16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/411/7586746.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 7 (411) апрель 2021 года

Как «оцифровать» выбросы парниковых газов?

Цифровизация расчетов выбросов парниковых газов еще вызывает много вопросов у экспертов и участников рынка

В ЕС активно обсуждается введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР), которое предусматривает налогообложение на импортную продукцию, при производстве которой в атмосферу выбрасываются парниковые газы. По оценкам большинства экспертов, оно будет введено уже в этом году. Этот налог является вызовом для российской экономики, во многом ориентированной на экспорт углеводородного сырья. Однако речь не только о нефтегазовых компаниях.

«Это может привести к снижению конкурентоспособности многих российских энергоемких отраслей экономики, таких, как нефтегазохимия, энергетика, металлургия и так далее, — отметил директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулапин в ходе круглого стола «Цифровизация процессов расчета выбросов парниковых газов в электроэнергетике: актуальность и комплексный подход». — По предварительным расчетам, российская экономика может потерять от 4 до 8 млрд евро в год».


Как и что посчитать?

Необходимость снижать выбросы CO2, чтобы не потерять конкурентоспособность на европейских рынках, очевидна. Гораздо менее определенно, какие методики подсчета необходимо применять для определения объема выбросов и как в этом могут помочь цифровые технологии?

«Сначала нужно определиться с критериями и целями, — уверена вице-президент, руководитель направления «Экономика энергетики и климат» НКО «ЦСР» Виктория Гимади. — России еще предстоит разработать ряд методологий, касающихся учета прямых выбросов газов при производстве продукции (как в разрезе субъектов РФ, так и в разрезе компаний). Или мониторинга низкоуглеродных проектов, где фиксируется, насколько именно были снижены выбросы. Кроме этого, учет выбросов может вестись не только на уровне производств или продуктов, но и на уровне инвестиционных проектов. Это важно, если есть потребность в международном финансировании. Все эти методологии будут разные, по требованиям, по структуре, соответственно, будут различаться и цифровые технологии».

Как показывает практика, сегодня российские компании, которые так или иначе ведут учет объема выбросов парниковых газов, сталкиваются с проблемами на организационном и законодательном уровне. Прежде всего — с отсутствием единых стандартов расчетов. Самый простой пример: предприятие, которое производит продукцию, может минимизировать свой углеродный след или вовсе избавиться от него — и это можно проконтролировать. Намного сложнее учитывать выбросы поставщиков и клиентов, задействованных во всей производственно-экономической цепочке. Сложности возникают даже при создании цифровой системы, которая способна осуществлять оперативный мониторинг «собственных» выбросов.

«Мы и наши коллеги из Минэнерго всячески поддерживаем цифровизацию, однако в разрезе декарбонизации нам пока нечего цифровизировать, — считает директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития РФ Петр Бобылев. — Уже была попытка на законодательном уровне прописать обязательство компаний, связанное с наличием измерительных комплексов, однако мы столкнулись с контраргументами.

Во-первых, существующие модели учета выбросов парниковых газов либо слишком усеченные, либо учитывают специфику какого-либо одного сектора промышленности. Во-вторых, существуют только измерительные комплексы, учитывающие исключительно выбросы загрязняющих веществ. Полевого комплексного оборудования, которое бы замеряло объемы выбросов CO2, просто нет».


Международное признание

Так или иначе, но пока крупные российские промышленные и энергетические компании сами занимаются учетом объема выбросов парниковых газов, часто используя собственную методику. В этом плане цифровой учет выбросов CO2 на государственном уровне должен обеспечить реализацию единых стандартов определения объема выбросов и оперативный сбор данных в автоматизированном режиме. Немаловажны и такие аспекты, как эффективность внедряемых климатических проектов и учет компенсаторных мероприятий, которые позволят проводить более корректную верификацию не только на российском, но и на международном уровне.

«С одной стороны, для нас важно наличие национальных углеродных сертификатов, но они должны признаваться и за границей, — отмечает начальник департамента стратегии и инноваций ПАО «Газпром нефть» Сергей Вакуленко. — Еще одна важная вещь — сертификация компенсаторных проектов. Без их учета полноценная верификация выбросов, а следовательно, монетизация проектов, невозможна».
Со своей стороны Алексей Кулапин обозначил те меры, которые помогут минимизировать риски для российской экономики, связанные с корректным учетом выбросов CO2. В частности, речь идет о федеральном законопроекте «Об ограничении выбросов парниковых газов».

