16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/403/6809045.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23 (403) ноябрь 2020 года

Причины медленного развития рынка газомоторного топлива в России

По официальной информации Минэнерго РФ, рынок природного газа как моторного топлива в 2019 году вырос на 40% и в 2020 году продолжает расти темпами на 30% выше средних по топливной отрасли. Вместе с тем доля транспорта на ГМТ остается невысокой.

Слабый рост

По данным VYGON Consulting и Росстата, совокупный среднегодовой темп роста количества транспортных средств на КПГ в России составляет чуть более 11% и численность автопарка на КПГ сегодня не превышает 190 тыс. единиц техники, включая грузовые и легковые автомобили, а также автобусы. То есть 3,3% от общего количества транспортных средств (57,5 млн единиц).

С начала года как на федеральном, так и на региональном уровне правительство начало реализацию мер по развитию рынка газомоторного топлива: например, субсидии на закупку техники, использующей природный газ; субсидии на возмещение части затрат на установку газобаллонного оборудования и льготы на транспортный налог в отдельных регионах и т. д. Заместитель директора Департамента проектного управления и обеспечения деятельности Минэнерго РФ Алексей Трибунский отмечал и что большое внимание предпринимателей к программе по субсидированию переоборудования транспортных средств для работы на природном газе. Так, по его словам, в 2020 году в рамках антикризисной поддержки размер субсидии для малого и среднего бизнеса и граждан был увеличен в два раза.

При этом пока основными пользователями транспортных средств, работающих на КПГ, являются муниципальный и бизнес-сегменты. К примеру, объем рынка «новых» газомоторных грузовых автомобилей за 3 квартала текущего года составил 1,7  ыс. единиц, из которых 1,63 тыс. — корпоративные. Рынок начавшихся эксплуатироваться автобусов за этот же период оценивается экспертами в 1,3  ыс. единиц, из которых корпоративных —1,12 тыс. Исключение составил лишь рынок «новых» легковых автомобилей на КПГ: из 14,9 тыс. единиц корпоративных только 4,11 тыс. Впрочем, это объясняется спецификой использования транспорта.

Принято считать, что основная причина низких темпов роста рынка газомоторного топлива —это отсутствие необходимого количества заправочных станций, однако исследование Russian Automotive Market Research показало, что дело не только в этом. К факторам, тормозящим развитие данного направления, эксперты также относят более высокую цену газомоторной техники по сравнению с традиционной и высокую стоимость переоборудования (несмотря на субсидии от государства, которых явно не хватает). А также различные сложности административного характера и ограниченный модельный ряд легковых машин, работающих на КПГ. Но оказалось, что проблемы с переходом на более дешевый газ испытывают не только частные владельцы легковых автомобилей.


«Тяжелый» СПГ

О преимуществе сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива говорят уже давно. Например, одним из основных плюсов заявляется низкая цена и больший пробег транспорта. По формуле компании «НОВАТЭК», ведущего производителя СПГ в России, при цене дизельного топлива 48,2 руб. за литр цена одного килограмма СПГ с НДС составляет 28,7 руб. Таким образом, на одну тысячу рублей среднестатистический тяжелый магистральный грузовик может проехать 69 км, если заправился «дизелем», и 126 км при заправке СПГ. Но российский бизнес, который использует тяжелую технику, также переходит на газ крайне медленно.

Во-первых, разница в цене между техникой отечественного производства на СПГ и на дизельном топливе составляет до 3 млн руб., а та же разница для импортного транспорта — 5 млн. По различным оценкам, разница в цене окупается за 3–5 лет, и понятно, что бизнес, особенно в нынешней ситуации, далеко не всегда готов ждать.

Участники рынка также отмечают крайне ограниченный сертифицированный модельный ряд транспортных средств, работающих на СПГ. К примеру, у российских производителей отсутствуют готовые решения по использованию газомоторного топлива на карьерной технике. Более того, представители некоторых крупных промышленных компаний, которые уже используют газомоторную технику, отмечают низкое качество определенных моделей грузовиков отечественного производства.

Что касается развития сети заправочных станций СПГ, то здесь ситуация еще хуже, чем с метаном: потенциальные инвесторы и компании указывают на высокие капитальные затраты комплексов по сжижению газа и самих заправок, а также на трудности подбора земельных участков на действующих трассах.


