16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/405-406/1622923.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1-2 (405-406) январь 2021 года

Подстелить сейчас соломки в правовой сфере советуют комплаенс-специалисты

Владимир Балакин, президент Национальной Ассоциации Комплаенс

В 1991 году был принят первый в истории России антимонопольный закон — «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который заложил основу современному антимонопольному законодательству. Спустя десять лет вопросы антимонопольного регулирования испытывает на прочность кризис, связанный с пандемией.

Об актуальных проблемах антимонопольного права в сегменте электрогенерации, теплоснабжения и энергосбыта «ЭПР» рассказал президент Национальной Ассоциации Комплаенс Владимир Балакин.

— Владимир Валерьевич, как вы считаете, каковы вероятные последствия экономической нестабильности, вызванной кризисом COVID-19? Какие вопросы антимонопольного права в этой среде необходимо учитывать компаниям, работающим в сфере энергетики и ЖКХ?

— Борьба с COVID-19 привела к резкому снижению экономической активности. Историко-экономическое исследование западных экспертов последствий 15 крупных пандемических событий говорит о том, что если исторические тенденции проявятся аналогичным образом после COVID-19, то долговременная стагнация будет серьезным вопросом при формировании денежно-кредитной политики и политики бюджетной стабилизации в течение следующих двух или более десятилетий.

По прогнозу МВФ, мировая экономическая активность сократится в степени, невиданной со времен Великой депрессии. По прогнозам экономистов, частичное восстановление экономики возможно в 2021 году. По данным Росстата, в 2020 году ВВП России упадет минимум на 6,5%, или на 7 трлн руб. вместо запланированного роста в 2%. Вообще же рост экономики в последнее десятилетие держится на уровне статистической погрешности — в среднем около 1%.

Пандемия подрывает уровень доходов и ликвидности предприятий, равно как и их способность выполнять налоговые требования. В нашей стране правительством разработаны серьезные налогово-бюджетные меры поддержки предприятий в рамках предоставления кредитных гарантий, кредитов, налоговых каникул, а также помощи в выплате заработной платы.

Несмотря на этот неутешительный прогноз, мы с надеждой смотрим в будущее. Кризис нередко пробуждает в людях лучшие качества.

Санитарно-эпидемиологические условия затруднили проведение антимонопольных проверок, в том числе в энергетических и коммунальных компаниях. В условиях карантина некоторые возбужденные дела были отложены.

Следует обратить внимание на цифровизацию в сфере антимонопольного регулирования. Как сообщил заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Роман Семенов, «механизм контроля в ближайшей перспективе полностью перейдет в электронную форму». Ведомство внедряет новые цифровые проекты, которые призваны оптимизировать процессы тарифного регулирования. ФАС России сообщила о том, что в ближайшие три года жилищно-коммунальные услуги не должны подорожать более чем на 4%.

Также наряду с цифровизацией всей сферы важнейшим вопросом является обучение сотрудников энергетических и коммунальных компаний в сфере комплаенс, включая среди прочих и вопросы антимонопольного комплаенса. Сотрудники представляют свои компании в своих действиях, и именно от правовой квалификации данных действий или бездействий зависит мера ответственности компании в целом или ее конкретных персон в частности.

— Произошли ли какие-либо существенные правовые или нормативные изменения в антимонопольном законодательстве?

— Был принят важный пункт в изменениях к закону «О защите конкуренции». Это внедрение понятия «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». А также предоставление права направлять внутренние документы антимонопольного комплаенса в федеральный антимонопольный орган для определения их соответствия антимонопольному законодательству. Федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней рассматривает направленные документы и дает свое заключение. Данные изменения были опубликованы 1 марта 2020 г.

Это означает, что наличие таких подтвержденных ФАС внутренних документов значительно облегчит жизнь предпринимателям в случае открытия судебной тяжбы с государственными структурами по вопросам нарушения антимонопольного законодательства.

Также были внесены изменения в законодательство о закупках по 44-ФЗ в условиях пандемии. В частности, упрощен порядок осуществления закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций, к которым была отнесена пандемия. Смягчены требования для субъектов малого и среднего предпринимательства при условии отсутствия аванса. Расширены возможности изменения срока и цены контракта. Изменен порядок применения штрафных санкций (исчисление пени, списание неустоек).

При всем при этом в условиях пандемии антимонопольный контроль за ценами был максимально усилен.

Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект № 848246-7, который ужесточит уголовную ответственность (ст. 178 УК) за заключение картельных соглашений. Наиболее картелизованными признаны социально значимые отрасли экономики (фармацевтический рынок, строительство, ЖКХ).

Внедрение же антимонопольного комплаенса в компании позволяет сформировать превентивную защиту и собрать доказательства невиновности по следующим направлениям:

  • обеспечение непрерывного эффективного функционирования процедур антимонопольного комплаенс-контроля;
  • обеспечение четкой и систематичной регламентации процедур антимонопольного комплаенс-контроля;
  • обеспечение объективной оценки выявленных антимонопольных рисков, их причин и последствий;
  • обеспечение сопоставления уровня выявленных рисков с допустимым уровнем их принятия;
  • обеспечение своевременного принятия решений по предотвращению рисков либо их принятию;
  • обеспечение информированности и осведомленности работников об основных требованиях антимонопольного законодательства, последствиях его нарушения, а также о существующих в Обществе методах и процессах, обеспечивающих антимонопольный комплаенс-контроль;
  • обеспечение разработки контрольных процедур, устраняющих, а при невозможности — минимизирующих возникновение антимонопольных рисков, их внедрение и соблюдение;
  • обеспечение регулярного анализа достаточности и эффективности используемых процедур;
  • обеспечение регулярного мониторинга антимонопольного законодательства, оценка его изменений и влияния на деятельность Общества.


— Какие проблемы будут преобладать в отношении конкуренции / антимонопольного законодательства в сегменте электрогенерации, теплоснабжения и энергосбыта в ближайшие месяцы?

— Мы считаем, что данный вопрос будет развиваться по двум направлениям.

Со стороны электрогенерации, теплоснабжения, энергосбыта — выявление и урегулирование внутренних коррупционных схем, расследование уголовных дел. Это станет сильным мотивирующим фактором для внедрения комплаенс-процедур широкого диапазона в данном сегменте: от обучения сотрудников до корректировки бизнес-процессов.

Со стороны клиентов — возможны неплатежи как со стороны потребителей — физических лиц, так и предприятий.

— Что привлекало ваше внимание в недавних антимонопольных делах в этом сегменте?

— Были вынесены три новых судебных решения в сфере защиты конкуренции. Верховный суд РФ разъяснил, как отсчитывать срок осуществления сделки, а кассационные суды — вправе ли участники аукциона представлять дополнительные документы после подачи заявки и можно ли внести сведения о подрядчике в РНП из-за его несоответствия требованиям к участникам закупки.

В целом пандемия привела к нестабильности на рынке труда и потерям рабочих мест и доходов в первом полугодии 2020 г. Как следствие, она снизила уровень жизни: долги россиян за ЖКУ растут. В 2019 году общая сумма долгов достигла 1,39 трлн руб., из них задолженность граждан составила 615 млрд. По прогнозам, в 2020 году к этим долгам прибавится еще 0,2 трлн руб., а собираемость упадет на 15-30%.

Что касается связанных с этим фактом антимонопольных дел, на официальных сайтах ООО «ТСК Мосэнерго» и ПАО «Т Плюс» была размещена информация о начислении пени в случае несвоевременной оплаты коммунальных услуг. Компании сообщали, что после 1 января 2021 г. они начислят штрафы всем потребителям, накопившим задолженности за коммунальные услуги. Такие высказывания противоречат нормам Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С 6 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г. неустойки (пени и штрафы) за просрочку оплаты коммунальных услуг не взимаются. Эти меры приняты с целью поддержки населения в период борьбы с COVID-19.

Федеральная антимонопольная служба предостерегла генерального директора ООО «ТСК Мосэнерго» и генерального директора ПАО «Т Плюс» от совершения планируемых действий. Штрафовать потребителей за просроченные платежи по оплате за газ, электричество, водоснабжение и отопление в условиях, когда руководство страны приняло решение о недопустимости подобных действий с целью поддержки граждан и экономики, абсолютно неправильно. Такое поведение как минимум может привести к нарушению закона «О защите конкуренции».


Законы, Генерация, Теплоснабжение, Энергосбыт,

Подстелить сейчас соломки в правовой сфере советуют комплаенс-специалисты Код PHP" data-description="В 1991 году был принят первый в истории России антимонопольный закон — «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который заложил основу современному антимонопольному законодательству. Спустя десять лет вопросы антимонопольного регулирования испытывает на прочность кризис, связанный с пандемией.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/405-406/1622923.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/b57/b5754eb589f9627defd0c157e34d9811.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.