> Успеть заскочить в вагон: Best practice меняют отрасль на глазах - Энергетика и промышленность России - № 5-6 (409-410) март 2021 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/409-410/5147538.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5-6 (409-410) март 2021 года

Успеть заскочить в вагон: Best practice меняют отрасль на глазах

Новым вызовом сегодня стали требования инвесторов и государственных органов срочных изменений в деятельности предприятий в связи с трендом на декарбонизацию всей экономики. Но одновременно требуются серьезные инвестиции в цифровую трансформацию отрасли. И одно дополняет другое.

Бизнес готов инвестировать

«Наша компания ежегодно исследует практику применения технологий в разных отраслях. По результатам исследования прошлого года можно констатировать, что пандемия ускорила цифровые трансформации, бизнес стал активнее использовать цифровые информационные технологии. При этом в 2021 году практически по всем областям инвестиций в технологии компании ожидают роста финансирования», — отметил директор по развитию бизнеса Gartner Саян Доржиев в ходе семинара, организованного Центром энергетики Московской школы управления «Сколково».

Единственным исключением является сектор инфраструктуры и центров обработки данных — респонденты отметили планы по снижению инвестирования в этот сектор.

Больше всего денег может получить сфера обеспечения безопасности — 71% опрошенных ИТ-директоров и технологических лидеров крупнейших компаний сектора Oil&Gas в мире заявили об увеличении бюджета данной сферы. Также в числе приоритетных для инвестиций — сферы бизнес-аналитики и управления данными. Здесь инвестиции могут вырасти на 65%. 50% опрошенных собираются увеличивать инвестиции в искусственный интеллект и машинное обучение. Также вырастут инвестиции в Интернет вещей и связь.

Технологические лидеры крупнейших нефтяных и газовых компаний мира ставят перед собой на 2021 год следующие цели: собирать больше оперативных данных; улучшить управление активами через повышение предиктивных способностей систем; улучшить текущую инфраструктуру сигнальных систем.

Кроме того, компании собираются увеличивать расходы на автоматизацию бизнес-процессов. Например, такая технология, как RPA (Robotic process automation — форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов (ботов) или работников искусственного интеллекта) продолжит динамично развиваться.

«Еще одна интересная особенность — сочетание снижения расходов на инфраструктуру и ЦОДы и рост расходов на облачные решения. 48% опрошенных собираются увеличивать инвестиции в такие решения, — комментирует Саян Доржиев. — Скепсис относительно облачных решений, который присутствовал ранее, сегодня развеялся — компании намерены наращивать инвестиции в данный сектор. То есть в целом мы отмечаем более широкий и сбалансированный спектр увеличения финансирования в 2021 году, чем в предыдущие годы».


Клиентоцентричная модель становится необходимостью

«Искусственный интеллект хорошо вписывается в общую тенденцию цифровой трансформации самых различных секторов экономики, включая топливно-энергетический комплекс, — полагает заместитель проректора по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления «Сколково» Михаил Недяк. — Действительно произошло ускорение развития технологий и внедрения их в бизнес-процессы в связи с пандемией».

Практически все компании озаботились тем, чтобы обеспечить какую-то форму цифрового общения с клиентами и автоматизацию клиентского опыта. Искусственный интеллект в этом смысле очень помогает. Фактически, говоря о какой-то клиентоцентричной модели, мы понимаем, что здесь уже не обойтись без использования модели машинного обучения и ИИ. Все мы сталкиваемся в повседневной жизни с рассылкой рекламных предложений по новым продуктам, скидкам, особенно индивидуальным.

«С другой стороны, если посмотрим через эту призму на топливно-энергетический комплекс, там тоже есть история общения с клиентом, но больше с b2b сегментом, — продолжает эксперт. — Сегодня перед участниками отрасли стоит четкая задача — разобраться, как перейти на клиентоцентричную модель с точки зрения b2b клиентов, как управлять их контрактами с использованием аналитики, данных ИИ и как вообще в принципе структурировать эти контракты, используя разные возможности. Если говорим, например, про трансмиссию газа, то в международном контексте стоит вопрос о том, какие контракты могут быть гибкие, какие — негибкие.

