16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/423/3974629.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (423) октябрь 2021 года

Зарядная инфраструктура для электромобилей: шанс для малого и среднего бизнеса

Эффективное развитие отрасли электромобильного транспорта невозможно без развития необходимой инфраструктуры. Эксперты убеждены: данная отрасль может избежать «детских болезней», но усилия для этого нужно приложить уже сегодня.

Дмитрий Сигиневич, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»:

Дмитрий Сигиневич«Основными барьерами для развития электромобилей в России являются их высокая стоимость и неразвитость сети заправок. В рейтинге стран по развитости ЭЗС Россия находится на 29-м месте.

Давайте посмотрим, какие стимулы есть у государства для того, чтобы переходить к политике стимулирования потребления электромобилей в России. Это, прежде всего, рост спроса на продукцию высокотехнологичных компаний. То есть, если мы развиваем электромобили, автоматически появляется спрос на электрозарядные станции, продукцию российских производителей электромобилей, цифровые платформы и цифровые решения, электрооборудование и накопители.

Государство анонсировало, что будет поддерживать КАМАЗ с выпуском электромобиля «Кама-1», а ряд компаний — «Россети», «Росатом», «РусГидро» заявили, что будут активными участниками развития сети ЭЗС и выступят не только в качестве заказчиков у западных компаний, но и как самостоятельные производители этого оборудования.

Возвращаясь к стимулам. На самом деле их много. Это и необходимость решения экологической проблемы в больших городах, и достижение цели по снижению выбросов СО2, и поддержка промышленной политики, в том числе политики инновационного развития страны.

Однако пока на рынке электромобилей в РФ все не так радужно. Электромобили в России смогут занять заметную долю рынка только при условии выполнения ряда поддерживающих мер. Как, например, предоставление льгот и субсидий для электромобилей в период зарождающегося рынка; стимулирование развития ЭЗС, стимулирование сервисов каршеринга и такси к использованию электромобилей. А также предоставление преференций в использовании дорожной инфраструктуры, поддержка производства отечественных электромобилей в массовом ценовом сегменте».


Алексей Леонов, генеральный директор ООО «Энел Икс Рус»:

Алексей Леонов«Что касается окупаемости зарядной инфраструктуры. Возьмем быструю зарядную станцию. Количество таких станций должно быть достаточным географически, чтобы водитель не ехал из Свиблово в Чертаново, чтобы зарядить свой электромобиль. Это значит, что нам необходимо определенное количество таких зарядных станций, и они должны быть установлены сразу. Это будет стимулировать рост количества электромобилей.

По умолчанию окупаемость зарядной инфраструктуры — быстрой, публичной — спорная. Есть, конечно, случаи, как, например, в Иркутске, где коэффициент использования зарядной станции превышает 40%. Для нас 40% — как раз тот порог, когда можно рассматривать окупаемость быстрой зарядной станции. Если смотреть различные другие ситуации, это меры поддержки, косвенные доходы. Если оператором ЭЗС является АЗС и получает дополнительный доход от кафе, то цифры быстро растут вверх.

В принципе, зарядная инфраструктура — это история, в первую очередь, про малый и средний бизнес. Они гибкие, они могут пойти и договориться с рестораном, торговым центром о совместном использовании, снизить каким-то образом инвестиции в зарядную инфраструктуру и повысить окупаемость. Они же могут создать необходимую конкурентную среду для того, чтобы качество услуги росло.

Минпромторг России заявил о том, что 70 тысяч публичных зарядных станций появится в нашей стране к 2030 году. В этой связи есть риск, что частный инвестор, который будет покупать зарядную станцию, окажется в ситуации, когда в рамках госпрограммы будут настроены десятки, сотни других зарядных станций, и не всегда там может быть исключительно экономическая составляющая в базе. Это может быть запрос от региона или какой-либо компании, которая является государственной и при этом является оператором зарядной инфраструктуры. Поэтому, наверное, логично все-таки крупным компаниям давать крупные проекты по магистралям, по зарядным станциям вне городов. Внутри городов мы все-таки больше за конкурентную среду и большее присутствие малого и среднего бизнеса, который в наших экономических условиях чувствует себя не очень.

Второй момент, который может повысить окупаемость зарядных станций, это умные сервисы, в первую очередь, снижающие стоимость технологического присоединения через динамическое распределение мощности между основным объектом и зарядной станцией. Есть и другие, более продвинутые решения, которые мы сейчас пилотируем, это оптимизация инвестиций в сетевую инфраструктуру, например, для оператора региональной публичной зарядной инфраструктуры.

Перспективной представляется технология V2G (технология V2G — Vehicle-to-Grid — позволяет подключать автомобиль в общую энергосеть для своевременной подзарядки автомобиля или возвращения лишней электроэнергии обратно). Мы проводили несколько пилотов в Америке по участию в demand response, правда, с технологией V1G, когда виртуально пользователи по команде и благодаря экономическим стимулам снижали потребление в определенный час, когда агрегатору на рынке управления спросом требовалось снизить нагрузку. Такие модели тоже работают. Думаю, по мере развития рынка все это будет только ускоряться».


