> РЗА: коммерциализация науки под вопросом - Энергетика и промышленность России - № 7 (411) апрель 2021 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/411/7501859.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 7 (411) апрель 2021 года

РЗА: коммерциализация науки под вопросом

Владимир Ковалев, к. т. н., профессор, декан факультета энергетики и электротехники ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»

В столице российского релестроения — Чебоксарах — 80% выпускников электротехнического направления получают работу на местных предприятиях. Им повезло гораздо больше других молодых специалистов, которые устраиваются за большие зарплаты, но совсем не по профилю. Причем слово «везение» в данном случае объясняется действительно объективными данными.

Речь о том, что Чувашия до 1991 года была мощным отраслевым кластером: в республике тогда были единственные в стране Всесоюзный научно-исследовательский институт релестроения, Электроаппаратный завод — практически монополист по электромеханическим реле и щитам РЗА. По распределению в республику приезжали молодые специалисты из ведущих вузов страны (Ивановский энергетический, Новочеркасский политехнический и др. институты), а в 1967 году в Чебоксарах на базе Волжского филиала МЭИ был открыт Чувашский государственный университет с электротехническим факультетом, именно здесь теперь готовят разработчиков новых устройств РЗА. Стоит заметить, что подготовкой кадров по этому профилю в нашей стране занимаются и другие вузы, но не во всех регионах развита электротехническая промышленность.

— Отличие ЧГУ в том, что здесь обучают в основном электротехников, ориентированных на разработку и производство. А в других вузах — кадры для энергетических компаний, для эксплуатации — так определил функционал обучения декан факультета энергетики и электротехники ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», к. т. н., профессор Владимир Ковалев в интервью с журналистом «ЭПР».

— Как участвуют предприятия кластера в подготовке кадров?

— Специалисты, работающие на предприятиях Инновационного территориального электротехнического кластера, преподают у нас по совместительству. А часть наших штатных преподавателей работает на предприятиях ИнТЭК ведущими специалистами и научными консультантами. К слову, многие наши выпускники по своим научным разработкам защитили кандидатские диссертации и теперь возглавляют ведущие компании. Например, квалификация технического директора ЭКРА и еще нескольких специалистов сейчас вполне соответствует доктору технических наук, но подготовка и защита диссертаций у них стоит на втором плане, после основной работы.

Многие ведущие специалисты предприятий ИнТЭК уже вышли на уровень квалификации докторов технических наук и занимаются решением актуальных задач для энергетики: разработкой цифровых технологий, созданием цифровых подстанций, технологий смарт-грид, цифровизации энергетики.

Участие таких специалистов в работе факультета резко повышает качество подготовки обучающихся. Мы сформировали некий симбиоз науки, образования и практики.

— Хорошо, что и географически все рядом?

— Да, мы использовали уникальные особенности экономики республики и грамотно распределили сложившиеся условия. Когда создавался электротехнический кластер, туда вошел Чувашский госуниверситет, и мы продолжили заниматься целевой подготовкой кадров. На пяти кафедрах факультета работают девять докторов технических наук, профессоров и свыше 40 кандидатов технических наук. Каждая кафедра взаимодействует с предприятиями кластера. Например, кафедра ТОЭ в большей степени сотрудничает с ООО «Релематика», ООО НПП «ЭКРА» и ООО «Бреслер», кафедра электроснабжения и интеллектуальных энергетических систем имени А.А. Федорова больше готовит специалистов для ООО НПП «ЭКРА» и предприятий электросетевого комплекса. Кафедра электрических и электронных аппаратов работает с АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» и ОАО «ВНИИР». Иными словами, есть специализации по актуальным темам продуктовой стратегии предприятий кластера, и под задачи энергетиков мы готовим специалистов.

— Значит, есть заказ от предприятий на конкретных специалистов — будет и обучение? Или наоборот, созданные кафедры в вузе формируют спрос на специалистов?

— В ряде случаев я не могу разделить факультет и предприятия кластера. Например, на кафедре ТОЭ РЗА заведующий Года Семенович Нудельман, один из ведущих релейщиков СССР, а теперь и России, входит в НТС ПАО «Россети», является представителем «ВНИИРа». На этой же кафедре работают доценты с предприятий «ЭКРА», «Бреслер» и «Динамика».

Ежегодно правительство республики совместно с университетом опрашивает предприятия, определяя потребность в кадрах по направлениям и профилям подготовки, это позволяет планировать распределение обучающихся по профилям (специальностям).

