16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/419-420/9161641.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (419-420) август 2021 года

Ключевые сервисы регулирования

Дмитрий Васильев

Первый зампред Правительства РФ Андрей Белоусов 29 июня 2021 года утвердил Концепцию внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период. Концепцию подготовила ФАС России.

«Это первый за последние несколько лет документ Правительства Российской Федерации, детально определяющий основные направления совершенствования тарифного регулирования сразу в нескольких сферах, — прокомментировал «ЭПР» начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев. — Основная цель Концепции — определение единых механизмов и принципов развития системы тарифного регулирования, основанных на долгосрочном планировании, защите интересов потребителей и обеспечении надежного функционирования инфраструктурного сектора.


Вектор развития тарифного регулирования

Известно, что проблемы регулирования заключаются в сохраняющихся неравномерности и разбалансировке в регулируемых сферах деятельности, а это создает серьезные противоречия между регулирующими органами, регулируемыми организациями и потребителями. Кроме того, существующие дисбалансы носят как объективный, так и субъективный характер, связанный с принятыми исключениями в отношении ряда регулируемых организаций и отраслей, считает представитель антимонопольного ведомства.

«Особое внимание Концепция уделяет конкретным вопросам, требующим решения, — поясняет Дмитрий Васильев. — А именно: наличию перекрестного субсидирования, отсутствию реальной долгосрочности цен (тарифов), устойчиво высокой дифференциации операционных расходов и цен (тарифов) регулируемых организаций и низкой платежной дисциплине потребителей; невыполнению инвестиционных программ.

Согласно принятому документу, основой законодательной базы долгосрочного тарифного регулирования должен стать единый системообразующий нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), — Единый тарифный закон. Он будет определять общие для всех сфер принципы тарифного регулирования, единый понятийный аппарат и методологию регулирования, состав (структуру), функции и полномочия органов тарифного регулирования на федеральном и региональном уровнях. А также порядок формирования и принятия тарифных решений и контроля их выполнения (с учетом создания Единой тарифной платформы), досудебного рассмотрения споров и разногласий по вопросам тарифного регулирования, права и ответственность регулируемых компаний и потребителей при формировании тарифов и их применение в ходе экономической деятельности.

На основе Единого тарифного закона будут внесены изменения в отраслевые федеральные законы, акты Правительства РФ в области основ ценообразования, правил регулирования, рассмотрения споров и разногласий, в методики формирования тарифов, утверждаемые актами ФАС России, других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

К новым принципам долгосрочного тарифного регулирования и улучшения инвестиционного климата, указанных в Концепции, относится установление цен (тарифов) с применением «эталонного» метода. Кроме того, обеспечение стабильных прогнозируемых темпов изменения цен (тарифов) в долгосрочной перспективе, а также прекращения, в том числе поэтапного, либо минимизации объемов перекрестного субсидирования при установлении тарифов в соответствии с законодательством РФ, с учетом отраслевых особенностей».

Как отметил Дмитрий Васильев, Концепция неоднократно упоминает проблему перекрестного субсидирования и необходимость ее решения, только в этом случае можно обеспечить сбалансированность и экономическую обоснованность тарифов.

Документ также вводит понятие «целевой модели» долгосрочного тарифного регулирования, базирующейся на регуляторном стимулировании оптимизации операционных издержек и повышении внутренней эффективности регулируемых организаций, в первую очередь за счет привлечения инвестиций в обновление и модернизацию инфраструктуры и улучшение технико-экономического состояния производственных мощностей.


Параметры и подходы

Отдельно начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России выделил параметры «целевой модели» и подходы, которые будут использоваться при ее внедрении:

  • запрет пересмотра и корректировки цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (с учетом закрытого перечня оснований и корректировки в последующих периодах);
  • синхронизация схем объектов инфраструктуры регулируемых организаций, градостроительных планов (с учетом возможности дополнительной загрузки свободных мощностей), программ комплексного развития территорий, инвестиционных и других целевых программ с разными источниками финансирования, и сокращение оснований их изменения (пересмотра);
  • установление целевых параметров роста операционной и инвестиционной эффективности, а также утверждение плановых показателей надежности, качества и энергетической эффективности с положительной динамикой в долгосрочной перспективе;
  • совершенствование законодательства, регламентирующего порядок передачи прав на объекты государственного и муниципального имущества для устранения барьеров;
  • создание Единой тарифной платформы и обеспечение доступа к данным о деятельности регулируемых организаций и прозрачности указанных сведений и др.


