> Болезнь медленного роста - Энергетика и промышленность России - № 1-2 (405-406) январь 2021 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/405-406/1620177.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1-2 (405-406) январь 2021 года

Болезнь медленного роста

Согласно докладу Минэкономразвития России о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности, опубликованному в конце 2020 года, по итогам 2019 года уровень энергоемкости ВВП составил рекордно низкое значение за последние пять лет (9,62 тонн условного топлива (т.у.т.)/млн руб. в ценах 2016 года). В 2019 году валовое потребление топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным показателем 2018 года снизилось на 6,6 млн т.у.т. при росте ВВП Российской Федерации на 1,3%.

Региональный аспект

Как отмечается в докладе, региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждены в 79 субъектах федерации. В 2019 году в рамках реализации региональных программ объем финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности составил 136,3 млрд руб. за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников. По сравнению с 2018 годом объем ресурсного обеспечения мероприятий на региональном уровне вырос на 39%. При этом реализация мероприятий данных программ в 2019 году позволила сэкономить 41,5 млрд руб. в стоимостном выражении. Стоит отметить, что исходя из анализа структуры финансирования мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению на региональном уровне в 2019 году только в 8 субъектах федерации использовались исключительно внебюджетные источники. В остальных регионах программы финансировались либо только из бюджетных источников, либо по смешанному типу. При этом примерно у половины регионов финансирование программ в 2019 году было увеличено.




Как отмечает Минэкономразвития, на региональном уровне сохраняется значительная диспропорция в объемах ресурсного обеспечения соответствующих мероприятий – по объективным и субъективным причинам далеко не все субъекты федерации уделяют внимание такому направлению как энергосбережение. И на фоне ряда регионов-лидеров, некоторые территории не могут похвастаться высоким уровнем энергоэффективности.

«Региональная политика в области энергоэффективности остается одним из наиболее важных вопросов, – считает член Бюро Союза машиностроителей России, Первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ПАО «РОССЕТИ» Андрей Муров. – При этом в субъектах есть наработки, которые могут успешно тиражироваться. Так, крупнейший проект «Россетей» – создание интеллектуальной системы учета электроэнергии, которая позволит контролировать потребление электроэнергии и управлять им. Также в числе перспективных решений – создание «умных» систем освещения и модернизация систем отопления».


Требуется инвестор

В Минэкономразвития России признают, что «несмотря на наметившийся прогресс в повышении энергоэффективности, Россия все еще относится к группе стран с высокой энергоемкостью ВВП». Текущая энергоемкость Российской экономики превышает среднемировой уровень, однако при этом необходимо учитывать особенности международных методик расчета энергоемкости ВВП в части объемов потребления энергии. Исключение из потребления энергии неэнергетических нужд дало бы более объективный результат.

«Системная работа в области энергоэффективности началась с принятия ФЗ-261, однако в Энергетической стратегии до 2035 года говорится, что энергоемкость экономики страны за 10 лет снизилась на 9,3%, – подчеркивает Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. – Это не соотносится с теми задачами, которые изначально ставило руководство страны: согласно Указу Президента «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» от 2008 года, к 2020 году энергоёмкость ВВП должна была быть снижена не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. При этом за последние четыре года большого прогресса в этой сфере не было. Такое положение дел обусловлено общим недостатком объема инвестиций в энергоэффективность и сокращением объема частных инвестиций. Совокупные затраты на приобретение энергоресурсов составляют 8,5 трлн рублей при суммарном годовом объеме инвестиций (в рамках заключенных энергосервисных контрактов) 44 млдр рублей. Это только 0,5%».

Со своей стороны в Минэкономразвития России считают, что для повышения энергоэффективности необходимо усиление работы в части нормативного регулирования, стимулирование мотивации к энергосбережению, повышению информированности в этой сфере, развитие финансовых механизмов привлечения инвестиций. В связи с этим в профильном ведомстве разрабатывается комплекс мер, направленных на развитие данных направлений: в частности, речь идет о стимулировании развития энергосервиса, повышении требований к энергоэффективности возводимого жилья и используемого автотранспорта, заключении долгосрочных целевых соглашений по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также внедрении механизма «белых сертификатов».