Рынок «новых» газомоторных транспортных средств, работающих на КПГ (за 3 квартала 2020 года)


Рынок «новых» газомоторных транспортных средств, работающих на КПГ (за 3 квартала 2020 года)




Примечательно, что недавно в Минэнерго РФ обратили внимание не только на рынок КПГ, но и заявили о планах развития заправочной инфраструктуры и доступности транспорта на СПГ для магистральных грузовых перевозок.

«Для планирования инвестиций в транспорт на сжиженном природном газе важное значение имеет определенная этой весной концепция развития заправочной инфраструктуры СПГ и соответствующий ей механизм государственной поддержки, включающий схему размещения заправочных станций сжиженного природного газа, —отметил Алексей Трибунский в рамках круглого стола «Меры комплексного стимулирования развития рынка транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива (КПГ и СПГ)». —Это та минимально необходимая для запуска топливного рынка СПГ-инфраструктура на ключевых федеральных транспортных коридорах, поддержка создания которых будет обеспечена Правительством. При этом правилами предусмотрено обязательство инвесторов обеспечивать возможность заправки автомобилей СПГ с помощью временных решений в течение всего времени до окончания строительства. Это необходимо для того, чтобы транспортным компаниям не пришлось ждать окончания стройки для перехода на новый вид топлива».

Участники рынка уже сформировали ряд предложений по развитию рынка, касающихся дополнительного субсидирования и налогового стимулирования для строителей СПГ-заправок, переоборудования тяжелого транспорта на газомоторное топливо, а также устранения существующих административных барьеров.

Возможно, даже если правительство согласится выделить дополнительные деньги на развитие рынка газомоторного и СПГ-топлива, эффектов от «перехода на газ» в текущей экономической ситуации ждать придется дольше, чем хотелось бы.

С другой стороны, если меры поддержки окажутся действительно эффективными, результаты «газового перехода» на транспорте уже в среднесрочной перспективе смогут увидеть и участники рынка, и рядовые потребители.


Мнение

Василий Зинин, Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации: 



Василий Зинин



«Проблема нехватки в России заводской техники, работающей на СПГ и КПГ, существует, и это сдерживает развитие рынка. При этом, объективно, определенный спрос на такую технику есть. Но автомобильная отрасль является капиталоемкой и запуск производства новых моделей, работающих на газе, требует масштабного спроса, при котором вложения в переоснащение и расширение мощностей для автопроизводителя будут экономически целесообразными. Логика государственной поддержки сейчас выглядит следующим образом: первичный спрос создается за счет дооборудования транспорта (именно это направление Минэнерго РФ субсидирует в рамках государственной программы), а после того как первичный спрос будет удовлетворен, следующая волна спроса может быть «закрыта» за счет заводского транспорта.

Со своей стороны Минпромторг РФ регулирует это направление и субсидирует производство как легкового, так и грузового транспорта и техники на СПГ и КПГ. Эти субсидии и должны возмещать автопроизводителю разницу в себестоимости техники на природном газе и дизельном топливе или бензине. К примеру, те же «КАМАЗ» или «ГАЗ» получают субсидии, чтобы продавать «метановые» грузовики не дороже, чем дизельные. Также помимо российских моделей грузового транспорта, работающего на КПГ и СПГ, на рынке уже присутствуют и модели западных производителей. Что касается легкового сегмента на российском рынке, тут спрос превышает предложение.

Думаю, что государственная поддержка приведет к полноценному становлению рынка газомоторного топлива, и он будет работать самостоятельно. Согласно планам Минэнерго, в 2024 году в стране должно быть создано необходимое минимальное количество заправочных станций и базовый спрос на газомоторное топливо и технику. А второй этап и его конфигурации с точки зрения инструментов поддержки могут быть другими, так как к этому моменту рынок должен качественно поменяться».

Топливо,

Причины медленного развития рынка газомоторного топлива в России Код PHP" data-description="По официальной информации Минэнерго РФ, рынок природного газа как моторного топлива в 2019 году вырос на 40% и в 2020 году продолжает расти темпами на 30% выше средних по топливной отрасли. Вместе с тем доля транспорта на ГМТ остается невысокой." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/403/6809045.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/aae/aaeaf7155cc5a3007252ac481e09aa42.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.