16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/403/6814448.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23 (403) ноябрь 2020 года

История маски: с древности до пандемии коронавируса

В этом году новoрожденным детям в Таиланде стали выдaвать миниaтюрные маски, чтобы защитить их от коронавируса. На фото, быстро растиражированных в сети, младенцы выглядели так, словно понимали, куда они попали. В Санкт-Петербурге теперь молодожены вместо традиционных романтических замков на мостах в знак укрепления союза вешают медицинские маски.

Жители многих стран сравнивают маски с символами подчинения и лишения индивидуальности. Появился даже термин «выученная беспомощность», или новая роль в связи с необходимостью носить на лице маску. Времена пандемии, как видно, внесли своей «печально-креативный» вклад и в сложившиеся традиции.





Наука доказывает нам, что современная маска — средство защиты от инфекции. Но исторические сведения говорят, что маска могла менять личность «носителя» и его энергетику, в зависимости от назначения.


Энергетика фарса

Венецианские маски — исторические символы карнавала, народных игр и веселья. Арлекино, Скарамучча и Пульчинелла играли в своем ролевом жанре — комедии дель арте, где публика потешалась над героями. К примеру, Пульчинелла — горбун, волочащийся за женщинами, придурковатый развеселый крестьянин, бедняк и взбалмошный балагур, выполняющий любую работу. В разные времена зрители знакомились с этим персонажем сквозь историю приключений этого неаполитанского плебея, который мог быть и сторожем, и булочником, и торговцем, и даже контрабандистом. В неаполитанском кукольном театре Пульчинелла — основной персонаж. Отличительной чертой его был невероятно длинный нос, похожий на клюв. Главной характеристикой Пульчинеллы стала глупость и недалекость в сочетании с хитростью. Или Коломбина — комическая роль служанки из комедии дель арте. Маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса комедии отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и по стилю соответствовало костюму ее партнера.

Венецианские маски, кажется, были пропитаны духом древней традиции и вовлекают в театральное представление каждого, кто попадает сюда. При этом маска — это всего лишь элемент костюма, который заставляет поверить в иллюзию того, чем человек на самом деле не является, но становится на короткое время.

Специалист по маскам — Luna di Venezia — рассказала, что в этом и есть доля «пугающего» имиджа любой маски: она скрывает реальную сущность и выражает то, чем на деле не является объект.

«Я замечала этот эффект не раз, когда просила примерить кого-то из домашних новую, только что изготовленную маску. Это чувство было странным. С одной стороны, я понимала, что под маской — родной человек, а с другой, его лицо оказывалось незнакомым», — поведала мастер.





Венецианские маски, изготовленные современными мастерами, не несут в себе ничего, кроме позитива и делятся с владельцами энергией молодости и веселья. Несмотря на загадочность и тайну образа, венецианские маски — это обман ради обмана, неотъемлемый атрибут карнавала, давней традиции романтичного города.

В средневековой Венеции всегда был высокий уровень жизни. Каждый житель был частью мощной экономической машины под названием «Республика». Благодаря высочайшему уровню социального благосостояния жители города создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало приоритетным делом каждодневной жизни. Маскировка давала людям возможность спрятать от других какие-то проступки и мелкие преступления. Маски выполняли и социальную роль, уравнивая всех. Слугу в маске могли принять за благородного вельможу, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта (в то время как жители могли смело отвечать на эти вопросы и не бояться законного возмездия). Нравственность людей подкреплялась ношением масок — когда не видно лиц, можно слышать голоса.

Оценив преимущества сокрытия личности посредством ношения масок, общество погрузилось в декаданс. Даже монахи и монахини, разодетые по последнему слову той моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан.


240 скрытых подтекстов

Японский театр «Но» (noh) — одна из величайших классических традиций мирового театра. Его деревянные подмостки, крайне медленная и размеренная актерская техника, грандиозные костюмы, красивые маски, и минималистичная музыка сохранились практически в том же виде, в котором они использовались в период Муромати (1333–1568).

