16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/401/4287974.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (401) ноябрь 2020 года

Инвестиции и субсидии для энергетики есть

Эксперты считают, что действующие инструменты господдержки производителей электронного оборудования устарели и нуждаются в доработке. Кроме того, сам рынок предоставляет возможности для развития.

В начале года была утверждена подготовленная Минпромторгом РФ Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года. Согласно документу, через десять лет доля российской электронной продукции в общем объеме внутреннего рынка электроники должна составить 59,1%. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, для защиты внутреннего рынка и развития электронной промышленности государство будет использовать такие инструменты, как: прямой госзаказ, субсидии, налоговые льготы и прямую финансовую поддержку, в том числе через программы институтов развития. Как заявлял министр, особое внимание будет уделяться поддержке инвестиционных проектов, способствующих повышению уровня локализации производства и увеличению объема экспорта. Вместе с тем, эксперты считают, что существующие инструменты поддержки не всегда отвечают запросам производителей.

«Сегодня существует механизм субсидирования части расходов в области электроники, — приводит пример исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. — Государство берет на себя часть инвестиционных расходов, которые компания несет при разработке новой продукции или создании новых производств. С одной стороны, мера эффективная. Однако эффективна она только для тех компаний, продажи продукции которой прогнозируются с высокой точностью.

Эта мера не подходит для проектов с высоким уровнем предпринимательского риска. Дело в том, что на субсидирование накладывается условие: в течение нескольких лет компания должна обеспечить объем продаж новой продукции, в три раза превышающий объем субсидий. В принципе, это не очень тяжелое условие, если бы оно не было привязано к конкретному проекту и конкретному продукту.

В ряде случаев новый продукт или проект может быть просто не принят рынком. Заказчик, к примеру, может быть не восприимчив к инновациям, особенно это касается стабильных и консервативных рынков. Кроме этого, пока продукт разрабатывается, на рынке могут появиться другие российские или зарубежные технические решения, составляющие ощутимую конкуренцию.

Поэтому данная мера поддержки работает только в областях с высоким уровнем предсказуемости спроса. Например, в настоящее время относительно стабилен рынок электросчетчиков, хотя, конечно, с новыми стандартами все быстро меняется. Достаточно стабилен российский рынок автомобильной электроники, где понятны запросы основного заказчика. А вот рынок телекоммуникаций менее предсказуем и больше зависит, например, от проектных сделок».

По мнению аналитиков, многие финансовые инструменты поддержки производителей электроники со стороны государства потеряли свою актуальность, и сейчас тот же банковский сектор может предложить промышленникам вполне приемлемые условия.

«Если брать, к примеру, ту же программу поддержки производителей электроники, которая была утверждена 4 года назад (постановление Правительства РФ №109), то можно понять некую шаблонность подобных программ, эффективность которых как минимум вызывает вопросы, — отмечает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. — Существенных сдвигов в производстве электроники мы не видим. Хотя изначальная база для роста была очень низкая, и объем вложений был сопоставим с размером данного рынка. Сегодня доля отечественной электроники на внутреннем рынке составляет около 1%, как и 5 лет назад до принятия программы.

Вообще часть мер, которые «мигрируют» из программы в программу, откровенно устарела. Например, субсидия по кредитным ставкам еще могла быть интересна бизнесу, поскольку ставки в 2015 году составляли под 20%, но сегодня уже можно на рыночных условиях кредитоваться ниже 10%.

Какую бы часть стоимости кредита ни компенсировало государство, существенный вклад в рост рентабельности производства это не внесет. Проведение конкурсов на получение государственного финансирования в целом тоже картину не меняет, поскольку участие в них зачастую сопровождается бюрократическими проволочками и заведомо невыполнимыми условиями».

Впрочем, несмотря на распространенное мнение о необходимости исключительно государственной поддержки производителей электронного оборудования (особенно инновационных проектов), представители профессиональных сообществ полагают, что деньги также можно взять и на самом рынке.

«По большому счету, дело не столько в финансовой поддержке государства, сколько в возможностях компаний расширять доступный им рынок и объем продаж, — считает Иван Покровский. — Если компания имеет возможность расширять свою долю на рынке, вопрос инвестиций решается просто. Денег на рынке достаточно, вопрос в том, что нет проектов или возможности для их реализации».


Инновации, Электроника,

Инвестиции и субсидии для энергетики естьКод PHP" data-description="Эксперты считают, что действующие инструменты господдержки производителей электронного оборудования устарели и нуждаются в доработке. Кроме того, сам рынок предоставляет возможности для развития.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/401/4287974.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/ec6/ec6a95dc72c431e7a338fe40bac8fa15.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.