16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/425-426/7414081.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21-22 (425-426) ноябрь 2021 года

Практика реализации 522 ФЗ — взгляд производителя

Денис Коваль, генеральный конструктор ООО «НПО «МИР»

Почти треть века НПО «МИР» работает на рынке интеллектуального учета электроэнергии. Отмечая юбилей в этом году, компания не только делится своими уникальными отраслевыми наработками, но и предлагает, как на практике можно эффективно применять самые современные федеральные законодательные инициативы, так необходимые отраслевым компаниям.

Мнение компании-эксперта, несомненно, найдет отклик среди целевой аудитории. Об этом мы побеседовали с генеральным конструктором ООО «НПО «МИР» Денисом Ковалем.

— В этом году НПО «МИР» отмечает свое 30-летие, поэтому начнем наш разговор с вопроса о том, с какими результатами вы встречаете этот юбилей?

— 2021 год для НПО «Мир» действительно юбилейный год. Ровно 30 лет назад, в сентябре 1991 года, было образовано наше предприятие. И все эти годы основной целью предприятия было и остается сейчас создание автоматизированных систем и оборудования для автоматизации и цифровизации энергетики. Мы вместе со страной в течение 30 лет прошли через все этапы реформирования энергетики и продолжаем этот путь. Первый этап совпал с тяжелыми для страны 1990-ми годами. И в это время НПО «МИР» разработал и вывел на рынок комплексы телемеханизации подстанций 110/10 кВ и 35/10(6) кВ: контроллеры телемеханики ОМЬ-1, измерительные преобразователи и SCADA-систему для диспетчерских центров с уникальными на тот момент решениями по передаче данных с использованием УКВ-радиоканала. Это позволило обеспечить наблюдаемость критически важных объектов и резко снизить длительность и количество аварий в условиях хронического недофинансирования отрасли в тот период. Особенно востребованными данные решения стали в электросетевом комплексе нефтяных компаний.

Второй этап пришелся на реформирование энергетики в начале 2000-х и создание оптового рынка электроэнергии: НПО «МИР» представил на рынке собственную разработку — программно-технический комплекс для создания АИИС КУЭ ОРЭ — программный комплекс «Учет энергоресурсов» и устройство сбора и передачи данных МИР УСПД-01. Мы также создали первую линейку интеллектуальных приборов учета МИР С-01. В 2008–2009 годах вывели на рынок следующую линейку интеллектуальных приборов учета МИР С-03, максимально соответствующую как требованиям ОРЭ, так и требованиям к устройствам телемеханики.

Третьим этапом, а это 2010–2020 гг. было реформирование и развитие новой энергетики РФ — розничного рынка электроэнергии. В это время НПО «МИР» разработал новые технологии передачи информации, в том числе беспроводные каналы связи и каналы связи по силовым линиям (ВЛ/КЛ — 10 и 0,4 кВ) на принципах самообразующихся и самовосстанавливающихся сетей связи. Мы создали новую линейку интеллектуальных приборов учета для розничного рынка электроэнергии с возможностью удаленного мониторинга объемов потребления электроэнергии каждым абонентом электрической сети 0,4 кВ и управления потреблением. Основной целью НПО «МИР» в эти годы стало создание для электросетевых компаний эффективного инструмента борьбы с коммерческими потерями. Параллельно наша компания вела разработку и постановку на производство новых решений для систем автоматизации электроустановок с поддержкой технологий цифровых подстанций — контроллеров МИР КТ-51М, контроллеров присоединений МИР КПР-01М и новых программных комплексов управления сетями — SCADA МИР и ПК «ЭНЕРГОМИР». Кроме того, мы предложили рынку новые решения класса «Цифровой РЭС» для обеспечения полной наблюдаемости ТП/КТП 10/0,4 кВ.

На четвертом этапе нашей деятельности, а именно с 2020 г. начался новый этап развития электроэнергетики и, соответственно, НПО «МИР»: в это время принят ФЗ № 522 о создании системы интеллектуального учета электроэнергии, которая должна охватить всех потребителей страны. Синхронно с этим мы начали реализовывать комплекс требований Правительства РФ о переходе на отечественную электронную компонентную базу.

