> Низкоуглеродный транспорт: ждать ли прорыва? - Энергетика и промышленность России - № 3-4 (407-408) февраль 2021 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/407-408/3181614.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 3-4 (407-408) февраль 2021 года

Низкоуглеродный транспорт: ждать ли прорыва?

Основным потребителем нефти в настоящее время является транспортный сектор: на него приходится порядка 93-95%. При этом выбросы данного сектора в общей эмиссии парниковых газов оцениваются примерно в 20%. Неудивительно, что страны мира, включая Россию, возлагают большие надежды на низкоуглеродный транспорт, использование которого способно изменить ситуацию к лучшему. Эксперт Центра энергетики Московской школы управления «СКОЛКОВО» Екатерина Грушевенко рассказала о перспективах развития зеленого транспорта в рамках проекта «ЭПР» «Открытое интервью».

В первую очередь — электромобили

«Главным двигателем четвертого энергоперехода являются не только технические революции, но и климатическая повестка, обеспокоенность государств проблематикой глобального потепления. Учитывая вклад транспортного сектора в загрязнение окружающей среды, низкоуглеродный транспорт вызывает все больший интерес, — говорит Екатерина Грушевенко, — этот транспорт не использует нефтеоснованные топлива, и выбросы парниковых газов от него будут меньше, чем от традиционного двигателя внутреннего сгорания на дизеле или бензине».

На сегодня это, в первую очередь, электромобили, а также транспорт, который заправляется природным газом в компримированном виде или в виде СПГ. В меньшей степени это водород — пока он не настолько популярен, и биотоплива — о них часто забывают.


Россияне в тренде

Сейчас мировой парк электромобилей составляет примерно 10 млн электрокаров. В глобальном энергобалансе на весь низкоуглеродный транспорт приходится около 6% от транспортного сектора. В России, по последней статистике, в 2019 году было порядка 6 тысяч электромобилей, в 2020-м наши сограждане приобрели еще 5 тысяч электрокаров.

«Пару лет назад я скептически смотрела на всю историю с электрокарами — прежде всего, потому, что нет стимулирования развития этого сегмента. Только в 2020 году снова отменили импортные ввозные пошлины, которые прежде вводили, отменяли, снова вводили, словом, была достаточно сумбурная политика, — поясняет гость «Открытого интервью». — Если сравним тенденцию роста числа электромобилей в России и мире, то графики будут совпадать. Рост идет по экспоненте. Пока он на порядки ниже, чем могло бы быть, но, так или иначе, такой транспорт начинает проникать в нашу жизнь»

В основном россияне покупают бывшие в употреблении электрокары, импортированные из Японии. В этой связи актуальным представляется вопрос их утилизации. Екатерина Грушевенко считает, что утилизация электробатарей — интересная ниша для отечественных компаний, на которую определенно стоит обратить внимание.

Есть еще Nissan Leaf, но в данном случае речь также идет о подержанном электрокаре, который, ко всему прочему, нельзя купить у официальных дилеров — они их не заказывают, видимо, нет большого спроса.

Новые же электромобили — например, Tesla и Jaguar относятся к бизнес- и лакшери-сегменту и пока доступны не всем желающим.


Больше вопросов, чем ответов

Спрос на электромобили в России может вырасти с появлением собственных или импортных электромобилей, сравнимых по цене с неким средним автомобилем (вроде Kia Rio) стоимостью в районе 1 миллиона рублей. В противном случае говорить о массовости электромобилей будет сложно.

«Много новостей о том, что отечественные электромобили скоро выйдут, по факту проект Lada Ellada заглох, выпустив около сотни таких авто. Такая же история с Ё-мобилем и электрокаром Zetta.

Пока на нашем рынке более-менее представлены варианты газового транспорта (на природном газе), но преимущественно автобусы и тяжелый транспорт. Легковой представлен в меньшей степени, хотя есть модели и российских производителей.

У рядового покупателя остается множество вопросов, в том числе в части переоборудования, начиная от того, что ему сложно понять, как это сделать. К кому идти, какая должна быть лицензия, как переоформить этот автомобиль, сколько времени нужно на это потратить, есть ли гарантия, что цена природного газа, который сейчас стоит в два раза ниже, чем дизельное топливо и бензин, сохранится на том же уровне, — комментирует эксперт. — Раньше, согласно указу, газ должен был быть в два раза дешевле, чем бензин АИ-86, которого, к слову, уже нет в номенклатуре. Сегодня у рядового потребителя нет уверенности, что цена на газ не начнет стремительно расти. Кроме того, готов ли каждый потребитель отказаться от места в багажнике, чтобы возить там баллон?

Те же электромобили в обслуживании гораздо дешевле, в них в принципе меньше трущихся и движущихся элементов. Это снижает стоимость, но там есть проблема с батареей — через 5-6 лет ее нужно менять. А ведь, несмотря на снижение стоимости battery pack, это все равно 50% стоимости автомобиля. Сам потребитель не должен разбираться в этих тонкостях. Если у нас есть какой-то курс перехода на низкоуглеродный транспорт, то должна быть и помощь от государства».

