16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/401/4257156.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (401) ноябрь 2020 года

Очевидное или невероятное?

На протяжении двадцати лет «Энергетика и промышленность России» не оставляла без внимания науку и технологии. Некоторые идеи задавали тренды, иные, к сожалению, так и остались идеями на бумаге (как из-за незаинтересованности государства и крупных игроков рынка, так и по причине технической или экономической несостоятельности в современных условиях).

Ну а некоторые, по мнению корреспондента «ЭПР» Ефима ДУБИНКИНА , сегодня можно смело публиковать в рубрике «курьезы».

№ 1 (29) январь 2003 года

Личный СПГ-заводик

В настоящее время большинство автохозяйств России занимают выжидательную позицию по отношению к вопросу применения СПГ, что связано с отсутствием заправочной инфраструктуры. Проблема создания инфраструктуры производства СПГ в РФ может быть решена в кратчайшие сроки за счет применения разработанных технических решений по сжижению природного газа с применением криогенных газовых машин (КГМ), работающих по циклу Стирлинга. Основными элементами такой инфраструктуры будут являться: автомобильные индивидуальные стационарные и подвижные заправочные станции производительностью до 80 л/ч СПГ; автомобильные гаражные заправочные станции производительностью от 80 до 900 л/ч СПГ; автомобильные городские (муниципальные) комплексы по сжижению природного газа производительностью свыше 1 т/ч СПГ, в том числе на основе существующих АГНКС и газораспределительных станций (ГРС). При этом учитывается наличие широкой сети газопроводов низкого давления (от 0,1 до 0,6 МПа) практически в каждом населенном пункте России.

ЕД: Как видно, об СПГ как о транспортном топливе говорили еще 17 лет назад, еще до повального увлечения сжиженным газом. Начать стоит с того, что СПГ (даже в сравнении с метаном) в качестве автомобильного топлива, по крайней мере в России, широкого распространения так и не получил. Разве за исключением отдельных случаев с магистральным транспортом. Однако даже эти примеры пока сильно привязаны все к той же слаборазвитой инфраструктуре. Что касается индивидуальных и гаражных заправочных станций, то сегодня с технической точки зрения, возможно, это можно было бы реализовать. Но возникают вопросы. Кто будет производить эти заправочные станции, как будет регламентироваться их использование и, самое главное, каким образом контролировать потребление газа из тех самых газопроводов низкого давления? На сегодняшний день даже крупные корпорации сеть СПГ-заправок не строят, а представить «индивидуальные стационарные и подвижные заправочные станции» вообще сложно. При этом, если говорить о рынке моторного топлива, сегодня многие эксперты считают СПГ перспективным направлением. Поэтому, кто знает...



№ 8 (72) август 2006 года

Белеет парус одинокий

Парусная ветроэнергетическая установка (ПВЭУ) является экологически чистым источником дешевой энергии большой мощности, использующим энергию ветра на больших высотах (100 м и более). Экономическая целесообразность использования ПВЭУ может быть доказана практически при сравнительно малых начальных инвестициях: от 1 млн долларов, но сама ПВЭУ требует очень малых капитальных затрат. Использование ПВЭУ сделает экономически целесообразным освоение малодоступных районов: Крайний Север, высокогорные зоны, пустыни, Антарктика, малые острова и океаны. Это поможет снять геополитические проблемы: дать рабочие места, поднять качество жизни в отдаленных районах. Энергия, получаемая от ПВЭУ, может быть использована для производства водорода, который можно будет доставлять в места его потребления для получения энергии или использования в качестве химического сырья. Массовое использование ПВЭУ снизит напряженность, вызванную неравномерным распределением источников энергии (в основном нефти) на поверхности Земли, желающие смогут перейти на самообеспечение данным видом энергии. Обслуживающий персонал ПВЭУ может по совместительству выполнять функции по охране территорий от лесных пожаров, от лиц, занимающихся браконьерской деятельностью, производить метеорологические наблюдения, оказывать услуги различным фирмам (в частности, туристическим), а также частным лицам.

ЕД: Некоторые заявления о технологиях, которые не подкреплены ни теорией, ни практикой, комментировать действительно сложно, особенно если для того, чтобы доказать экономическую целесообразность проекта, требуется «всего» 1 млн долларов. Даже с учетом курса 2006 года. Ценна попытка электрифицировать малодоступные районы, но посмотреть, как аэростаты с сомнительным КПД на Крайнем Севере, в пустынях и высокогорных зонах решают геополитические проблемы и поднимают качество жизни, наверняка было бы интересно. Не говоря уже об услугах туристическим фирмам и слежкой за браконьерами. Также любопытно было бы взглянуть хотя бы на чертежи данного проекта: судя по всему, это альтернативный вариант воздушного шара на тросе. На больших высотах сила ветра зачастую действительно сильнее. Но ветрогенерация все-таки пошла по проторенному пути: ветряки пока предпочитают устанавливать на земле. Так как-то спокойнее, а за браконьерами сегодня могут и дроны следить.