Надо сказать, что руководство предприятий понимает важность привлечения в электротехнику талантливой молодежи, серьезно занимается их профессиональной ориентацией. Школьники и учащиеся колледжей регулярно посещают с экскурсиями современные предприятия и знакомятся с тем, как они работают, участвуют в олимпиаде «Надежды электротехники», организаторами которой являются АО «ЧЭАЗ», ООО «НПП «ЭКРА»» и университет. Победители этой олимпиады, другие выпускники могут поступить на целевое обучение в ЧГУ и работать на предприятиях ИнТЭК. Таким образом, с первого курса студенты начинают производственную деятельность, трудоустраиваются, находят «свое место» на предприятии по «душе», адаптируются к решению серьезных научно-производственных задач и работе в коллективе.

— Известно, что в университете есть малые инновационные предприятия. Чем они занимаются?

— Малые инновационные предприятия в нашей структуре сейчас невыгодны. Мы создали некогда ООО «СКБ Энергопроект», но объемы работ, выполняемые СКБ, не учитываются в показателях и оценке вуза. Сейчас мы создаем учебно-научные лаборатории под перспективные направления. Например, мы открыли лабораторию цифрового моделирования электрических аппаратов, а затем совместно с АО «ЧЭАЗ» выиграли грант Министерства науки и высшей школы РФ по 218-му Постановлению и разработали с заводом новые автоматические выключатели.

— То есть выгодно совместно создавать какой-то продукт и даже вывести его на рынок, а не просто держать малое предприятие в рамках вуза?

— Схема малого предприятия в рамках вуза пока не отработана, но идея хорошая. Если применять схему бизнес-инкубаторов с венчурным капиталом, то эффекта было бы больше. А сейчас руководством университета совместно «ЧЭАЗ» создан фонд НИР для молодых ученых и студентов под перспективные научно-технические разработки.

В нашем вузе есть лаборатории, которые могут подготовить специалистов под инновационные проекты. Например, такие лаборатории, как «Цифровая подстанция», лаборатория «Автоматизированный цифровой электропривод», лаборатория цифровых двойников или моделирования в реальном времени режимов работы энергосистем c ПТК Opal-RT, приобрели программный продукт Power Systems CAD. Опять же, это удалось сделать с участием предприятий ИнТЭК.

— Какие идеи ваших студентов можно назвать инновациями будущего?

— Работы студентов в области цифровизации, кибербезопасности, диагностики оборудования, сбора данных с использованием ИИ для прогнозирования режимов работы энергосистем, микрогриды, в том числе и для прогнозирования остаточного ресурса и технического состояния оборудования. Эти темы перспективны, но не следует забывать о базовых технологиях энергетики и энергоэффективности.

— Могут ли эти разработки массово использоваться в электросетевом комплексе РФ?

— Эти технологии можно отрабатывать в лабораториях, создавая прототипы типовых элементов, которые будут использоваться в энергетике. Цель лабораторий в данном случае сводится к подготовке магистров — разработчиков электротехнических устройств и ПО, где студенты осваивают современное оборудование и проводят исследования по актуальным задачам в энергетике.

Из наиболее перспективных направлений могу назвать лабораторию силовой преобразовательной техники, которая найдет применение в устройствах для умных сетей и альтернативной энергетики.

— Есть ли проблемы?

— Самая большая проблема высшей школы уже давно озвучена на правительственном уровне — недофинансирование, низкая заработная плата в вузах страны. Если доцент получает за основную работу около 30 тысяч рублей, то вряд ли это может быть стимулом для высококвалифицированного специалиста связать свою жизнь с наукой и высшей школой. Наши выпускники уходят работать на предприятия кластера, становятся там квалифицированными инженерами, кандидатами наук, а потом приходят в вуз в качестве преподавателей, но по совместительству. При этом мы благодарны компаниям за то, что они доплачивают своим сотрудникам за научную и педагогическую деятельность.


Образование, обучение, Наука, Цифровизация, Электротехника,

РЗА: коммерциализация науки под вопросомКод PHP" data-description="В столице российского релестроения — Чебоксарах — 80% выпускников электротехнического направления получают работу на местных предприятиях. Им повезло гораздо больше других молодых специалистов, которые устраиваются за большие зарплаты, но совсем не по профилю. Причем слово «везение» в данном случае объясняется действительно объективными данными. <br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/411/7501859.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/012/012bee399e385f0502d584c432ac0f13.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.