Рождение театра Но относят к XIV веку, хотя этот вид искусства не был создан с нуля. Среди ранних форм театра можно выделить пьесы саругаку, в которых сочетались танец, музыка и пантомима. Это была довольно легкая форма развлечения, которая, возможно, возникла в Китае. Еще один жанр, из которого родился но, был денгкаку, универсальный вид развлечений, который произошел от песен, исполняемых во время посадки риса, а также от древних обрядов плодородия и одержимости духом.

Популярным театр был среди изысканных придворных кругов в Киото, а также в верхних эшелонах касты самураев. Поэтому неудивительно, что в Но были созданы сложные эстетические теории. Театр Но быстро стал популярным среди самураев и аристократии и был недоступен для обычного незнатного населения. Случайный зритель вряд ли поймет происходящее на сцене — каждая сцена Но наполнена глубоким смыслом и скрытым подтекстом. Чтобы понять тексты Но во всей их глубине, в феодальной Японии необходимо было высшее образование. Поскольку пьесы были предназначены для самурайской элиты и придворных кругов, вежливая речь и правила этикета были также отражены в языке. К примеру, в постановках для простого вопроса «Как вас зовут?» требовалось семь слов согласно правилам вежливости. Сегодня представления театра Но обязательно сопровождается специальными буклетами, где объясняется символика и литературные аллюзии.





Традиционно все актеры в Но были мужчинами (буквально недавно появились несколько актрис Но). Персонажи делились по категориям, но актеры могли появиться в любой из указанных ролей. Существует 240 пьес Но. Они классифицируются в соответствии с их Shite, или главными героями, на такие категории, как божественные постановки (Waki Noh), где актер носит маску и раскрывает свою личность лишь в конце пьесы. Есть еще воинские постановки (Shura Mono) — актер играет роль самурая или другого воина, душа которого, после его смерти, не может найти дороги на небеса, и только после молитвы его последователей, кармические деяния воина прощаются, и душа обретает покой. Различные постановки (Zatsu Mono) включают в себя пьесы, которые не вписываются в другие категории, такие как отображение призраков или безумных людей. В закрытых Пьесах (Kiri No) актер исполняет роль демона в энергичных постановках.

Очень часто в пьесах Но актеры размышляют о кармических вопросах, основывающихся на буддийском мировоззрении, например, о том, как человек должен платить за плохие поступки, когда он станет духом между этим и потусторонним миром.


Колядки и ряженые






В Древней Руси волхвы, надевавшие маски, руководили обрядами. Маски были изготовлены из бересты или кожи с нарисованными красками глазами, носом, ртом и другими чертами. К маске могли приделать рога, длинный нос, бороду из пакли или конского волоса. Все это призвано было отпугнуть злых духов и привлечь добрых. Назывались они «харями» и «лярвами». Часто это были личины животных. Так, маска медведя символизировала богатство, козы — плодородие, коровы — долгую жизнь, волка — злость и тупость, лисы — хитрость. Древние языческие ритуалы нашли свое отражение в православных обрядах колядования — обычно на Святки или Масленицу. Ряженые в разнообразных масках ходили по домам, исполняя песни, и символизировали спустившиеся на землю в канун праздника души умерших предков. Их необходимо было задобрить, чтобы это принесло благополучие дому и семье, изобилие, хорошие урожаи и т.п. Ряженые были раскованными, не соблюдали строгих правил поведения, часто позволяли себе поступки и высказывания, недопустимые в обычных обстоятельствах. Маски словно меняли их личность.

Остается понять — не происходит ли это и сейчас.


Коронавирус,

История маски: с древности до пандемии коронавирусаКод PHP" data-description="В этом году новoрожденным детям в Таиланде стали выдaвать миниaтюрные маски, чтобы защитить их от коронавируса. На фото, быстро растиражированных в сети, младенцы выглядели так, словно понимали, куда они попали. В Санкт-Петербурге теперь молодожены вместо традиционных романтических замков на мостах в знак укрепления союза вешают медицинские маски. <br> <br>" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/403/6814448.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/cb1/cb1fa6d47465148e002a0220d57410ad.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.