16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/401/4315249.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (401) ноябрь 2020 года

Старые новые привычки

Энергетика: особый взгляд Елена ВОСКАНЯН 775

Несмотря на то что пандемия еще не отступила, потребительский оптимизм в целом растет, люди готовы возвращаться к доковидным привычкам. Причем, по оценкам BCG и Romir, россияне сегодня настроены более оптимистично, чем европейцы, американцы и китайцы — наши сограждане уверены: худшее позади.

Не просто дом

«Мы провели три волны исследований — в апреле, июле и в конце сентября. Опираясь на результаты последнего, можем констатировать, что с апреля примерно на треть снизилось число россиян, которые стремятся избегать людных мест, и примерно на 25% тех, кто работает из дома. В целом потребители до сих пор видят достаточно большой риск в путешествиях, посещении развлекательных мест и немного меньший — в посещении ресторанов, — уточнила эксперт Глобального центра городов будущего BCG Россия Екатерина Шапочка в ходе форума «Открытые инновации-2020». — Также важно отметить, что социальная дистанция уже входит в обиход, особенно в Москве и других крупных городах, и немного меньше в регионах.

Вместе с тем, мы видим, что в будущем потребители планируют больше времени проводить дома, в парках, на занятиях спортом — после снятия ограничений. Интересная деталь — примерно треть граждан хочет меньше готовить дома. Видимо, за время самоизоляции люди немного устали от этого».

Аналитики внимательно изучили, как менялись привычки россиян в течение последних шести месяцев, а также предположили, какие новые привычки останутся с нами надолго. Одна из них — изменение роли дома в жизни людей. Теперь это не просто дом, а рабочее место, место развлечений и занятий спортом. Еще одна новая привычка — сокращение перемещений.

На фоне этого ускоренно развиваются старые тренды, появившиеся до пандемии, — e-commerce и цифровизация. Аналитики уверяют, что россияне принимают новые методы и формы общения и покупок, но речь идет, скорее, о потреблении, которое люди могут себе позволить в текущих условиях. Причем изменение наших привычек напрямую отражается на развитии городов.

«Мы видим по историческим примерам, что предыдущие пандемии меняли облик городов, — говорит Екатерина Шапочка. — Взять, допустим, «испанку» или холеру, они очень сильно повлияли на формирование современного облика города, в частности, систем водоснабжения, водоотведения, и некоторых современных услуг — той же телеторговли, заказа товаров по телефону».

Во время текущей пандемии под ударом оказались все отрасли экономики. Чтобы понять, как управлять ситуацией, лидерам городов и бизнесу, который работает на конкретных территориях, стоит сконцентрировать внимание на нескольких ключевых аспектах.

Первый касается социального дистанцирования, ограничений в передвижениях и цифрового контроля — обратившись к прошлым кризисам, мы убедимся, что это новые ограничения, и они имеют ключевое значение для формирования новых привычек и изменения старых.

Во-вторых, сохранятся те привычки, которые выгодны сразу нескольким «игрокам», а именно гражданам, бизнесу и властям. Одна из таких привычек связана с гибридной работой. Не секрет, что многие россияне уже привыкли совмещать нахождение в офисе и дистанционную занятость. Такая работа удобна, прежде всего, самому специалисту, поскольку подразумевает гибкость рабочего времени, но и бизнес в этом случае экономит на пространстве, ко всему прочему, улучшается ситуация на дорогах. Гибридная работа имеет смысл в том случае, если у людей достаточно пространства дома, обеспеченность жильем играет здесь большую роль.

Еще одна, выгодная всем, привычка касается организации гиперлокальных городских пространств, «15-минутных городов», где любую услугу можно получить либо автономно, либо в шаговой доступности и безопасно.

Третья привычка — так называемый, «город по требованию», когда все сервисы и услуги организуются вокруг гражданина.


Технократические оптимисты и рыночные пессимисты

Между тем, согласно исследованию, проведенному РВК совместно с экономическим факультетом МГУ, отношение россиян к цифровым технологиям в период пандемии несколько изменилось.

«Оценивая последствия еще не закончившейся пандемии и того, что мы называем коронакризисом, можно выделить два подхода к технологиям, — комментирует директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК» Алексей Гусев. — Первого придерживаются технократические оптимисты.

То есть люди, которые благодаря переходу на удаленку, возможностям гибридной работы и сокращению перемещений по городу воспринимают новые цифровые технологии в несколько ускоренном режиме. По их мнению, мы как будто перескакиваем на несколько шагов и переходим на следующий этап, где умные технологии будут играть большую роль в жизни абсолютно всех слоев населения, а не только тех, кто раньше был в них максимально вовлечен.

Вторая сторона медали — взгляд рыночных или институциональных пессимистов. Это такой эконометрический взгляд, когда люди совершенно справедливо считают, что потребление сократилось и вместе с тем снизилась уверенность в будущем, уменьшается количество рабочих мест. В связи с этим они готовы меньше покупать и меньше доверяют разным нововведениям, в том числе новым технологиям. В ходе нашего исследования мнения респондентов по двум обозначенным мной противонаправленным тенденциям разделились практически поровну».