Таким образом, к завершению 2021 г. наша компания подготовила не только линейку интеллектуальных приборов учета, соответствующих требованиям ФЗ № 522 и ПП РФ № 890, но и увеличила объемы производства до 35–40 тыс. приборов учета в месяц. Помимо этого, в завершающей стадии сейчас находится решение задачи перехода на отечественную ЭКБ, в производство запущена опытная партия интеллектуальных приборов учета МИР С-04 и МИР С-05 на отечественных микроконтроллерах от ПКК «Миландр».

— Как вы можете прокомментировать реализацию 522 ФЗ на примере НПО «МИР»?

— Конечно, проблемы, связанные с нововведениями в законодательстве, у отраслевых компаний есть всегда. Не стал исключением и процесс реализации ФЗ № 522. Несмотря на то что производители интеллектуальных приборов учета, и в том числе НПО «МИР», готовы обеспечить рынок необходимым количеством ИПУЭ для выполнения сетевыми и сбытовыми компаниями требований ФЗ № 522, реализация норм данного закона в 2021 г. выявила ряд следующих серьезных вопросов, требующих быстрого и эффективного решения. Это такие вопросы, как точечная установка интеллектуальных приборов учета, выполнение требований регулятора по шифрованию и криптозащите, а также соответствие требованиям по переходу на отечественную ЭКБ.

Поясню. До введения в действие норм ФЗ № 522 основной сценарий создания интеллектуальной системы учета предполагал массовую замену счетчиков у потребителей в рамках узла питания 0,4 кВ (ТП/КТП). В 95% случаев ИСУ развивались в рамках 3-уровневой архитектуры, т.е. с установкой УСПД на ТП/КТП или МКД. Это позволяло сразу получить экономический эффект от внедрения за счет оперативного контроля небаланса в целом по узлу питания, резко снижался объем коммерческих потерь, повышалась экономическая эффективность сетевой компании, потребитель освобождался от задачи ежемесячной передачи показаний.


Рисунок 1. Один из подходов к реализации требований регулятора

Рисунок 1. Один из подходов к реализации требований регулятора



Текущие нормативные требования ФЗ № 522 определяют, что потребитель должен получить функциональность интеллектуального учета за счет сетевой или сбытовой компании только по выходу из строя или по истечении срока межповерочного интервала (МПИ) существующего счетчика электроэнергии. Кроме этого, функциональность интеллектуального учета должна быть обеспечена при новом технологическом присоединении. Это повлечет смену стратегии развития интеллектуальных систем учета (ИСУ) с 3-уровневой на 2-уровневую. То есть сетевая или сбытовая компании должны будут подключить напрямую новый одиночно стоящий интеллектуальный прибор учета, и самое простое решение в данном случае — это установка ИПУЭ со встроенным GSM-модемом. В такой стратегии развития ИСУ все интеллектуальные приборы учета энергии (ИПУЭ) в рамках одной трансформаторной подстанции (ТП/КТП) или многоквартирного дома (МКД) будут оснащены SIM-картами и станут генерировать счета на оплату услуг оператора связи.

С другой стороны, выполнение требований регулятора (ФСБ) о шифровании и криптозащите также толкает сетевые и сбытовые компании на реализацию 2-уровневой стратегии развития ИСУ. Дело в том, что базовая модель угроз безопасности ИСУ, утвержденная Минэнерго 29.06.2021 г., требует обязательного наличия средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в устройстве сбора и передачи данных (УСПД). Это, в свою очередь, заставит производителей и лицензиатов ФСБ не только интегрировать СКЗИ в УСПД, но и создавать в каждой сетевой и сбытовой компании инфраструктуры функционирования СКЗИ. На рис. 1 представлен объем задач и дополнительных затрат на выполнение данных требований.

Очевидно, что данная ситуация требует от производителей создания гибридного технического решения, которое бы позволяло, развивая 2-уровневую систему, получать возможность ее последующей трансформации в 3-уровневую. А задача максимум заключается в том, чтобы даже на этапе частичного охвата интеллектуальным учетом абонентов в узле питания или в МКД снизить затраты на установку интеллектуального учета и на оплату счетов от операторов связи. Коллективом инженеров-разработчиков и программистов НПО «МИР» именно эта задача была успешно решена следующим образом:

  • Интеграция во все интеллектуальные приборы учета МИР С-05, МИР С-04 и МИР С-07 максимального количества модулей связи — GSM, Zbee, PLC.
  • Реализация в однофазных приборах учета МИР С-05 функции GSM-шлюза и координатора (базовой станции) беспроводной сети Zbee и/или координатора сети PLC.
  • Реализации задачи резервирования функции координатора (автоматическое переключение приборов учета к другому координатору в случае отказа основного).