«Прежде всего, необходимо внедрить механизмы реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и их поглощение, — подчеркивает Алексей Кулапин. — Эти механизмы уже заложены в законопроект. Что касается учета косвенных выбросов, то здесь идет работа над формированием механизмов углеродных сертификатов. Все эти механизмы должны учитывать специфику российской энергетики. К примеру, весь мир привык считать «зелеными» только ВИЭ, однако к низкоуглеродным источникам энергии можно причислить и атомную, и гидрогенерацию.

Без цифровизации невозможны учет, верификация и мониторинг эффективности компенсаторных проектов. В данном случае может быть задействована государственная информационная система, в основе которой должна лежать технология общего распределенного реестра, позволяющая переводить физические перетоки электроэнергии, потребление энергоресурсов и данные о выбросах в цифровую форму. Увязка всех поступающих показателей позволит рассчитывать объемы прямых и косвенных выбросов в единой системе».

Введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР) может привести к дополнительной нагрузке от 2,56 до 6,65 млрд долларов на экспорт углеводородного сырья



Стоит отметить, что в настоящее время Минэнерго России и Российское энергетическое агентство разрабатывают методику, позволяющую определить объем косвенных выбросов любого хозяйствующего субъекта на основе государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, которая будет дорабатываться с точки зрения оптимизации, сбора и обработки информации. По словам Алексея Кулапина, модернизированная система, конечно, не сможет напрямую рассчитывать объемы всех выбросов CO2, однако наиболее полный сбор данных позволит более корректно проводить верификацию.


Станет дороже

Согласно официальной позиции Ассоциации «Совет производителей энергии», установление автоматических систем на отдельных предприятиях не решит проблему достоверности определения количества выбросов парниковых газов. Множество предприятий осуществляют выбросы парниковых газов через неорганизованные источники (автотранспорт, газотранспортные системы и т. д.), где газоанализаторы установить либо технически невозможно, либо экономически нецелесообразно.

Также в Ассоциации указывают на то, что для таких процессов, как сжигание топлива, имеются апробированные методики, с помощью которых считаются выбросы парниковых газов по расходу топлива. А международный опыт энергетиков также основывается на измерении потребления топлива в течение года, а затем применяются формулы, которые рассчитывают выбросы различных парниковых газов. Таким образом, обязательная установка автоматических систем определения массы выбросов парниковых газов невозможна на площадных и распределенных источниках выбросов и потребует незапланированных и не включенных в тариф затрат на установку оборудования и его постоянного обслуживания и не предусматривает достоверность результатов приборного учета выше расчетных.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей подчеркивают, что выполнение измерений является технически затруднительным в связи с отсутствием необходимого оборудования с достаточной степенью достоверности измерений, а в ряде случаев измерение вообще технически нереализуемо.

«В соответствии с международными стандартами в области количественной оценки выбросов парниковых газов требуется использование методов количественной оценки, предполагающих максимальную точность и репрезентативность, — отмечают в РСПП. — Расчетный метод является общепризнанным, так как базируется на данных о содержании углерода в топливе, сырье и материалах, что обеспечивает приемлемую точность количественной оценки выбросов, принятую во всех системах учета, как на международном, так и на национальном и отраслевом уровнях. При этом в мировой практике не используются инструментальные методы количественной оценки выбросов.

Таким образом, даже в случае установки российскими компаниями средств измерения и учета выбросов парниковых газов для обеспечения признания результатов на международном уровне будет все равно необходимо проведение количественной оценки выбросов парниковых газов на основе принятых расчетных методов и данных об использовании топлива. Кроме этого, инструментальное измерение выбросов парниковых газов приведет к существенному росту расходов предприятий электроэнергетики на установку и эксплуатацию средств измерения и учета. Это в том числе негативно повлияет на выполнение природоохранных программ и экологических обязательств компаний в связи с вероятной переориентацией финансовых ресурсов».

При этом основной объем эмитируемых компаниями парниковых газов составляет углекислый газ, который не является загрязняющим веществом и не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. В связи с этим проектируемые компаниями сейчас, в соответствии с нормами природоохранного законодательства, системы автоматического измерения выбросов загрязняющих веществ не предусматривают разработки и установки еще и датчиков углекислого газа.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), Экология, Цифровизация,

Как «оцифровать» выбросы парниковых газов?Код PHP" data-description="В ЕС активно обсуждается введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР), которое предусматривает налогообложение на импортную продукцию, при производстве которой в атмосферу выбрасываются парниковые газы. По оценкам большинства экспертов, оно будет введено уже в этом году. Этот налог является вызовом для российской экономики, во многом ориентированной на экспорт углеводородного сырья. Однако речь не только о нефтегазов" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/411/7586746.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1a6/1a6bd54cdb7bbd239cf12e5b75f5b27f.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.