16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/78/5438.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 2 (78) февраль 2007 года

Анатолий Голомолзин: Рынок электроэнергии начинает подчиняться своим закономерностям

Один из механизмов, регулирующих деятельность рынка электроэнергии и отвечающих за соблюдение его участниками рыночных «правил игры», – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Задача Антимонопольной службы – повышение прозрачности работы естественных монополий, обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, создание условий для роста объема товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Какие действия будут предприниматься в ближайшей перспективе для решения этих задач?

На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

– Анатолий Николаевич, как вы считаете, насколько действующий механизм рынка электроэнергии является рыночным в подлинном смысле слова, то есть достаточно прозрачным, с едиными для всех участников правилами? В какой степени механизм рынка отвечает заявлениям, сделанным ранее РАО «ЕЭС России»?

– В целом основные этапы становления рынка электроэнергии в России соответствуют принятым ранее решениям, в том числе пакету законов об электроэнергетике, постановлению Правительства РФ от 11 июля 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», программе реформирования РАО «ЕЭС России», утвержденной Советом директоров компании.

Разумеется, здесь были и отставания от намеченных ранее сроков. Например, задержка с вступлением в силу новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (НОРЭМ), которое произошло 1 сентября 2006 года вместо 1 апреля, как планировалось первоначально. Задержка с принятием правил розничных рынков, которые также были приняты 1 сентября 2006 года, во многом способствовала тому, что намеченный Законом «Об электроэнергетике» на 1 апреля срок разделения естественно-монопольных и конкурентных сфер деятельности не был осуществлен вовремя. Как показывает практика, подобные задержки не приводят к фатальным последствиям, если решения принимаются, делается это сбалансированно и если с задержкой, то с дополнительной проработкой.

Другое дело, что российский рынок электроэнергии только начинает становиться рынком в полном смысле слова. Но даже в таком «неполном» виде он начинает подчиняться рыночным закономерностям, таким, как зависимость цены электроэнергии от соотношения спроса и предложения. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с динамикой колебания цен в течение дня или, к примеру, в течение месяца, с учетом рабочих, выходных и праздничных дней. Как и следовало ожидать, самые высокие цены наблюдаются в пиковое дневное и вечернее время и в будние дни, в то время как в ночные часы и в выходные дни цены стремятся к минимуму. Узловые цены оптового рынка со всей очевидностью отражают «узкие места» сетевой инфраструктуры – достаточно сопоставить цены в Москве и Москов-ском регионе. Примеры можно продолжать. Стоит отметить, что новые правила работы рынка меняют поведение не только продавцов‑покупателей, но и организации, управляющей технологическими режимами в электроэнергетике. Так, СО-ЦДУ и его подразделения переходят на диспетчирование по экономическому принципу, к примеру, давая команды на загрузку станций исходя не только из технических, но и из экономических условий. Абсолютно понятна реакция рынка на вводимые Системным оператором в соответствии с правилами рынка ограничения в связи с угрозой холостого сброса на ГЭС. Прежде, до запуска новой модели оптового рынка, эти закономерные в условиях рынка ценовые сигналы практически не действовали.

Пару лет назад на одном из энергофорумов, когда я говорил о необходимости и возможности выпуска IPO энергокомпаниями, это стало новостью для газетных полос и сообщений информ-агентств. Сегодня уже имеется пример успешного выпуска IPO компании ОГК-5. Планируется масштабное привлечение инвестиций с использованием этого механизма для целого ряда других компаний. Примечательно, что эти процессы происходят параллельно с развитием российского фондового рынка. Стоит отметить, что сегодня на фондовый рынок приходят консервативные коллективные инвесторы, размещающие средства на долгосрочный период, такие, например, как пенсионные фонды.

Говорить о стопроцентном конкурентном рынке электроэнергии можно только после завершения процесса либерализации за 2010‑2011 годами. В соответствии с планом, утвержденным Правительством РФ, будет завершено формирование нормативной базы. При этом нужно понимать, что оптовый рынок наряду с «правилами игры», устанавливаемыми государством, основан на саморегулировании его участников.

Для цивилизованных рынков ключевым является вопрос доступа к информации и вопрос обмена информацией.