Данное техническое решение позволяет реализовать следующий сценарий и стратегию развития ИСУ в рамках существующих нормативных ограничений. На первом этапе для организации точечного интеллектуального учета на фидер 0,4 кВ или в подъезд МКД устанавливается хотя бы один прибор учета с модулем GSM и Zbee и/или PLC. На втором этапе (по мере замены существующих счетчиков) идет установка приборов учета уже без модулей GSM, которые включаются в ИСУ через прибор учета с функцией GSM-шлюза и координатора Zbee и/или PLC. На третьем этапе можно установить УСПД и организовать включения ИПУЭ в ИСУ через УСПД, заблокировав SIM-карты, установленные в ИПУЭ.


Рисунок 2. Трансформарция структурных схем ИСУ для частного сектора и МКД при реализации гибридного решения от НПО «МИР»

Рисунок 2. Трансформарция структурных схем ИСУ для частного сектора и МКД при реализации гибридного решения от НПО «МИР»



В принципе, от третьего этапа можно и отказаться, поскольку проведенные натурные испытания и пилотные проекты показали работоспособность данного технического решения в объеме около 150 ИПУЭ в рамках одного GSM-шлюза и координатора беспроводной сети Zbee.

Достигнуть такого результата удалось за счет перехода на новое поколение беспроводной технологии Zbee диапазона 2,4 ГГц — Zbee PRO 2015. Высокая канальная (250 кБит•с) и информационная скорость передачи информации позволяет получать информацию с уровня ИСУЭ практически в режиме реального времени.

— Какие дополнительные возможности для сетей и сбытовых компаний дает предлагаемое вами техническое решение?

— Посмотрите, как трансформируются структурные схемы ИСУ для частного сектора и МКД при реализации гибридного решения от НПО «МИР»:

В структуре системы нет устройства сбора и передачи данных (УСПД) и, соответственно, отсутствуют затраты на его установку и обслуживание, а в случае с МКД у сбытовых компаний снимаются вопросы по размещению своего оборудования (УСПД) на территории ТСЖ или управляющей компании; затраты на создание и эксплуатацию инфраструктуры функционирования СКЗИ и установку модулей СКЗИ в УСПД.

Дополнительно заказчик бесплатно получает возможность повышения надежности работы системы за счет автоматического резервирования базовых станций Zbee и/или PLC (два ПУ МИР С-05 с модулями GSM и Zbee и/или PLC). Кроме этого, снижаются затраты на GSM.

— Расскажите, пожалуйста, о конкретных пилотных проектах, в которых вы обкатывали данную технологию?

— Наиболее показательный проект был реализован в филиале ПАО «РОССЕТИ ВОЛГА» «Самарские распределительные сети». В полностью охваченный интеллектуальным учетом узел питания 0,4 кВ (ТП 10/0,4 кВ), в котором сбор данных в ИСУ был реализован в соответствии с 3-уровневой архитектурой (через УСПД), мы совместно с заказчиком установили новый гибридный прибор учета МИР С-05 с функцией GSM-шлюза — координатора беспроводной сети Zbee. Сбор информации в ИСУ был перенастроен специалистами «Самарских РС» через ИПУЭ-шлюз, была проведена полная проверка объема и скорости сбора информации в соответствии с требованиями ПП РФ № 890. Результат анализа показал полное соответствие техническим требованиям — весь объем информации согласно ПП РФ № 890 собирается через шлюз со всех 77 ИПУЭ потребителей, установленных в данном узле. Ниже на рис. 3 представлена структурная схема пилотного проекта ИСУ ПАО «Россети-Волга».

Хочу также отметить, что опросное УСПД продолжало работать и собирать информацию с ИПУЭ, но по каналу PLC.

Сейчас НПО «МИР» реализует аналогичный проект, но уже в МКД совместно с АО «Газпром энергосбыт Тюмень».

— Есть ли планы по дальнейшему развитию данного гибридного решения?

