16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/415-416/3655611.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11-12 (415-416) июнь 2021 года

Схема «везде поставим зарядки и сразу заживем хорошо» не работает

Генеральный директор ООО «ТАЧ Продакшн» Юрий Орлов

По данным агентства «Автостат», на 1 января 2021 года в РФ было зарегистрировано 10 836 электрокаров. В 2020 году новых электромобилей россияне приобрели на 95% больше, чем в 2019  оду, — 687 штук. Понятно, что такой рост в процентах — это эффект низкой базы, в абсолютных цифрах результат выглядит не столь впечатляющим.

Одним из препятствий для развития российского рынка электротранспорта, помимо дороговизны электрокаров, принято считать неразвитость зарядной инфраструктуры. Наряду с этим некоторые участники рынка считают данное направление весьма перспективным. О рынке зарядной инфраструктуры в России, личном опыте владения электрокаром, а также о перспективах электротранспорта — в интервью с генеральным директором ООО «ТАЧ Продакшн» Юрием Орловым.


Смена образа передвижения

— Как вы считаете, что больше влияет на медленные темпы роста рынка: высокая стоимость электромобилей, неразвитость зарядной инфраструктуры или психологические барьеры потребителей? Что первично?

— Доля электрокаров на российском рынке в настоящее время составляет всего 0,02%, и такое положение вещей обусловлено несколькими факторами. Стоимость электрокара, конечно, влияет на выбор покупателей. Хотя тот же подержанный праворукий Nissan Leaf с деградацией батареи всего 10–15% сегодня можно было купить всего за 200–400 тысяч рублей. Кроме того, у нас отсутствуют субсидии на покупку электрокаров со стороны государства. К примеру, в Румынии субсидии на электромобиль Dacia местного производства, при его стоимости 18 тыс. евро, составляет 10 тыс. евро. В Германии и Нидерландах субсидии поменьше, но тем не менее они есть. Второй момент связан с дефицитом зарядных станций — по количеству станций мы имеем самый низкий показатель по Восточной Европе, про Западную можно и не говорить. Существует расхожее мнение: «Давайте везде поставим зарядки и сразу заживем хорошо». Но наличие большого количества зарядных станций еще не гарантирует рост спроса на электрокары. Ведь мало того что нужно организовать парковочное место для зарядки, необходимо еще и обеспечить определенную электрическую мощность. Несмотря на то что в целом в энергосистеме России — профицит мощности, это характерно не для всех регионов, и в некоторых для развития зарядной инфраструктуры придется создавать дополнительные источники энергии.

Просто поставить везде быстрые зарядки, на мой взгляд, недостаточно. И модель, когда зарядные станции устанавливают на классических АЗС не работает. На АЗС зачастую нет необходимой мощности, а проводить ее туда дорого. Кроме того, по своему опыту знаю, что удобно заряжать автомобиль там, где паркуешься — дома, на работе, около торгового центра, — заряжать, пока не пользуешься. Кстати, согласно европейской статистике, 80% зарядки происходит именно дома. У нас 80–90% населения живет в многоквартирных домах, поэтому нужно думать, как предложить зарядную инфраструктуру этой категории потребителей. Это могло бы стимулировать развитие рынка.

— А как вы считаете, с психологической точки зрения многие ли российские автомобилисты готовы пересесть на электромобили?

— Есть и психологические препятствия. Люди боятся остаться без зарядки (опять же, к вопросу об инфраструктуре); езда на электромобиле всегда подразумевает планирование маршрута исходя из наличия зарядных станций. Это дополнительные усилия. Нужно, условно говоря, поменять образ передвижения.

— Если существует столько проблем, что же подтолкнуло вас к покупке электрокара?

— Я и сам владелец электрокара, и в компании у нас есть корпоративный электромобиль, преимущества которого я предлагаю оценить сотрудникам. Динамика, плавность хода, абсолютное отсутствие вибрации — на мой взгляд, электротранспорт является наиболее комфортным с точки зрения водителя. Меня заинтересовала тема электрокаров, и я увидел возможности в развитии инфраструктуры для них. Так появился проект TOUCH.

(TOUCH — проект частной российской компании ООО «ТАЧ Продакшн», основной деятельностью которой является использование модели региональных операторов для развития сети зарядных станций в странах Европы, Среднего Востока и в регионах России. Модель поддерживает весь жизненный цикл: от планирования инфраструктуры до формализованных процессов развития сети станций. — Прим. ред.).


Региональный интерес

— Сегодня лидерами по продажам электрокаров (и, соответственно, по количеству зарядных станций) являются Москва, Санкт-Петербург и регионы Дальнего Востока. Есть ли интерес к этому направлению в других регионах?

