16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/417-418/4894636.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (417-418) июль 2021 года

«Без продвижения даже самая хорошая технология не будет замечена»

Наталия Андрианова, генеральный директор управляющей компании кластера развития инноваций в энергетике и промышленности «ЭнергоМаркет»

Насколько востребованы сегодня инновационные технологии в энергетике и удается ли реализовывать программы импортозамещения в этой сфере — в беседе с генеральным директором управляющей компании кластера развития инноваций в энергетике и промышленности «ЭнергоМаркет» Наталией Андриановой.

— Наталия Владимировна, заинтересованы ли сейчас крупные энергетические компании и государство в разработке и внедрении инновационных решений?

— Востребованность инноваций можно оценить посредством затрат на данное направление. В 2019 году Россия занимала 46-е место в рейтинге «Глобальный индекс инноваций». Расходы на НИОКР в России в 2018 году составляли 1% от ВВП, в то время как Израиль тратил на эти цели 5% от ВВП. Это общая статистика. Хотя при этом компаниям нашего кластера удается участвовать и в этом одном проценте, а в денежном выражении суммы не такие уж и маленькие. Но в целом инновации сегодня востребованы: проводятся конкурсы инновационных технологий, увеличивается и количество региональных площадок для разработки, внедрения и продвижения инноваций. Растет количество корпоративных акселераторов («СИБУР», НЛМК, «Роскосмос» и т. д).

Вместе с тем, предприниматель, занимающийся инновациями, сможет ощутить поддержку только при проявлении собственной активности: нужно участвовать в конкурсах и программах, заявлять о своем продукте. Дорогу осилит идущий. Без продвижения самая замечательная технология просто не будет замечена на рынке.

С внедрением сложнее, чем с разработкой. Требуется изменение устоявшихся производственных процессов, цепочек поставок. Необходимо формировать технические требования, создавать запрос на новое оборудование. Этот процесс занимает время. А значит, разработчики должны запускать процесс по информированию рынка и готовить рынок к принятию своей разработки параллельно с началом работы над инновационным продуктом. Многие крупные компании занимаются разработкой инновационных технологий самостоятельно. Все уже обучились и понимают, что патент, у которого есть оценка, способствует не только решению прикладных задач, но и повышению капитализации компании — это нематериальный актив.

— То есть мелкие инновационные компании рано или поздно исчезнут с рынка или каким-то образом интегрируются в процесс?

— Все зависит от компаний. Они могут участвовать в конкурсах, осуществлять пилотные внедрения своих технологий, корректировать технические параметры, выходить на новые НИОКРы.

Другой вариант — стать «дочкой» крупной компании, при этом теряя свободу в управлении, но иметь гарантированные заказы. Например, у «Росатома», «Ростеха» уже есть такая практика, наверное, и другие компании пойдут по такому же пути.

Ничто не запрещает маленьким компаниям самим разрабатывать инновационные технологии и предлагать их крупному бизнесу, для начала как пилотные образцы. При этом новое оборудование имеет преференции с точки зрения сроков получения разрешительной документации. С другой стороны, есть вопросы, связанные с рынком, экономикой, налаженными цепочками поставок. Требуется время и силы, чтобы «чужая» инновация «пробилась».

— По разным оценкам, объем импортного оборудования в российском ТЭКе достигает от 40 до 70%. Какую оценку дали бы вы?

— Не берусь комментировать эти оценки. Понятно, что современная ситуация постепенно подталкивает предприятия переходить на отечественное оборудование. Государство дает преференции в рамках 44 и 223 ФЗ для оборудования российского производства. Для этого требуется получить сертификат российского происхождения. Производитель должен подготовить большой объем документов, потратить время, а потом может столкнуться с условиями отсутствия авансирования поставки в конкурсной документации. Учитывая невозможность беззалогового кредитования для малого бизнеса, отсутствие системы кредитования «под проект», пусть даже со страховкой, компании просто отказываются от ряда таких конкурсов. В результате заказчик не всегда получает оптимальное предложение.

Если развивать систему беззалогового кредитования «под проект», с привлечением страховых компаний, процесс импортозамещения будет более масштабным.

Инновации, Новые технологии, ТЭК,

«Без продвижения даже самая хорошая технология не будет замечена»Код PHP" data-description="Насколько востребованы сегодня инновационные технологии в энергетике и удается ли реализовывать программы импортозамещения в этой сфере — в беседе с генеральным директором управляющей компании кластера развития инноваций в энергетике и промышленности «ЭнергоМаркет» Наталией Андриановой." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/417-418/4894636.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/262/262a21269c06aa9d78ed04c73c058483.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.