— Конечно. Сейчас мы находимся в активной стадии работы по переходу на использование в ИПУЭ модулей GSM с технологией 4G (LTE). Дело в том, что операторы сотовых сетей связи прогнозируют в течение следующих 4–5 лет отключение на базовых станциях технологии 2G, что может привести к тому, что ИСУ, создаваемая сейчас с модулями на технологии 2G, перестанет функционировать. Это также очень важный момент, который необходимо учитывать сетевым и сбытовым компаниям при выборе стратегии развития ИСУ. Кроме того, использование технологии 4G позволяет резко повысить скорость сбора данных в системе, что очень важно в связи с необходимостью сбора максимального объема информации с уровня ИПУЭ в соответствии с требованиями ПП РФ № 890.

— Но очевидно для многих компаний, что после выхода нового ФЗ пока еще есть сложности с переходом на отечественную электронную компонентную базу (ЭКБ)? Как вы решаете этот вопрос, может быть, у вас есть какие-то предложения по оптимизации этого процесса?

— Это сейчас самый проблемный вопрос для производителей ИПУЭ. Дело в том, что существующий комплекс нормативных требований четко ограничивает возможность закупки оборудования компаниями, тарифы которых регулируются государством, только из единого реестра Минпромторга. Текущие требования в части методики оценки уровня локализации для приборов учета в ПП РФ № 719 дают возможность внесения в реестр только при условии наличия в ИПУЭ 90% отечественных микросхем, которых просто нет в принципе. Сейчас на согласовании находится новая методика оценки уровня локализации, по которой ИПУЭ можно будет внести в реестр в 2022 г. при условии наличия отечественного микроконтроллера. Однако поставку микроконтроллеров в необходимых объемах отечественные производители ЭКБ обещают только во второй половине 2022 г. Естественно, НПО «МИР» совместно с другими производителями не раз заявляло о необходимости гармонизации требований ПП РФ № 719 в части ИПУЭ с возможностями массового производства отечественных микросхем. Очевидно, необходимо перенести требования по наличию в ИПУЭ отечественного микроконтроллера как минимум на 2-е полугодие 2022 г. Иначе формально мы свои ИПУЭ на отечественном микроконтроллере внесем в реестр, а производить будем вынуждены ИПУЭ на импортных микроконтроллерах.


Рисунок 3. Структурная схема пилотного проекта ИСУ ПАО «Россети-Волга»

Рисунок 3. Структурная схема пилотного проекта ИСУ ПАО «Россети-Волга»



Другая проблема, возникающая при выполнении требований Правительства РФ о переходе на отечественную ЭКБ, заключается в росте стоимости конечного прибора. Уровень цен на отечественную ЭКБ превосходит импортную в несколько раз, по некоторым позициям, например FLASH-память, почти в 7 раз. Это приведет к серьезному росту стоимости ИПУЭ, данный рост не заложен в тарифы сетевых и сбытовых компаний. Эту проблему надо решать на уровне Правительства РФ. Наше предложение заключается в том, чтобы разницу в стоимости отечественных и импортных чипов субсидировать непосредственно производителям отечественной ЭКБ, а не закладывать рост стоимости конечного оборудования в тарифы. Это не только решит упомянутую проблему, но и дополнительно экономически простимулирует производителей конечного оборудования к использованию отечественной ЭКБ в других областях промышленности и энергетики.

— Какие планы ставит НПО «МИР» на ближайшую перспективу?

— Планы и основной вектор развития НПО «МИР» в следующие несколько лет будут напрямую связаны с интеллектуальным учетом и реализацией ФЗ № 522. Интеллектуальный учет — это основа и основной инструмент для достижения экономической эффективности сетевой компании, поэтому цель НПО «МИР» — совершенствовать этот инструмент, максимально помогать нашим заказчикам, в том числе в решении нормативных проблем и ограничений.

Приборы учета, Электрические сети, Законы, Электротехника,

Практика реализации 522 ФЗ — взгляд производителяКод PHP" data-description="Почти треть века НПО «МИР» работает на рынке интеллектуального учета электроэнергии. Отмечая юбилей в этом году, компания не только делится своими уникальными отраслевыми наработками, но и предлагает, как на практике можно эффективно применять самые современные федеральные законодательные инициативы, так необходимые отраслевым компаниям." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/425-426/7414081.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/049/t20.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.