16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/59/3922.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 7 (59) июль 2005 года

Реформирование естественных монополий – регулирование и синхронизация

В рамках Девятого Петербургского международного экономического форума 9 июня нынешнего года в Москве прошло заседание «круглого стола» на тему «Синхронизация реформ естественных монополий и тарифное регулирование как факторы долгосрочного планирования социально-экономического развития России». В ходе мероприятия были приняты рекомендации по общей стратегии реформирования естественно-монопольного комплекса нашей страны. Данные предложения направлены на рассмотрение Правительству РФ.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и обсудив состояние и перспективы реформирования отраслей естественных монополий, выявили следующее. В планах Правительства Российской Федерации, изложенных в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу на 2003‑2005 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, отмечалась необходимость реализации основных реформ естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли в ближайшие три года. Темпы реформирования электроэнергетики наиболее соответствуют первоначальному графику, заданному правительством. К настоящему времени реализован ряд принципиальных структурных мер по переходу к рынку электроэнергии. В частности, созданы и функционируют компании, которые стали основой инфраструктуры преобразованной отрасли, – Федеральная Сетевая Компания (ОАО «ФСК ЕЭС»), Системный оператор (ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС») и Администратор торговой системы (НП «АТС»). Продолжается процесс построения сетевой инфраструктуры рынка посредством создания межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК).

Кроме того, формируются новые субъекты электроэнергетики, в том числе Генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и Территориальные генерирующие компании (ТГК), сбытовые компании. В настоящее время уже состоялась государственная регистрация всех семи ОГК и шести ТГК, активно идет процесс разделения АО по видам деятельности.

Отмечено также развитие конкурентного сектора оптового рынка: запущен конкурентный сектор оптового рынка Сибири, рынок «5‑15%» на территории Европейской части России и Урала по объемам торгов входит в число крупнейших мировых торговых площадок.

Однако сроки осуществления реформ несколько отстают от плановых, и прогнозируются дальнейшие задержки в будущем.

Что касается газовой отрасли, то, по мнению участников «круглого стола», она находится на «предреформенной» стадии. Продолжаются структурные преобразования ОАО «Газпром»: проходит внутренняя реорганизация, направленная на разделение компании по видам деятельности – выделено 9 дочерних добывающих компаний и 17 транспортных, из основного производства выводятся строительно-монтажные, ремонтные, сервисные предприятия. Однако фактически сохраняется ситуация, при которой «Газпром» удерживает свои монопольные позиции, полностью контролирует внутрироссийский рынок газа и доступ к национальным газотранспортным магистралям.

Несмотря на то что различные министерства и ведомства предлагают проекты и планы реформирования газовой отрасли, официальная концепция развития данной отрасли не определена. Таким образом, сегодня можно констатировать, что планы Правительства по реформированию сферы естественных монополий не выполнены. До сих пор отсутствует концепция развития газовой отрасли. Темпы реализации реформ в электроэнергетике не выдерживаются.

Реформы в энергетике значительно опережают по темпам преобразования в смежных отраслях, которые настолько тесно связаны между собой, что построить полноценный рынок в одной, не осуществив соответствующих реформ на других, практически невозможно.

Сдерживающим фактором для электроэнергетики является отсутствие рынка газа (40% всей вырабатываемой энергии производится на газе), что обусловлено высокой долей (20‑25%) цены газа в себестоимости электроэнергии (производителям электричества в рыночных условиях необходимо менять объем и цену своих поставок в зависимости от спроса и, соответственно, планировать закупки газа).

Реформа энергетики приходит в противоречие со сложившимся порядком функционирования жилищно-коммунального хозяйства, являющегося крупнейшим потребителем тепло- и электроэнергии, а значит, может породить экономические и социально-политические конфликты.

Одним из крупнейших потребителей электроэнергии является ОАО «РЖД» (объемы покупаемой железнодорожниками электроэнергии составляют примерно 6% от общего объема). Поэтому необходима синхронизация тарифов железных дорог и тарифов (цен) на электроэнергию. Энергосистемы РАО «ЕЭС» и ОАО «РЖД» перекрещиваются, и обеспечение надежности и качества энергоснабжения дорог является общей задачей, которую надо решать при проведении реформ.