В настоящее время обсуждается механизм, обязывающий участников рынка предоставлять информацию, необходимую для составления долгосрочных и среднесрочных прогнозов, решения инвестиционных задач. Пока этими вопросами в значительной мере занимается РАО «ЕЭС России» в рамках внутрикорпоративного обмена информацией. После реструктуризации, а также последующей приватизации в отдельных сегментах рынка (генерация, сбыт) этот механизм перестанет работать. Поэтому на упомянутом заседании Правительства РФ было дано поручение подготовить предложения о том, кем и каким образом будет реализована эта функция, исполняемая контролируемой государством корпорацией. Частично функции отойдут органам власти, частично участникам рынка. В качестве промежуточного этапа в РАО «ЕЭС России» для выполнения этих задач было создано дочернее предприятие РАО «ЕЭС России» «Агентство по прогнозированию энергетики». Предполагается, что в дальнейшем оно будет преобразовано.

– Говоря о координации инвестиционных планов, вы имеете в виду планы компаний, работающих на разных территориях?

– Я имею в виду планы и намерения всех компаний, сетевых и генерирующих, разделенных и неразделенных, входящих и не входящих сегодня в состав РАО «ЕЭС России», а также планы и прогнозы государства по развитию и размещению объектов энергетики. Когда завершится реформа, отношения между участниками холдинга перестанут быть корпоративными. В государственной собственности останутся только ФСК, СО-ЦДУ, ГидроОГК. Другие «дочки» РАО ЕЭС станут самостоятельными компаниями, каждое из которых будет отвечать только за себя. Упомянутое выше саморегулирование участников рынка на этапе его функционирования (но не развития, а тем более долгосрочного) осуществляется в рамках НП «АТС». Участникам рынка предстоит формировать новые инвестиционные планы, которые во многом должны быть скоординированы между собой. Для антимонопольных органов в рамках этих процессов важно оценивать достаточность рыночных механизмов и стимулов для своевременного осуществления инвестиций, необходимых для устранения «узких мест».

– Теоретически введение рынка в той или иной отрасли экономики порождает и возможность злоупотребления рыночными механизмами, к примеру, манипулирование ценами вследствие монопольного положения или препятствия к выходу на рынок новых участников. Насколько распространены такие ситуации на формирующемся рынке электроэнергии?

– О манипулировании ценами. Действительно, такие факты могут иметь место в результате ценовых сговоров или злоупотребления исключительным положением на рынке, которое может возникать в условиях дефицита или сетевых ограничений. Как раз сейчас разрабатывается механизм антимонопольного контроля за манипулированием ценами, окончательно этот вопрос должен быть решен в первом полугодии 2007 года. В целях мониторинга ситуации будет оговорен формат взаимоотношений ФАС России и НП «АТС», будут определены механизмы проведения расследований, рассмотрения дел по фактам манипулирования ценами, а также механизмы применения санкций за нарушения.

Теперь о препятствиях к выходу на рынок. Сегодня при НП «АТС» действует специальная конфликтная комиссия, рассматривающая ситуации такого рода, я являюсь ее председателем. Раз в 2 недели мы рассматриваем 4‑6 ситуаций такого рода, препятствия к допуску на рынок бывают самого разного рода. Например, отказ в заключении договора на оказание услуг по передаче электроэнергии, отказ подписать соглашение об информационном взаимодействии со смежной энергосбытовой организацией и др.
***

Одним из обусловленных спецификой рынка электроэнергии решений является и обсуждающееся сейчас решение о разукрупнении магистральных сетевых компаний. Во всяком случае, участники рынка и аналитики могли предвидеть как это решение, так и требования, которые должны быть предъявлены к сетевым компаниям на новом этапе. С одной стороны, каждая из создающихся сетевых компаний должна быть достаточно устойчивой, с другой стороны, количество этих компаний должно быть таким, чтобы они могли конкурировать между собой, в том числе путем сопоставления затрат, доходов, тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии, а также установления конкурентных ставок платы за присоединение к сетям.

***

Один из начинающих работать сейчас рыночных механизмов – это первые шаги по формированию механизма долгосрочных контрактов. Разумеется, заключение долгосрочных договоров выгодно потребителям – энергоемким предприятиям с длительным инвестиционным циклом, и не случайно в число «первых ласточек» войдут именно они. Но такие договора выгодны и производителям, генерирующим компаниям, которые могут не опасаться, что потребитель уйдет к конкуренту.

Кабельная арматура, Генерация, ЕЭС , Мощность, ОГК , ФСК, Электроэнергия , Энергия , Электроэнергетика, Энергосбыт, СРО,

Анатолий Голомолзин: Рынок электроэнергии начинает подчиняться своим закономерностямКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/78/5438.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.