к тому же дешевле, чем у конкурентов: паровые и гидравлические турбины, генераторы, трансформаторы, крупные электрические машины. Опыт «Энергомашэкспорта» показывает, что спрос на него есть.

- Это в общем-то стратегия. А тактика?
- Без стратегической установки хотя бы на среднесрочную перспективу нам на рынке делать нечего. Поэтому мы и построили модель собственного концерна, который будет сотрудничать с РАО ЕЭС и пользоваться государственной поддержкой. Это пока не программа динамичного развития, скорее, программа среднесрочного выживания.

А тем временем мы будем консолидировать силы всех энергомашиностроительных предприятий России, собирать под свое крыло лучших конструкторов с менее эффективных заводов, поднимать им зарплаты, набирать опытных рабочих, создавать новые конструкции машин, модернизировать существующие.

Уверен, свою нишу мы найдем. Повторяю - это внутренний рынок, который государство обязано защитить от интервенции, рынок стран СНГ, где наше оборудование будет конкурентоспособно из-за более низких цен, не уступая западному по качеству, Восточная Европа, страны Азии и Латинской Америки. Это наша перспектива.

Во всяком случае, есть концерн, есть желание двигаться вперед, есть стремление к сотрудничеству с коллегами с других заводов, выпускающих прежде всего турбины. Нужна лишь наша неустанная работа и мудрая политика государственной поддержки.

Кабельная арматура, ЕЭС , Мощность, Трансформаторы, Турбины, Электроэнергия , Энергия , Машиностроение, Тарифы на электроэнергию, Электроэнергетика, СРО,

«Силовые машины»: стратегия и тактика развития концернаКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/8/214.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.