Дмитрий Матвиевский, генеральный директор IT.CHARGE:

Дмитрий Матвиевский«Сейчас, по самым оптимистичным подсчетам, в РФ не более тысячи зарядных станций для электромобилей, включая розетки, медленные станции. Речь идет о публичной инфраструктуре.

Несмотря на активное внимание к электромобильной тематике в последнее время, можно отметить несколько препятствий для перехода «к делу» реальной активной электромобилизации в РФ. Я имею в виду недостаточную информированность населения об электромобилях; отсутствие прикладного опыта эксплуатации (и реальных авто), что способствует формированию искаженного восприятия; искажение статистики и фактов, в том числе сравнение с Европой и миром. А также принижение сложности организации процесса зарядки, начиная от производства зарядной станции и заканчивая управлением ею с точки зрения софта, потому что все-таки это гаджет, и он требует особого внимания к себе.

Большинство зарядной инфраструктуры в РФ сейчас — это бесплатная инфраструктура. Она не потому бесплатная, что кто-то сильно хочет стимулировать ее развитие. А потому, что банально — большинство этих систем не умеют взимать деньги или не подключены к интернету для того, чтобы быть оперированными. Ко всему прочему, мы опаздываем в решениях: в то время как происходит эволюция технологий, авто и зарядок, нельзя брать за основу решения пятилетней давности, которые были успешно реализованы в Европе или Китае, нужно идти в ногу со временем.

Важность и значимость каждого из этих моментов может быть не видна в рамках отдельных станций и сотен пользователей, но они уже сейчас не заложены в стратегию развития. Каждый негативный опыт, попавший в СМИ, особенно серьезный, будет рассматриваться через лупу и использоваться против развития рынка EV.
Также отмечу, что формирование рынка электромобилей еще только в фазе своего становления по всему миру, и потребность в единых подходах уже очевидна, но эта задача еще не решена».


Андрей Джумаев, генеральный директор Электрозаправки.рф:

Андрей Джумаев«На данный момент в мире превалирует частная зарядная инфраструктура, когда владелец электрокара покупает зарядную станцию, устанавливает ее в своем частном доме, подземном паркинге или около дома. Этот же тренд мы наблюдаем и в России. Также понятно, что с повышением количества именно бюджетного предложения по электромашинам нужно конкурентно развивать публичную зарядную инфраструктуру — около торговых и бизнес-центров и жилых комплексов.

Говоря о проектах зарядной инфраструктуры, мы всегда должны понимать, зачем эта зарядная инфраструктура строится. Есть ряд примеров, когда зарядные станции были установлены с ориентиром на частный спрос, который не случился. Понятно, что такая ситуация не нравится инвестору, вложившему средства в эту инфраструктуру. Однако вполне возможно «оживить» уже построенную инфраструктуру, можно начать на ней зарабатывать, определившись, кто будет на этих зарядных станциях заряжаться.

В своих финансовых моделях мы пока не ориентируемся на частного потребителя, хотя надеемся, что и частный рынок тоже будет расти быстрыми темпами. В первую очередь, в своих финансовых моделях мы рассчитываем на так называемое гарантируемое потребление. Например, корпоративные парки больших заказчиков, таксопарки, электрокаршеринг. Такие финансовые модели даже при текущем уровне развития рынка электромобилей уже «летают».

Важный момент: за зарядной инфраструктурой нужно следить, ее нужно постоянно сопровождать и развивать. В этом мы видим некую свою миссию. Мы считаем, что нет плохих зарядных инфраструктур, а есть те, которым просто нужно помочь, нужно уметь ими удаленно управлять, уметь их монетизировать за счет оплаты, например, через мобильное приложение. Все это возможно, и мы, как бизнес, в это инвестируем, «поднимаем» такие зарядные инфраструктуры. Это одна из ключевых частей нашей стратегии.

Таким образом, мы инвестируем и помогаем развиваться уже существующей инфраструктуре, а также развиваем новую. Здесь одним из ключевых моментов являются точки установки ЭЗС, потому что мы должны четко понимать, под кого их строим, кто будет на этой инфраструктуре заряжаться. Также нужно понимать, насколько легко получить эти точки, — сюда входят вопросы и по техническому присоединению, и по согласованию с различными службами, которых может быть много.

Идеальная зарядная инфраструктура, считаю, эта та, где зарабатывают все: инвестор, вложившийся в капексные расходы, сервисный оператор и, когда это выгодно и интересно также частному и коммерческому потребителю, — тем же таксопаркам».




(По материалам конференции «Электротранспорт и новая энергетическая инфраструктура», RENWEX-2021).
Illustrations by @vectorjuice / freepik.com


Электротранспорт, Электроэнергетика, Электромобили,

Зарядная инфраструктура для электромобилей: шанс для малого и среднего бизнесаКод PHP" data-description="Эффективное развитие отрасли электромобильного транспорта невозможно без развития необходимой инфраструктуры. Эксперты убеждены: данная отрасль может избежать «детских болезней», но усилия для этого нужно приложить уже сегодня." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/423/3974629.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/af9/et1.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.