16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/421-422/2613625.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17-18 (421-422) сентябрь 2021 года

Болезни роста. Многообещающие перспективы развития мирового и внутреннего рынков газа ставят перед ТЭКом дополнительные задачи

По мнению экспертов, преимущество российского газа заключается в его относительно низкой себестоимости, а также в больших запасах «голубого топлива» на территории страны. Кроме этого, прогнозируется, что именно газ станет ведущим мировым энергоносителем на ближайшие несколько десятилетий в контексте глобального энергоперехода. Разумеется, даже такая перспектива не отменяет необходимости некоторых корректировок.

Дополнительная маркировка

Согласно базовому прогнозу компании Wood Mackenzie, потребление энергии в мире на протяжении последующих 20–30 лет будет расти; соответственно, потребление природного газа увеличится примерно на четверть. При этом, как рассказал старший аналитик Wood Mackenzie Николай Новиков в рамках Тюменского нефтегазового форума, по прогнозам компании, потребление СПГ в мире к 2050 году может вырасти на 120%.

Николай Новиков«Если говорить о среднесрочной перспективе для поставщиков до 2026–2027 года, то рынок будет становиться более концентрированным в связи с запуском крупных СПГ-проектов, — считает Николай Новиков. — Но, думаю, что после этого, учитывая рост потребления, отказ от некоторых «грязных» энергоносителей, на рынке появится новое пространство. И такие страны-производители как, например, Катар и РФ (где себестоимость СПГ сравнительно небольшая) могут получить больше контроля над мировым рынком. Если сейчас общая доля России и Катара на мировом рынке составляет около 28% (8% — РФ, 20% – Катар), то к 2050 году они могут занять примерно 50% рынка».

Развитие рынка СПГ в Wood Mackenzie связывают, прежде всего, с азиатскими регионами: если сейчас азиатские страны потребляют около 250 млн тонн СПГ в год, то к 2040 году этот показатель может удвоиться. Прежде всего, за счет таких стран, как Китай, Индия и Бангладеш, вследствие постепенного отказа от угольной генерации и сокращения локальной добычи газа.

«Конечно, в контексте энергоперехода необходимы серьезные изменения законов, новые технологии, огромные инвестиции, и ведущие мировые страны над этим активно работают, — подтверждает Николай Новиков. — Но при этом мы не считаем, что даже к 2050 году мир полностью откажется от традиционных энергоносителей».

Андрей КоробовНесмотря на то что газ считается относительно чистым энергоносителем, в разрезе достаточно жесткой мировой «зеленой» политики, вполне вероятно, что покупателей СПГ будет интересовать объем выбросов СО2 при производстве этого же СПГ. По мнению генерального директора ПАО «ЯТЭК» Андрея Коробова, задуматься об экологичном производстве продукта и методике оценок углеродного следа при производстве СПГ нужно уже сейчас.

«В мире уже существуют торговые и информационные платформы, которые определяют «экологичность» газа, — отмечает Андрей Коробов. — Такие крупные компании, как, например, Shell, недавно заявили о четырехкратном увеличении продаж именно низкоуглеродного газа. Поэтому сейчас нам нужно создать свою систему оценки, чтобы затем ее можно было интегрировать в международную систему и продавать наш газ с маркировкой «Низкоуглеродный».


Пока поддержат только транспорт

Очевидно, что, помимо экспорта газа, компании, производящие СПГ, пытаются развивать и внутренний рынок. Сегодня в России, помимо «НОВАТЭКа», СПГ-проектами занимается и подразделение «Газпрома» — относительно молодая компания ООО «Газпром СПГ технологии», оператор по реализации проектов малотоннажного производства сжиженного природного газа. По словам представителей «Газпром СПГ технологии», одно из наиболее перспективных направлений в настоящее время касается грузового транспорта и спецтехники.

Алексей Кахидзе«На данный момент мы уже организовали несколько малотоннажных производств в регионах России, — рассказал председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе. — Наиболее динамичное развитие СПГ-рынка, связанное с использование сжиженного газа на транспорте, мы наблюдаем в Центральном ФО. Там есть определенный спрос среди транспортных и строительных компаний».