Для части потребителей, которая готова купить электрокар Tesla, важнее выделенные полосы. Но для большинства массовых потребителей стимулом может стать субсидия, которая приведет к паритету владения автомобилем.

«Люди вполне могут посчитать стоимость годового владения авто с обслуживанием, здесь важен паритет. Если его нет, не будут покупать электрокары», — уверена Екатерина.
Не последнюю роль играет инфраструктура. Даже в Москве не так много заправок для электро- и газомобилей. В совокупности такие мелочи останавливают россиян от приобретения электромобиля.

Но тот же электромобиль от 50 тысяч километров пробега в год становится вполне рентабельным для каршеринга или такси.

«Если посмотрим на транспортную сферу чуть шире, то Москва уже переходит на электробусы. Инициативы есть в Санкт-Петербурге, Самаре, Набережных Челнах, но, конечно, это несравнимо с Москвой, — говорит Екатерина Грушевенко. — Вместе с тем, наблюдается другая, уже многолетняя тенденция — из автопарков убирают троллейбусы и трамваи, хотя это тот же низкоуглеродный транспорт для города.

Здесь, конечно, встает вопрос, — от какого источника берется это электричество, и насколько данный транспорт будет низкоуглеродным «от скважины до колес». Тем не менее тенденция пока разрозненная, в России все-таки больше стимулируются автомобили и транспорт на природном газе. Было принято много мер — и субсидирование, и распоряжения Президента о том, что 50% транспорта должно быть переведено на природный газ, но, насколько я знаю, они не выполнены».


Мегаполисы выбирают микромобильность

26 января СМИ сообщили о том, что президент США Джо Байден решил пересадить федеральные ведомства и чиновников на электрокары. По информации CNBC, подписав соответствующий указ, он выполнил одно из предвыборных обещаний. Важная деталь — речь идет только об электрокарах американского производства.

Интересный факт. На заре появления электротранспорта активнее всего он использовался в Европе и США. А в последние три года — в Китае. В 2019 году практически 50% автопарка КНР составляли электрокары, и из тех 10 млн электромобилей, которые проданы в мире, 5 млн приобрели китайцы. Популярностью также пользуется микромобильный транспорт — электросамокаты и электровелосипеды, их в Поднебесной — около 200 млн единиц. Но сложно сказать, соответствует ли эта цифра реальности, ведь такой транспорт не нужно регистрировать.

Екатерина Грушевенко подчеркнула: микромобильный транспорт активно развивается и в России, а в Москве он стал даже более популярен, чем в европейских городах. Пользуется спросом и прокат электрических транспортных средств. Здесь, опять же, встает вопрос инфраструктуры — за пределами мегаполиса она вряд ли будет доступна.


Должно быть комфортно

В кризисный 2020 год, когда общий авторынок упал, сегмент электромобилей показал рост. С автомобилями на газе история сложнее — это очень региональные, лоскутные рынки, к ним предъявляется много требований, ведь чтобы образовался рынок, должно совпасть много факторов. Прежде всего, должна быть инфраструктура и доступный газ. Исключением является, пожалуй, Италия, которая всегда импортировала газ и где развиты газомобили. А в Индии, конкретно в Дели, еще в 90-х появился запрос от общества — люди обратились в местный суд с проблемой загрязненности воздуха и предложили перейти на природный газ.

«В целом, данный рынок сильно фрагментирован, говорить о частных газовых автомобилях на текущем уровне развития технологий преждевременно. В принципе, газ больше подходит для поездов, грузовиков, — констатирует Екатерина Грушевенко. — Газ лучше загонять на электростанции, это эффективнее, а потом уже использовать электричество в электромобилях.

Электромобили — история либо для компактных европейских стран, либо для мегаполисов. Я с трудом представляю, что сегодня кто-то ударит автопробегом из Челябинска до Питера на электромобиле. На газомобиле это можно сделать, только нужно продумать маршрут, исходя из наличия заправок. С электромобилем все сложнее. Попробуйте проследить, когда вы начинаете нервничать, что ваш мобильный телефон разрядится? С электромобилем будет то же самое: вот вы едете с тещей, детьми и рассадой и простояли в пробке три часа где-нибудь на съезде на дачу.

Электрозаправок должно быть больше, чем планируется к строительству, просто потому, что людям должно быть комфортно. В противном случае дальние поездки на электрокарах становятся невозможными, и люди будут отказываться от них».


Электромобили,

Низкоуглеродный транспорт: ждать ли прорыва?Код PHP" data-description="Основным потребителем нефти в настоящее время является транспортный сектор: на него приходится порядка 93-95%. При этом выбросы данного сектора в общей эмиссии парниковых газов оцениваются примерно в 20%. Неудивительно, что страны мира, включая Россию, возлагают большие надежды на низкоуглеродный транспорт, использование которого способно изменить ситуацию к лучшему. Эксперт Центра энергетики Московской школы управления «СКОЛКОВО» Екате" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/407-408/3181614.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/12a/12a9d299f5d12b6d59ee6674a0006fa4.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.