№ 15–16 (227–228) август 2013 года

Волна не дошла

В 2013 году Алексей Елисеев, генеральный конструктор компании OceanRusEnergy, продвигал идею волновой генерации, однако изначально скептично относился к развитию этого направления в России. Вот выдержка из его интервью: «Мы рассуждаем трезво: продвигать сегодня волновую генерацию в России нереально. Наша страна — сырьевая, и газовое лобби мы побороть не сможем. В Европе продать нашу продукцию гораздо проще, там лобби возобновляемой энергии очень сильное. Достаточно найти там партнера, чтобы присутствовать на рынке. <…> Все очень просто: закройте «Газпром» и «Роснефть», и настанет расцвет российских возобновляемых источников энергии. Понятно, что это нереализуемо. Тогда остается ждать, когда цена на нефть и газ поднимется, а технологии возобновляемых источников энергии станут дешевле».

ЕД: По большому счету, все так и осталось: «Газпром» и «Роснефть» не закрыли, волновая генерация в России массового распространения не получила. Нам удалось связаться с Алексеем Елисеевым, который рассказал, что спустя семь лет не забросил свой проект, хотя и немного трансформировал его: «Сейчас в основном работаем на техническую океанологию — то есть наши разработки служат источниками питания, например, для буев или других технических устройств в акваториях. Немного заказчиков все же есть — например, Министерство просвещения закупает наши генераторы для некоторых школ с образовательной целью. В 2018 году мы продали один генератор в Севастополь, чтобы школьники на базе этого источника питания создавали свою технику. Возможно, завтра они вырастут, станут хорошими инженерами, и на основе нашего генератора будут создавать передовые технологии по производству энергии. А тему генерации мы убрали в «долгий ящик», поскольку в России для нашего направления она до сих пор неподъемная. У нас по-прежнему проще построить электростанции на угле или газе».



№ 1–2 (309–310) январь 2017 года

Параметры сохранения

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил «РОСНАНО» и Минэнерго РФ разработать программу по развитию промышленных технологий хранения электроэнергии. Такие технологии смогут компенсировать дефицит электроэнергии в случае аварий, а также сохранять невостребованную выработку ветровых и солнечных электростанций. Проблема в том, что более-менее приемлемых способов в мире пока не найдено. Однако господдержка, конечно, позволит активизировать поиски. Тем более что планируется компенсировать риски инвестиционных проектов в этой области, тем самым стимулируя спрос на внедрение новых накопителей. Использование накопителей позволит создавать экономически эффективные локальные энергосистемы, сгладить пики потребления и создавать рынки торговли электроэнергией для распределенной энергетики. Сейчас работа электростанций подстраивается под потребителей, но во избежание резких пусков и возможных аварий необходим аккумулятор мощностью от 10–20 МВт, способный полтора-два часа закрывать энергодефицит. Поиск его велся последние 20 лет, но пока необходимый аккумулятор так и не был найден, а те, что уже существуют, слишком дороги и имеют низкий КПД. Сейчас мощность используемых аккумуляторов не превышает 1–2 МВт. Так, итальянский энергоконцерн Enel осенью 2015 года запустил хранилище электроэнергии при солнечной станции на 10 МВт мощностью 2 МВт-ч.

ЕД: За прошедшие несколько лет технологии промышленных накопителей электроэнергии заметно продвинулись. Например, в этом году в Нидерландах была введена в эксплуатацию гибридная система накопления энергии, состоящая из литий-ионных аккумуляторов и механических накопителей. Литий-ионные батареи мощностью 8,8 МВт и емкостью 7,12 МВт*ч работают вместе с шестью маховиковыми системами общей мощностью 3 МВт. Суммарная мощность объекта составляет 9 ГВт. Как отмечают разработчики проекта, дополнение литий-ионных аккумуляторов маховиками позволит продлить срок службы батарей как минимум до 15 лет. Также в этом году компания LS Power ввела в эксплуатацию систему накопления энергии с литий-ионными аккумуляторами (мощность объекта — 250 МВт). Компания не публикует информацию о емкости системы, однако эксперты оценивают ее в 1–1,5 ГВт*ч, поскольку «редко можно увидеть крупномасштабный накопитель с продолжительностью хранения менее четырех-шести часов». Что касается российских разработчиков, то компания «Энергозапас» (резидент «Сколково») заявила о созданном прототипе станции, а также о проектировке опытно-промышленной твердотельной аккумулирующей электростанции мощностью 2 МВт, которую планирует запустить в 2021 году. Как отмечают в компании, технология позволяет создавать промышленные накопители емкостью от 300 МВт*ч. Если по такому параметру, как «емкость», еще можем соревноваться с западными коллегами, то по мощности пока явно проигрываем.



Стоит отметить, что на протяжении 20 лет очень много внимания уделялось «вечным» вопросам: как хранить энергию в промышленных масштабах и как решить вопрос с прерывистостью генерации альтернативных источников. Надо отдать должное разработчикам — в решении этих задач удалось продвинуться. Сегодня комбинированное энергоснабжение и постоянное увеличение мощности и емкости промышленных аккумуляторов уже никого не удивляет.

Так что направление выбрано верно.

По крайней мере в этих вопросах.


Новые технологии, Генерация, Электроэнергия ,

Очевидное или невероятное?Код PHP" data-description="На протяжении двадцати лет «Энергетика и промышленность России» не оставляла без внимания науку и технологии. Некоторые идеи задавали тренды, иные, к сожалению, так и остались идеями на бумаге (как из-за незаинтересованности государства и крупных игроков рынка, так и по причине технической или экономической несостоятельности в современных условиях). <br> <br> Ну а некоторые, по мнению корреспондента «ЭПР» Ефима ДУБИНКИНА" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/401/4257156.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/b68/b68589a0e5f7675d68f012be3467dfec.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.