Концепция акцентирует внимание на реализации механизмов долгосрочного тарифного регулирования посредством применения цифровых технологий.

«Единая тарифная платформа обеспечит электронное взаимодействие между регулируемыми организациями различных сфер экономики, потребителями, в том числе населением, а также органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными властями, что позволит сократить время и оптимизировать процессы принятия тарифных решений. Фактически Единая тарифная платформа должна содержать в себе комплекс ключевых сервисов как для органов регулирования, так и для граждан и организаций.

Планируется формирование единой базы коммунальной и энергетической инфраструктуры со своим графическим интерфейсом — картой, где будут синхронизированы сведения, размещенные в государственных информационных системах. Эта платформа станет местом раскрытия информации о деятельности регулируемых организаций с возможностью быстрого поиска, калькулятором коммунальных услуг, который будет сориентирован на данные ежемесячных квитанций за коммунальные услуги и при необходимости даст сигнал о соблюдении индекса платы граждан.





Виталий КоролевВиталий Королев, заместитель руководителя ФАС России:

Важно, чтобы инвестор, вкладывающий значительные собственные средства, например, в создание новых объектов в сфере теплоснабжения или в их дорогостоящую реконструкцию, был уверен, что ему гарантирован возврат инвестиций и что через несколько лет ничего не поменяется. А граждане, в свою очередь, получали бы качественные коммунальные услуги без необоснованного изменения платежа.




Концепция также предлагает метод сравнения аналогов, которому в перспективе отведут особую роль, с описанием детальных алгоритмов расчета получаемых значений. Например, в рамках сравнения аналогов с использованием эталонных значений расходов (затрат) экономическая обоснованность включаемых в тарифы операционных расходов регулируемых организаций, осуществляющих такую деятельность в сопоставимых условиях (в однородных группах), обеспечивается путем сравнительного анализа базового уровня операционных расходов всех организаций этой группы и эталонного уровня операционных расходов для группы или для каждой организации», — пояснил Дмитрий Васильев.

Концепция предполагает четыре этапа реализации. На первом этапе — в 2021 году — Правительство РФ утверждает дорожную карту по изменению законодательства. На втором и третьем этапах будут реализованы изменения и состоится запуск пилотной версии целевой модели, а на четвертом — осуществляется корректировка и донастройка этой модели, включая установление плановых значений показателей операционной и инвестиционной эффективности регулируемых организаций на долгосрочный период регулирования.

Реализация подходов Концепции:

  • обеспечит долгосрочность тарифного регулирования;
  • создаст эффективный механизм инвестирования;
  • повысит надежность инфраструктуры и качество товаров (работ, услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • позволит внедрить энергоэффективные технологии и удобные бесшовные цифровые сервисы оказания услуг потребителям с помощью бесконтактного взаимодействия потребителя с регуляторами;
  • обеспечит сокращение темпов роста цен (тарифов) и снижение объемов перекрестного субсидирования в регулируемых отраслях;
  • унифицирует подходы к установлению долгосрочных цен (тарифов) и принятию (отмены) тарифных решений в отраслях со схожими признаками объектов регулирования.


«Концепция задает важный вектор развития тарифного регулирования, обозначает проблемы и пути их решения, определяет ключевые точки и элементы будущей системы, — подытожил Дмитрий Васильев. — Концепция выстраивает причинно-следственные связи и объясняет, в каком направлении и почему следует двигаться. Вместе с тем, в некоторых сферах темпы внедрения и развития инициатив Концепции более высоки, значит, в ряде отраслей переход на новое регулирование будет опережающим».

Тарифы на электроэнергию,

Ключевые сервисы регулированияКод PHP" data-description="Первый зампред Правительства РФ Андрей Белоусов 29 июня 2021 года утвердил Концепцию внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период. Концепцию  подготовила ФАС России." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/419-420/9161641.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/b7c/b7ce268f6c65b03a864d1e07ab5db053.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.