> Новая мобильность Зеленый транспорт: будущее за электромобилями? - Энергетика и промышленность России - № 23 (403) ноябрь 2020 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/403/6735497.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23 (403) ноябрь 2020 года

Новая мобильность Зеленый транспорт: будущее за электромобилями?

Отрасль зеленого транспорта динамично развивается. Аналитики уверяют, что это только начало. Ведь сегодня многие страны акцентируют внимание на экономических и технологических предпосылках перехода на более современные и, что немаловажно, экологичные виды транспорта. О работе, которая ведется государствами в данном направлении, эксперты говорили в рамках тематической сессии INNOPROM online.

Для нас это тема не новая

Дина Акпанбаева, заместитель директора департамента промышленной политики ЕЭК:

«Правительства России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении поддерживают переход на новые виды топлива в транспортной сфере и предпринимают необходимые шаги для развития рынка зеленых автомобилей. Участвует в данной работе и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), ориентированная на то, чтобы функционирование зеленой экономики входило в число стратегически важных направлений перечисленных стран. На сегодняшний день у нас есть Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, куда включены все вопросы, касающиеся зеленой экономики.


Дина Акпанбаева




Для нас это тема не новая. Еще в 2015 году мы разработали план стимулирования производства и использования электромобилей, он действовал в течение двух лет. Затем, с 2017 по 2020 год, действовал наш второй план, принятый на уровне глав правительств. В этом документе акцент был сделан на рассмотрении возможности предоставления бесплатного проезда по платным дорогам владельцам электрокаров, а также на льготы и освобождения от пошлин на комплектующие для зеленых автомобилей. Давайте посмотрим на примерах, что удалось сделать в некоторых странах.

В Армении принят закон об освобождении от уплаты от НДС импортеров колесных транспортных средств с электрическим двигателем. Республика Беларусь сделала упор на создание разветвленной сети для зарядки электротранспорта. В Казахстане зарегистрировано около 960 электромобилей, построены электрозаправочные станции, для госнужд закуплены электробусы.

В Российской Федерации правительством утверждена субсидия в размере 25% при покупке электромобилей отечественного производства (здесь нужно уточнить, что только в конце ноября 2020 года появилась информация о разработке в России первого полноценного электромобиля, готового к серийному производству, то есть пока данная мера не играла никакой роли, — Прим. авт.)

Кроме того, Министерство промышленности и торговли РФ разработало проект о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Речь идет об обновлении этих требований в отношении автомобилей с электрическими двигателями.

Сегодня работа в данном направлении продолжается, мы разработали план до 2025 года, включив в него еще два вида транспорта, учитывая потребности стран. Так, в 2019 году в ходе встречи с министром промышленности и торговли РФ Президент Владимир Путин акцентировал внимание на том, что необходимо более активно и продуктивно поддерживать автотехнику на газомоторном топливе. В результате, по инициативе России, этот вид транспорт включен в план поддержки ЕЭК.

А вот в Казахстане упор сделан на автомобили с гибридными силовыми установками. Местное правительство отмечает, что такие транспортные средства потребляют меньше топлива и являются более безвредными для экологии, чем обычные автомобили. К тому же они могут «отключаться» в пробках, что является несомненным плюсом.

Таким образом, наш новый план направлен на то, чтобы поддерживать и стимулировать производство инновационных транспортных средств. Речь о таких мерах поддержки, как установление льготного налогообложения для производителей, субсидирование процентной ставки по кредиту и предоставление грантов на разработку и производство. Конечно, потребитель сам решает, насколько удобны в использовании такие транспортные средства и нужны ли они. Не секрет, что именно от покупательской способности во многом зависят производственные показатели, поэтому для покупателей предусматривается отмена транспортного налога и утилизационного сбора. Кстати, в Белоруссии уже действуют эти меры.

Также в плане упомянуты такие мероприятия, как предоставление владельцем зеленых видов транспорта права пользования бесплатными парковочными местами, оснащенными зарядными устройствами электромобилей, и предоставление права бесплатного для проезда по платным дорогам. Последний аспект пока не согласован, по нему идут дискуссии. Стоит уточнить, что мероприятия, отраженные в данном плане, не могут быть применены во всех странах одновременно, но каждая может выбрать приоритетные для нее векторы».