Как ни странно, пандемия и период самоизоляции выравнивают доступность новых технологий для тех, кто раньше меньше был вовлечен в дивный цифровой мир. Чаще других считают, что пандемия и самоизоляция повысили их готовность пользоваться цифровыми технологиями: женщины (47%), жители малых городов и сельской местности (48%), люди старше 60 лет (51%), работники, перешедшие на удаленку (56%).

Единственное серьезное ограничение, которое здесь видят аналитики, связано с материальным положением граждан: чем оно хуже, тем реже встречаются ответы о повышении готовности пользоваться передовыми технологиями. А если у граждан, ранее удаленных от технологий, есть хотя бы минимальная финансовая подушка, они хотят получить к ним доступ.

Что же касается конкретных технологий, исследователи задавали респондентам вопросы по тем из них, которые относятся к Национальной технологической инициативе. Оказывается, 50% наших сограждан будут спокойно себя чувствовать в случае, если какой-то товар им доставит не курьер, а дрон. Хотя в 2018 году этот показатель был чуть выше — 54%.

Примерно треть россиян готова к таким технологиям, как беспилотный автомобиль или автобус, искусственный интеллект вместо врача, телемедицина. Однако и здесь все неоднозначно.

«Мы ожидали, что во время пандемии вырастет спрос на услуги удаленной медицины, на то, что называется digital healthcare (цифровое здравоохранение), поскольку в это направление поступают большие инвестиции, — отмечает Алексей Гусев. — Коронавирус мог бы стать триггером для развития данного рынка, но на краткосрочном горизонте мы не видим значительного роста конкретно по медицинским технологиям.

Бесконтактные способы общения с врачом, доставки товаров или перемещения по городу на беспилотном такси должны были вызвать больший интерес во время эпидемии. На них должен был вырасти спрос, но этого не произошло.

Причина, на мой взгляд, в экономическом кризисе. Он, как и любое экономическое потрясение, стал шоком для потребителя, в связи с чем снизилась покупательская уверенность и доверие ко всему новому. К тому же в целом уменьшилась уверенность граждан в будущем».

Ключевым вопросом в дальнейшем развитии технологий будет доступ к данным.

«Нас удивил уровень одобрения различных форм цифрового контроля. К примеру, мы спрашивали про технологию распознавания лиц и ее использование на камерах видеонаблюдения, а также про отслеживание цепочек контактов. Наименьшей популярностью среди респондентов пользуется цифровой контроль для выдачи цифровых пропусков.

Несмотря на одобрение самих форм этого контроля, всего 30% россиян считают, что данные, которые государство собирает в рамках такого контроля, защищены, а 2/3 считают, что они не защищены, но готовы их отдавать. Вот такой парадокс», — резюмировал эксперт.


Будущее уже наступило

И если для россиян доставка товаров дронами — пока нечто из области фантастики, в других странах она уже пользуется популярностью.

По словам основателя и CEO Manna Бобби Хили, в период пандемии система доставок сильно поменялась, поскольку у людей появился запрос на более безопасную — бесконтактную доставку.

«Мы перешли на такую доставку. Для этого надо знать тайм-коды и точное место доставки. Мы можем доставить жизненно важные для человека лекарственные препараты, еду из ресторана, кофе или мороженое, — рассказывает господин Хили. — В среднем на одну доставку уходит 15 минут.

На мой взгляд, эта индустрия в ближайшие годы повзрослеет, заматереет. Сейчас мы работаем в Северной Америке, в планах — расширение географии нашей деятельности. Думаю, в ближайшие пять лет доставка дронами станет практически повсеместной».

Вполне вероятно, что в будущем, глядя в небо, мы увидим картинку из футуристического фильма, когда множество дронов торопятся доставить товары людям. Сегодня же, по оценкам аналитиков, такой доставкой пользуются три-четыре человека на квадратную милю (на 2,59 квадратного километра).

«Необходимо также продумать уровень шума, который будет исходить от этих дронов, их не должно быть слышно. Вместе с тем, они безопасны — не ездят по дорогам, не создают дорожно-транспортные происшествия. Они экологичны: при использовании беспилотников не сжигается бензин, следовательно, отсутствуют выбросы в атмосферу, — подчеркнул эксперт. — Каждые несколько минут мы отправляем нового дрона-доставщика.

Пока это новое направление на рынке, но оно будет быстро расширяться, ведь дроны способны доставить любой продукт в любую точку мира. Мы можем доставить сэндвич, а можем — лекарство. Единственное, что нам нужно, — точный адрес покупателя. Таково наше будущее».


Инновации, Коронавирус, Цифровизация,

Старые новые привычкиКод PHP" data-description="Несмотря на то что пандемия еще не отступила, потребительский оптимизм в целом растет, люди готовы возвращаться к доковидным привычкам. Причем, по оценкам BCG и Romir, россияне сегодня настроены более оптимистично, чем европейцы, американцы и китайцы — наши сограждане уверены: худшее позади." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/401/4315249.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/953/953d4ba0ea930c28d6b951b3aeba2065.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.