16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/409-410/5031808.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5-6 (409-410) март 2021 года

В центре изменений — человек

Почему российские города начали конкурировать за людей?

Существуют сотни рейтингов, индексов — национальных, международных, частных и прочих, которые регулярно представляют разные оценки в отношении российских городов. Так, по оценке консалтинговой компании MACON, Пермь является городом с самой высокой устойчивостью к кризису 2020, а Краснодар, по мнению экспертов компании «Урбаника», — самым лучшим городом для жизни. Портал SuperJob полагает, что лучшие дороги на данный момент в Тюмени, а мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом региональных исследований «Регионы России» выявило, что самым счастливым российским городом является Грозный. Примеров можно привести много. Вопрос в том, оценивается ли качество жизни отдельного человека и правильно ли мы понимаем, что это такое.

Если посмотреть на международный опыт, можно увидеть, что «качество жизни» — многогранное понятие, которое включает разные аспекты: защиту прав человека, гендерное равенство, субъективное ощущение одиночества в городе и другие.


Когда минусы превращаются в плюсы

На данный момент в России существуют два индекса федерального значения, которые подготовлены Минстроем: это Индекс по оценке качества городской среды и Индекс по умным, так называемым IQ городам.

Максим Егоров«У нас не было задачи сформировать рейтинги, исходя из того, что какой-то город лучше, а какой-то хуже. Каждый наш город, а их в России больше тысячи, прекрасен, и его любят люди, которые там живут, — говорил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров на Гайдаровском форуме-2021. — Мы хотели сделать инструменты, которые помогут муниципальным образованиям, мэриям в выявлении сильных и слабых сторон их города.

Рассматриваются шесть показателей, затрагивающих все сферы жизни: жилищно-коммунальное хозяйство, наличие различных сервисов для горожан, озеленение города, аварийное жилье, аварийность на дорогах, развитие системы общественного транспорта и так далее. Важный показатель для наших городов — наличие ливневой канализации. Если посмотреть все прорывы, которые происходят на тепловых сетях, их причиной является внешняя коррозия, возникшая из-за отсутствия ливневых канализаций. Если мэр города видит какие-то пробелы по озвученным направлениям, он инициирует разработку дорожной карты — как повысить тот или иной показатель. Конечно, ливневая канализация — очень дорогая вещь, но мэры все равно идут к губернаторам и пытаются превратить выявленные нами минусы в плюсы».

Примечательно, что усилилось взаимодействие и координация между городами, которые делятся своими улучшениями в разных сферах. Уже есть рабочие группы мэров крупных и средних городов, они обмениваются информацией, делятся советами.

Еще одна актуальная тенденция связана с озеленением общественного пространства.

«После того, как мы опубликовали первый индекс, первыми, кто обратился к нам с вопросом, что у них не так с озеленением, была мэрия города Москвы. Мы показали фотоснимки, сделанные в различные периоды времени, пояснив, что определяем качество озеленения на основе снимков, сделанных из космоса, — рассказал представитель ведомства.

Отметим, что по итогам 2019 года Москва набрала 40 баллов (больше половины от максимального количества баллов) по озелененным пространствам, годом ранее у нее было 32 балла.

Что касается Индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов», он был разработан Минстроем совместно с МГУ им. Ломоносова в рамках ведомственного проекта «Умный город», который реализуется в рамках двух национальных проектов — «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».

Индекс показал, что самый лучший показатель в части цифровизации в российских городах — это инфраструктура сетей связи. И это неудивительно, ведь правительство и различные телекоммуникационные компании в последние годы вложили немало средств в развитие каналов связи. Гораздо хуже обстоит ситуация с цифровизацией городского хозяйства и коммунальных служб. Выходит, именно на эти направления мэриям городов нужно направлять внимание и силы в первую очередь.

«Еще три-четыре года назад мы не подозревали, что у нас будут умные остановки, на которых можно узнать график движения транспорта, зарядить мобильный телефон и воспользоваться вай-фаем. Мы слышали мнения, что «это возможно только в Москве», но и в малых городах появляются такие остановки, — уточняет Максим Егоров. — Для меня, как для сотрудника Минстроя, Индексы, прежде всего, — это инструменты помощи региональным командам».

«IQ городов» подчеркивает и существование системной проблемы — это экология. По данному субиндексу у российских городов в Индексе за 2019 год были самые неудовлетворительные показатели. Это и наименьший средний балл, и наименьшая, пусть и положительная, динамика. Следовательно, участники проекта должны уделять больше внимания зеленым технологиям в сфере цифровизации города — датчикам качества воздуха, воды, шума и подобным.