Приоритеты в разрезе конкурентных преимуществ

Андрей Кузнецов, директор по развитию дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» Группы ГАЗ:

«Мы наблюдаем существенные изменения структуры применяемых в автомобилях технологий. Основным драйвером на наш взгляд, сейчас является экология, на первый план вышли задачи по снижению вредных выбросов и шума. В связи с этим наблюдается переход на новые виды топлива. Многие государства с бензина и дизеля переходят на газовое топливо, а в развитых странах усиливается тренд электрификации транспорта. Здесь следует отметить, что в этих странах жесткие экологические требования, достичь их проще методом электрификации.


Андрей Кузнецов




Что касается России, приоритеты развития подобного рода технологий должно определять государство в разрезе именно конкурентных преимуществ страны и наличия ресурсов для обеспечения экономического роста. Не секрет, что наша страна немного другая, у нас есть свои конкурентные преимущества, и мы видим, что правительство РФ сейчас ставит цели по повышению степени применения газового топлива, мы это поддерживаем.

Полагаем, что в ближайшие 5–10 лет автомобили на газовом топливе будут использоваться все шире по нескольким причинам. Одна из ключевых заключается в том, что сегодня газ — самый эффективный с точки зрения стоимости владения транспорт. И это, на наш взгляд, может решить несколько проблем для государства.

Во-первых, в части глобального снижения транспортных затрат, что в конечном итоге положительно скажется на себестоимости продуктов, благосостоянии населения. Во-вторых, в части имеющегося в стране дешевого парка автомобилей, которые достаточно неэкологичные.

По последней статистике, в России два миллиона коммерческих автомобилей, из которых половина имеет экологический стандарт «Евро-0». По сути, это очень загрязняющие окружающую среду автомобили, которые надо менять на новые. В данном случае газовая техника наиболее перспективна, поскольку она доступна потребителям, которые, как известно, голосуют рублем.

Конечно, не стоит забывать о перспективах использования электротранспорта. К примеру, в Москве используются порядка 6,5 тысячи автобусов, каждый из которых загрязняет воздух выбросами СО2 и шумит. Эту проблему можно решить путем перехода на электробусы, что уже происходит на практике».


Тяжелый углеродный след

Михаил Аким, член правления Ассоциации европейского бизнеса, председатель Рабочей группы АЕБ по модернизации и инновациям, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ:

«Внедрение электрического транспорта привязано к структуре электроэнергетики. В России по-прежнему подавляющий объем электроэнергии вырабатывается из газа и угля, то есть имеет большой углеродный след. Соответственно, если мы используем эту электроэнергию для подзарядки электромобилей, то в целом углеродный след от применения электромобилей в жизненном цикле в России будет невероятно тяжелый.


Михаил Аким



Это еще и очень большая нагрузка на сеть. Для того чтобы существующие сети могли выдержать «удар» от системы подзарядок, требуются огромные мощности по накоплению энергии. А ведь вся система накопления, от одного электромобиля и до систем накопления энергии, — колоссальный потребитель кобальта, никеля, лития, которые в свою очередь имеют очень тяжелый и углеродный, и водный след.

Думаю, что углеродный след — не модное веяние, а наша новая реальность. Если Евросоюз реализует планы по введению пограничного углеродного налога для импортируемых «грязных» товаров с большим углеродным следом, пострадают такие отрасли, как сталелитейное производство, минеральные удобрения, нефтегаз и другие. Мы находится в начале этого пути, независимо от того, хотим того или нет».


Электротранспорт, Электромобили, Экология,

Новая мобильность Зеленый транспорт: будущее за электромобилями?Код PHP" data-description="Отрасль зеленого транспорта динамично развивается. Аналитики уверяют, что это только начало. Ведь сегодня многие страны акцентируют внимание на экономических и технологических предпосылках перехода на более современные и, что немаловажно, экологичные виды транспорта. О работе, которая ведется государствами в данном направлении, эксперты говорили в рамках тематической сессии INNOPROM online." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/403/6735497.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/03c/03ce85dd8fddd36d25c85bb53aa03be6.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.