— Насколько я могу судить, интерес и спрос, помимо перечисленных, есть еще и в регионах Восточной Сибири — Иркутск, Новосибирск. Активен в этом плане Татарстан. Много запросов к нам поступает из южных субъектов. Есть ряд регионов, в которых точно есть интерес и, что немаловажно, поддержка властей и бизнеса, который готов вкладываться в инфраструктуру.

В целом к развитию рынка зарядной инфраструктуры нужно подходить системно. Наша компания сама производит зарядные станции, создает программное обеспечение, но наша цель не в том, чтобы продать зарядную станцию, а в том, чтобы создать полноценного оператора зарядной инфраструктуры, учитывая общую стратегию, план размещения станций, операционную модель, бизнес-структуру, вплоть до подбора персонала и поддержки пользователей. Это наша бизнес-модель, благодаря которой регионы, планирующие системно подойти к развитию зарядной инфраструктуры, смогут построить и успешно эксплуатировать сотни или даже тысячи станций.

В первую очередь мы выбираем субъект, где крупный бизнес готов заниматься крупными инфраструктурными проектами, где актуальна повестка устойчивого развития. Дальше мы смотрим, насколько местные власти заинтересованы в этом направлении. Если мы находим поддержку, заходим в этот регион и на своем примере показываем, что это возможно. Если же есть понимание, что никому это не нужно, — видимо, регион еще не готов.


Места хватит всем

— Сам рынок зарядной инфраструктуры для электрокаров в России еще очень маленький, но еще в 2014 году «Россети» заявили о реализации ряда проектов, была даже разработана целая программа. Учитывая, что «Россети» все-таки обладают существенными ресурсами, как финансовыми, так и административными, вы сможете выдержать такую конкуренцию?

— На мой взгляд, «Россети» как крупная федеральная компания смогла бы решить такую сложную задачу, как установка «быстрых» зарядных станций на трассах. По-моему, для них это идеальная ниша. Тогда и проблему перемещения между городами на электрокарах можно было бы сгладить. Но заниматься инфраструктурой в каждом городе, решать вопросы с муниципалитетами, управляющими компаниями, застройщиками… Думаю, что «Россетям», по большому счету, не до этого, у них другие задачи. Так что у нас разные ниши. Мы ориентируемся больше на городскую, региональную инфраструктуру.

— А видите ли вы конкурентов в других видах экотранспорта, которые, по сути, могут забрать долю рынка? Например, автомобили, работающие на метане, или (пока полуфантастичные) водородные машины…

— Места хватит всем. Ведь чтобы создать заправочную инфраструктуру для любого вида транспорта, все равно нужны вложения, так что, думаю, конкуренция будет здоровой, каждый займет свою нишу. Кстати, компромиссным вариантом могут быть гибриды, которые можно также и зарядить как электрокар. Для России это может оказаться весьма перспективным направлением.


«Электромобильности» не избежать

— Может ли современная экологическая повестка послужить одним из катализаторов развития рынка электротранспорта в России?

— Фактор экологии важен, но, как мне кажется, в большей степени этот драйвер относится не к обычным потребителям, а к бизнесу и региональным властям. Если они стремятся к улучшению качества жизни, экологии, тогда это может привести к созданию определенных стимулов: скажем, субсидированию инфраструктуры, отмене транспортного налога на электрокары и т.д. Также драйвером развития инфраструктуры может послужить переход городского транспорта на электроэнергию. Конечно, это дорого, но можно начать с маршрутных такси или каршеринга. Все это, в свою очередь, стимулирует и розничный сектор.

— По вашим оценкам, когда электротранспорт в России будет занимать весомую, по сравнению с нынешней, долю рынка, хотя бы 5–7%?

— Вполне вероятно, что уже к 2024 году. Такой оптимистичный прогноз связан с определенными маркерами, уже есть различные заявления и программы по развитию электротранспорта на уровне как региональных, так и федеральных властей, есть интерес и со стороны бизнеса. У нас нет шанса избежать «электромобильности». Все ведущие мировые автоконцерны заявляют, что через 10–30 лет либо полностью, либо частично перейдут на выпуск электрокаров. А сегодня мы ездим преимущественно на иностранных автомобилях.

Электромобили,

Схема «везде поставим зарядки и сразу заживем хорошо» не работаетКод PHP" data-description="По данным агентства «Автостат», на 1 января 2021 года в РФ было зарегистрировано 10 836 электрокаров. В 2020 году новых электромобилей россияне приобрели на 95% больше, чем в 2019  оду, — 687 штук. Понятно, что такой рост в процентах — это эффект низкой базы, в абсолютных цифрах результат выглядит не столь впечатляющим." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/415-416/3655611.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/694/6946a361676663cb57c3bd57537b370a.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.