При этом Алексей Кахидзе отмечает, что на сегодня в России используется несколько видов седельных тягачей, как импортного, так и отечественного производства («КАМАЗ»). Однако водители более охотно пересаживаются именно на российскую технику, что, вероятно, связано с более понятным техническим обслуживанием.

«Но при этом, к сожалению, в этом году субсидии от государства для бизнеса на приобретение отечественной техники на СПГ заканчиваются, и мы надеемся на их продление в следующем году, ведь тогда больше внутренних потенциальных потребителей СПГ смогут приобретать отечественную технику, — подчеркивает председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии». — Если мы не будем помогать конечному потребителю, то мы не сможем говорить о полноценном развитии внутреннего рынка СПГ.

Субсидии для производителей и транспортировщиков СПГ вообще отсутствуют. На наш взгляд, необходимо комплексно подходить к каждому этапу внедрения СПГ, и мы, как производители, рады любой помощи. Поэтому хотелось бы комплексной поддержки всех цепочек».

Павел СорокинВ свою очередь заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин согласен с перспективностью, как с экологической, так и с экономической точек зрения, «транспортной» ниши СПГ.

Использование СПГ в качестве моторного топлива поможет существенно удешевить перевозки, что положительно скажется на конечных потребителях, однако государственная поддержка абсолютно всех участников рынка, по мнению чиновника, нецелесообразна, отметил заместитель министра.

«В случае с СПГ (как и в случае с компримированным газом) в качестве моторного топлива тоже возникает вопрос: что первично — транспорт или инфраструктура? — пояснил Павел Сорокин. — Но, в отличие от «газомоторки», где на первых этапах просто необходим какой-то минимальный объем заправочной инфраструктурой, здесь возможна синхронизация этих процессов. Поэтому я думаю, что стимулирование продаж техники на СПГ — это ключевая задача. Однако количество денег не безгранично. В текущих условиях Крио-АЗС вполне способны окупить себя без внешней поддержки. Здесь все-таки первичен спрос, и транспортные компании готовы переходить на СПГ — мы уже прорабатывали этот вопрос».


Без фанатизма

Еще один аспект, касающийся производства СПГ, связан с технологиями. Не секрет, что сегодня российские компании при сжижении газа по большей части используют иностранное оборудование и технологии. Как отмечают участники рынка, локализация в России давно стала «камнем преткновения». Но пока отечественная промышленность (речь именно о производителях оборудования для СПГ-проектов) не обладает достаточными компетенциями.

Сергей Соловьев«Да, мы стремимся к локализации, прилагаем максимум усилий, чтобы работать с нашими производителями, — подчеркивает заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Сергей Соловьев. — Но мы сталкиваемся с тем, что качество отечественного оборудования не всегда соответствует нашим требованиям. Некоторые производители оказались просто не готовы».

Стоит отметить, что если власти обеспокоены импортозамещением, то сами игроки рынка, по большому счету, не видят в этом ничего страшного.

«Вопрос локализации актуальный, но, к сожалению, иногда формируется несколько предвзятое отношение к ситуации, — считает Андрей Коробов. — Интересно, что на «среднем» уровне профильных министерств широко распространен фанатизм в плане локализации, а на «высшем» уровне мы обычно встречаем разумное отношение к вопросу.

Но в чем проблема? К локализации стремятся все страны, однако в нынешних условиях глобализации невозможно, да и не нужно в каждой отдельной стране, образно говоря, изобретать велосипед.

Здесь должна быть золотая середина: необходимо использовать передовые мировые технологии, а с другой стороны — создавать условия для локализации и совершенствования этих технологий у нас».


Фото предоставлены пресс-службой XII Тюменского нефтегазового форума

Природный газ, Энергопереход,

Болезни роста. Многообещающие перспективы развития мирового и внутреннего рынков газа ставят перед ТЭКом дополнительные задачиКод PHP" data-description="По мнению экспертов, преимущество российского газа заключается в его относительно низкой себестоимости, а также в больших запасах «голубого топлива» на территории страны. Кроме этого, прогнозируется, что именно газ станет ведущим мировым энергоносителем на ближайшие несколько десятилетий в контексте глобального энергоперехода. Разумеется, даже такая перспектива не отменяет необходимости некоторых корректировок." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/421-422/2613625.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/9b2/9b2cf96c49aa169e4db3e62108c846f9.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.