Возможно, какая-то часть пропускной способности, которая по контракту прописана, у одних клиентов может быть жестко «прошита», а у других — нет. Этим тоже можно управлять, подводя клиентов к более подходящему типу контракта».

Кроме этого, компании, разумеется, хотят, чтобы производство в целом и оборудование в частности было максимально безопасным. Для этого они активно используют предсказательную аналитику. В том числе машинное обучение, которое позволяет автоматизировать некоторые процессы принятия решений по оборудованию.

«Также я бы упомянул такую быстро развивающуюся область, как HR Tech. Это работа с персоналом, планирование карьерной траектории сотрудника, диагностика отношений в рабочих группах, подразделениях, диагностика эмоционального состояния сотрудника.

Тут же возникают дополнительные аспекты, связанные со здоровьем и безопасностью, — говорит Михаил Недяк. — Допустим, если человек работает на каком-то сложном оборудовании и необходимо избежать аварий, есть технологии, позволяющие определить степень усталости работника. В горнодобывающем секторе есть компании которые уже используют браслеты для мониторинга сна сотрудников. Если оказывается, что по предсказанию данной технологии, сотрудник не является хорошо отдохнувшим, его не допустят до работы на тяжелом оборудовании».

В то же время, пандемия обострила вопрос использования средств индивидуальной защиты обычным населением. А специалисты, занятые на производстве, и раньше надевали маски во время работы. Сейчас, отмечает спикер, компании пытаются понять, как с использованием обработки образов и видео можно определить, правильно ли сотрудник использует соответствующее оборудование.


Как раньше, уже не будет

«Ценность, за счет которой сегодня можно увеличить операционную эффективность и маржинальность бизнеса в секторе добычи, переработки или поставки лежит в плоскости управления данными, имеющимися в компаниях. Нужно уметь их правильно собирать, анализировать и сохранять», — считает генеральный директор «Кловер Групп» и операционный директор «КонтролТуГоу.Ру» Александр Дмитриев.

Ранее нефтегазовые компании нередко обращались к консультантам, которые прописывали им стратегию, включающую конкретные мероприятия. Сейчас многие компании отказываются от такого подхода, переходят к подходу создания операционных улучшений внутри своей структуры, более сложных, за счет Data Scientists (специалистов по данным), собственных центров компетенций, экспертизы, отмечает спикер.

Кроме того, если прежде компании покупали софт, лицензии, какие-то решения вендоров, то теперь заказчик хочет покупать экономический эффект или его достижение. Он готов делиться success fee (плата/гонорар за успех), profit sharing (распределение прибыли в определенных долях между участниками программы), оплачивать travel cost (путевые/дорожные расходы). Таким образом, фокус мировых серьезных заказчиков направлен на достижение экономического эффекта.

«В прошлом заказчики удовлетворялись решениями, которые в меньшей степени касались глубоких технологий и в большей были стандартными. Как, например, внедрение MES систем, SCADA, сбора данных, каких-то стандартных APS. Сейчас же мы понимаем, что эти сущности в полной мере установлены и как-то работают, в том числе в России. Это значит, необходимо «вытащить» ценность, которую они позволяют создавать. Поэтому используются более сложные системы на базе машинного обучения, нейросетей, векторных авторегрессий, которые позволяют эту ценность найти. Буквально два-три года назад компании в основном пытались дойти до результата самостоятельно.

Сегодня мы видим тренд, когда заказчики создают у себя центры экспертизы, нанимают бывших руководителей других заводов и предприятий, создавая вокруг себя ареал умного информационного обеспечения. Кроме того, прежде все говорили про best practice (лучшие практики), а сегодня в центре внимания Big Data и машинное обучение», — резюмировал эксперт.


Нефтегазовая отрасль, Автоматизация в энергетике, Цифровая трансформация, Информационные технологии, Инвестиции,

Успеть заскочить в вагон: Best practice меняют отрасль на глазахКод PHP" data-description="Новым вызовом сегодня  стали требования  инвесторов и государственных органов срочных изменений в деятельности предприятий  в связи с трендом на декарбонизацию всей экономики. Но одновременно требуются серьезные инвестиции в цифровую трансформацию отрасли. И одно дополняет другое." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/409-410/5147538.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/7de/7de75974f76fd91ebb956dbd10bfee11.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.