Кроме этого, реформа электроэнергетики влечет за собой необходимость реструктуризации энергосистем железных дорог и газовой отрасли (разделение по видам деятельности, выход на оптовый рынок и т. д.).

Проблема перекрестного субсидирования касается всех естественных монополий, и ее решение требует комплексного подхода: устранение перекрестного субсидирования в одной отрасли повлечет ценовые «перекосы» в других технологически связанных с ней отраслях.

Успешное осуществление реформ возможно только при условии координации и синхронизации действий реформаторов как внутри каждой реформы в отдельности, так и между реформами естественных монополий, в первую очередь технологически связанных между собой. Для этого необходима единая позиция во власти по поводу будущей конфигурации естественно-монопольного комплекса, общая стратегия его реформирования и технологический план ее реализации. В настоящее время такая государственная комплексная программа преобразований отсутствует.

Важнейшей задачей при проведении реформ, требующей комплексного решения, является разработка компенсационных мер, направленных на сглаживание негативных последствий и социальных рисков реформ.

Государственное регулирование цен и тарифов должно обеспечивать баланс интересов как субъектов естественных монополий, так и потребителей их продукции и услуг. Очевидно, что неизбежное повышение тарифов и рыночное ценообразование усилит финансовое давление на необеспеченные слои населения и социальную сферу. При этом не должны искажаться рыночные сигналы, и, таким образом, риски негативных социальных последствий должно принять на себя государство посредством введения системы адресного субсидирования и социальных норм потребления. До тех пор, пока государство не развернуло соответствующие социальные инфраструктуры и институты для обеспечения адресных субсидий, негативные социальные последствия должны быть равномерно распределены между всеми участниками рынка.

В результате состоявшегося обсуждения реформирования естественно-монопольных отраслей, учитывая их исключительность для экономического развития и обеспечения конкурентоспособности страны, участники «круглого стола» разработали перечень рекомендаций в адрес Правительства Российской Федерации, согласно которым необходимо:
– ускорить разработку и принятие общей стратегии реформирования естественно-монопольного комплекса с четкими целями и определенной последовательностью этапов реализации каждого элемента как внутри отдельной реформы, так и между реформами естественных монополий;
– назначить орган, ответственный за детальную разработку такой стратегии и ее реализацию, который обеспечивал бы четкую координацию действий между всеми участниками процесса реформирования, контролировал их действия, обеспечивал проведение консультаций с заинтересованными сторонами с целью гармонизации интересов федерации, регионов, муниципальных образований и бизнеса;
– ускорить принятие концепции реформирования газовой отрасли;
– ускорить принятие необходимых нормативно-правовых актов по ключевым вопросам продолжения реформ в электроэнергетике и железнодорожном транспорте;
– разработать и принять программу поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;
– определить комплекс государственных мер, направленных на компенсацию негативных последствий и социальных рисков реформ и создание соответствующей социальной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию программы адресного субсидирования;
– разработать и внедрить адекватную современному состоянию российской экономики модель тарифного регулирования, направленную на стимулирование экономической эффективности деятельности регулируемых субъектов и устанавливающую механизмы определения оптимального тарифного коридора с учетом реструктуризации и функционального разделения естественно-монопольных отраслей в ходе реформирования.
По материалам организационного комитета Всероссийского энергетического форума
подготовила Ирина Кривошапка

Кабельная арматура, Газпром, ЕЭС , МРСК , ОГК , ТГК , ФСК, Электричество , Электроэнергия , Энергия , Электроэнергетика, СРО,

Реформирование естественных монополий – регулирование и синхронизацияКод PHP" data-description="В рамках Девятого Петербургского международного экономического форума 9 июня нынешнего года в Москве прошло заседание «круглого стола» на тему «Синхронизация реформ естественных монополий и тарифное регулирование как факторы долгосрочного планирования социально-экономического развития России». В ходе мероприятия были приняты рекомендации по общей стратегии реформирования естественно-монопольного комплекса нашей страны. Данные предложени" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/59/3922.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.