Должна ли Москва быть эталоном?

Николай Цехомский«На первый план для нас выходят не инвестиции в какие-то крупнейшие проекты — газохимические и огромные инфраструктурные, которые мы, безусловно, тоже финансируем, а проекты, связанные с качеством жизни граждан, — уверяет первый заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления Николай Цехомский. — Некоторое время назад мы поняли, что институт развития меньше нужен в наших национальных центрах. Таких, как Москва и Санкт-Петербург, поскольку желающих профинансировать проекты здесь гораздо больше, да и бюджет у этих городов выше.

Учитывая, что сегодня три четверти населения страны живет в городах, мы постарались определить для себя 100 крупнейших городов после Москвы и Петербурга. Подходим к этой работе как к отдельному большому проекту, в котором есть 14 направлений. Одно из них касается развития малого и среднего предпринимательства в городе. Нам представляется это важным, потому что нередко люди вынуждены ехать в другие города, чтобы заработать.

Для нас большим вызовом является оценка работы по этим направлениям. В любом случае, если ты хочешь приложить какие-то усилия, предоставить финансирование, то должен сравнить, что было, что стало, и также посмотреть на те области, которые находятся, условно говоря, в красной зоне, где есть максимальный эффект на вложенный рубль. Возвращаясь к проблематике ливневых канализаций: если у тебя залило город, то менее важным становится, например, вопрос озеленения».

Эксперт убежден: качество жизни, в первую очередь, определяется фундаментальными вещами: качеством воздуха, воды, услуг ЖКХ, жилья и так далее. Потом, разумеется, у человека возникают другие потребности, они находятся вне этого минимума, но являются определяющими для гражданина, когда он решает, приехать ли ему в тот или иной город.

«Учитывая огромное количество существующих рейтингов, мы точно не хотим придумывать еще один. Скорее, мы будем смотреть те рейтинги, которые есть, или субрейтинги, которые помогли бы оценить качество жизни в городах», — сказал Николай Цехомский.

При этом, заметил он, российские города уже стали конкурировать друг с другом за людей, и пандемия может усилить эту конкуренцию. Что интересно: участвовать в ней будут не только Москва и Санкт-Петербург, но и города меньшего размера, которые имеют другие интересные качества, в которых тяжело конкурировать с двумя столицами.

«На мой взгляд, российские города необходимо сравнивать не только с Москвой как с эталоном. То есть «выпилили» мы Москву как эталон и под нее пытаемся сравнить всех. Или, условно говоря, каких-то чемпионов, и к ним приводим всех. Во-первых, грустно этому чемпиону, потому что его-то тоже надо с кем-то сравнить. Его надо сравнить с похожим городом где-то в мире. Например, Владивосток сравнить с Сан-Франциско», — считает представитель ВЭБ.РФ.

Максим Егоров, в свою очередь, подчеркнул, что для малых городов очень важно попадание в какой-либо рейтинг.

«Если говорить о средних городах, практически самые лучшие показатели у городов Московской области, потому что Москва — для них не эталон, а конкурент, — отметил он. — Московская область делает все, чтобы соответствовать этим параметрам. Почему, например, говорят, что пионеры по благоустройству — это Казань, Республика Татарстан? Так они тоже за то, чтобы от них не уезжали, — сказал замминистра строительства и ЖКХ. — Более того, существует, как я ее называю, «проблема 400-километрового кольца вокруг Москвы», в пределах которого люди стремятся уехать в столицу.

Необходимо делать все, чтобы люди оставались в своих городах. Для этого нужно, прежде всего, улучшать качество их жизни: и воды, которую они пьют, и разбираться с ливневыми канализациями — никто не хочет ходить по лужам. Если разобраться, мы вроде многое делаем: создаем и благоустраиваем парки, скверы, а люди приезжают в другие города, видят другое и говорят: «Нет, мне надо как там, мне надо еще лучше». Чем больше мы будем делать, тем больше изменится жизнь наших городов».


ЖКХ, Цифровизация, Умный город,

В центре изменений — человекКод PHP" data-description="Существуют сотни рейтингов, индексов — национальных, международных, частных и прочих, которые регулярно представляют разные оценки в отношении российских городов. Так, по оценке консалтинговой компании MACON, Пермь является городом с самой высокой устойчивостью к кризису 2020, а Краснодар, по мнению экспертов компании «Урбаника», — самым лучшим городом для жизни. Портал SuperJob полагает, что лучшие дороги на данный момент в Тюмени, а м" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/409-410/5031808.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/60a/60ad2185fd7e5b92ebdc586846954364.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.