Государственные стимулы

В части ЖКХ со стороны Минэкономразвития РФ предлагается поэтапное увеличение требований к эффективности использования энергии на отопление, вентиляцию, ГВС и освещение мест общего пользования во вновь строящихся многоквартирных домах. Что касается автотранспорта, то в профильном ведомстве считают, что налоговые и финансовые стимулы покупки автомобилей с низким удельным расходом топлива или низкими выбросами парниковых газов могут способствовать изменению поведения потребителей. Кроме того, по мере введения классов топливной экономичности транспортных средств (или по удельным выбросам парниковых газов) предлагается сформировать требование к закупкам для государственных и муниципальных нужд только транспортных средств высоких классов топливной экономичности.

Долгосрочные целевые соглашения в электроэнергетике предполагают участие крупных генерирующих и электросетевых компаний в инвестиционных программах, в которых будут зафиксированы требования по снижению удельных расходов топлива на отпуск электрической и тепловой энергии, а также по снижению доли потерь электрической энергии при её трагспортировке. Долгосрочные целевые соглашения в промышленности предусматривают вид партнерства государства и бизнеса по повышению энергоэффективности, сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и парниковых газов. В рамках этого механизма правительство готовит и заключает с промышленными ассоциациями или крупными предприятиями соглашения о целевых показателях снижения энергоемкости основных видов промышленной продукции. Эти целевые показатели будут установлены на основе бенчмаркинга или на основе оценки потенциала экономии энергии за счет применения новейших технологий.

Что касается «белых сертификатов», то они являются формой обязательства, которое устанавливается каждый год. Размер обязательства рассчитывается и утверждается регулирующим органом, функции которого может выполнять правительство, орган исполнительной власти или специализированная организация. По окончании отчетного периода организация, в отношении которой установлены требования по экономии энергетических ресурсов, должна предоставить администратору системы сертификаты, подтверждающие достигнутую ею экономию энергетических ресурсов. Если число предоставленных сертификатов равно необходимому, администратор выдает подтверждение достижения обязательства организацией. Если их больше, то излишек организация может использовать для будущих периодов, а также может реализовать их на рынке. Если же число предоставленных сертификатов недостаточно, тогда применяются специальные процедуры торговли сертификатами, в этом случае возможно приобретение недостающих сертификатов.



МНЕНИЕ:

Петр Бобылев, Директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России

«ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» принят более 10 лет назад. В настоящее время действует целый ряд подзаконных нормативных правовых актов. Вместе с тем, необходимо признать, что существенного снижения энергоемкости экономики за последнее десятилетие достигнуть не удалось. Безусловно, решения по повышению энергоэффективности принимались бизнесом и соответствующие мероприятия реализовывались в компаниях. Но важно понимать, что, предприятия, по сути, делали (и делают) выбор: нести инвестиционные затраты на внедрение новых технологий для получения положительного эффекта в части снижения издержек на энергоресурсы в будущем или сохранять сегодня текущий уровень маржинальности своей деятельности. Говорить об отсутствии результатов я бы не стал. Так совокупное снижение удельных расходов топлива на производство электрической энергии за последние 10 лет составило около 10%. Электросетевым компаниям удалось снизить уровень потерь электроэнергии при ее транспортировке. И, что важно, это не только факторы повышения энергоэффективности, но и факторы, позволяющие сдержать темпы роста цен на электрическую энергию для конечных потребителей. Убежден, что сегодня теме энергоэффективности нужно дать «второе дыхание». Сокращение потребления энергоресурсов – одна из действенных мер по повышению экологичности и снижению углеродоемкости российской экономики, что крайне актуально в контексте обсуждаемых мировым сообществом, в частности ЕС, инициатив по введению трансграничного углеродного регулирования. В подтверждение сказанного приведу несколько цифр. Снижение выбросов загрязняющих веществ в энергетике (без изменения доли угля в общем балансе) за последние 6 лет составило более 19% только за счет мероприятий по энергоэффективности. Выбросы парниковых газов сократились более чем на 6%. Еще многое предстоит сделать для достижения значимых результатов в области энергосбережения. Необходимо создавать стимулы для повышения инвестиционной привлекательности мероприятий в сфере энергоэффективности, в том числе путем создания и развития соответствующих финансовых механизмов».

Энергоэффективность, Энергосбережение, Инвестиции,

Болезнь медленного ростаКод PHP" data-description="Согласно докладу Минэкономразвития России о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности, опубликованному в конце 2020 года, по итогам 2019 года уровень энергоемкости ВВП составил рекордно низкое значение за последние пять лет (9,62 тонн условного топлива (т.у.т.)/млн руб. в ценах 2016 года). В 2019 году валовое потребление топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным показателем 201" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/405-406/1620177.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/cec/cec6b76b4bef988dfa7d4b7a95fdc2ab.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Элемент не найден