16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/399/2137696.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (399) октябрь 2020 года

Низкоуглеродный транспорт имеет большой потенциал

За пять лет количество электромобилей в мире выросло на 60%. В 2019 году их продажи превысили 2,1 миллиона единиц, достигнув рекордного показателя электромобильного автопарка во всем мире — более 7 миллионов единиц. Однако в настоящее время на электрокары приходится менее 3% от мировых продаж автомобилей, они составляют около 1% всего автомобильного парка, который уже достиг полутора миллиарда автомобилей.

Автопарк продолжает расти

— Транспортный сектор — основной потребитель нефти. Его доля в конечном потреблении энергии составляет почти 30%. При этом на долю нефти приходится до 94% общего потребления энергии в транспортном секторе. Наибольшую долю в нем занимают автомобильные перевозки. Далее следует морской, воздушный, автомобильный транспорт и транспорт энергии, например, от трубопровода. Легковые автомобили доминируют в секторе автомобильного транспорта с почти 60% общего потребления. Именно поэтому автомобильные перевозки наиболее перспективны с точки зрения развития альтернативных видов топлива и декарбонизации, — говорила эксперт Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко в ходе Летней энергетической онлайн-школы СКОЛКОВО-2020.

Транспортный сектор также занимает до 20% эмиссии парниковых газов в мире. Это меньше показателей тепло- и электроэнергетики, но почти равно промышленности и намного больше прочих секторов экономики.

Стоит отметить: за последние 15 лет мировой парк автомобилей вырос в полтора раза — на 44%. Особенно сильно он растет в развивающихся странах, в частности в Индии и Китае.

Потребление энергии в дорожном секторе зависит от нескольких факторов: размера автопарка, среднего пробега автомобиля, расхода топлива или энергии (то есть энергоэффективности транспортного средства), доли альтернативных видов топлива в потреблении, в частности биотоплива, природного газа и электричества. Сегодня доля альтернативных низкоуглеродных видов топлива в энергопотреблении на автомобильном транспорте составляет всего 6%, что указывает на большой потенциал роста для декарбонизации данного сегмента.


Страновые и прочие особенности

Стоит «на берегу» разобраться, какой транспорт является низкоуглеродным. Эксперт поясняет: есть два понятия: «эмиссия от скважин до колес» (WTW – well-to-wheel) и эмиссия парниковых газов от жизненного цикла автомобиля.

— «Эмиссия от скважины до колес» включает выбросы «от скважины до бензобака» и «от бензобака до колес». Если мы используем нефтепродукты, то считаются выбросы «от скважины до бензобака», которые включают в себя выбросы, возникающие в результате добычи, переработки, транспортировки и хранения нефтепродуктов. Если используем биотопливо, то будут включены выбросы, возникающие при выращивании сырья для биотоплива, его производстве и транспортировке. Если речь идет об электроэнергии, в этом случае будут включаться выбросы, возникающие при ее производстве из различных видов топлива, потери в энергосистеме и заряд транспортного средства, — поясняет Екатерина Грушевенко. — Выбросы «от бака до колес» происходят из-за утечки углеводородов в топливных системах и баках и при сгорании топлива. Такие выбросы для электрокаров равны нулю. Также они нулевые для электромобилей на топливных элементах.

При этом для традиционных двигателей внутреннего сгорания здесь наблюдается большой потенциал для увеличения энергоэффективности. Если мы говорим о жизненном цикле автомобиля, то туда входят выбросы, возникающие при создании конечного продукта, то есть автомобиля, его двигателя, трансмиссии, аккумулятора или топливного элемента, а также завершение его жизненного цикла, а именно утилизация, повторное использование и, опять же, утилизация.

Анализ удельной эмиссии парниковых газов «от скважины до колес» показывает, что для электромобиля среднего размера она будет наименьшей в среднем по миру – менее 100 граммов эквивалента СО2 на километр. Вместе с тем, средний аккумулятор электромобиля выделяет примерно на 60% меньше СО2 на один километр, чем бензиновые автомобили, и на 40% меньше, чем гибридные. Однако из-за различного энергобаланса в разных странах и регионах (дело в различии топлив, которые используются для выработки электроэнергии от страны к стране) потенциал снижения выбросов парниковых газов от электромобиля может значительно отличаться. Так, электромобили в Норвегии или Исландии имеют почти нулевые выбросы, поскольку электрогенерация здесь производится за счет ВИЭ, а в Индии и Китае она будет одной из максимальных, так как электрогенерация во многом вырабатывается на угле.


Почему разнятся прогнозы?

Сегодня электрифицируются не только автомобили. С 2017 года стали активно расширяться возможности микромобильного транспорта, к которому относятся электроскутеры, электробайки, электромопеды. Эти виды транспорта широко доступны в Китае, Японии, ряде стран Европы и в США.

Помимо микромобильных решений пользуется популярностью (особенно в Азии) двух- и трехколесный транспорт: мопеды, мотоциклы, тук-туки. В Китае насчитывается 350 миллионов единиц такого электрического двух- и трехколесного транспорта, он составляет четверть от всего мирового парка этого вида транспорта.

— В 2019 году использование электромобилей привело к снижению потребления нефти на 30 миллионов тонн. В долгосрочной перспективе вытеснение нефти будет напрямую зависеть от размера автопарка электромобилей и другого транспорта на альтернативном топливе, — комментирует Екатерина Грушевенко. — Прогнозы разнятся: от 20 до 550 миллионов единиц электромобилей к 2040 году. Таким образом, объем вытесненной нефти через 20 лет может составить от 1,8 до 8,5 миллиона баррелей в сутки (90–425 миллионов тонн).

Понимание будущего развития электротранспорта позволяет оценить его влияние на климат и экологию. Так, в 2019 году объем выбросов СО2 от генерации электричества для электромобилей составил 51 миллион тонн эквивалента СО2. Это примерно половина от объема выбросов, которые могли бы быть, если бы транспорт был на нефтеоснованном топливе. Объем предотвращенной эмиссии превысил 50 миллионов тонн в эквиваленте СО2. В зависимости от объема автопарка предотвращенные выбросы парниковых газов «от скважины до колес» могут составить от 150 до 1500 миллионов тонн эквивалента СОк 2040 году.

— Нет сомнений: нулевая эмиссия «от бака до колес» у электромобилей позитивно сказывается на экологической обстановке в крупных городах. Однако когда речь заходит об эмиссии парниковых газов за весь жизненный цикл электромобиля, в экспертных кругах возникают споры, — комментирует представитель МШУ СКОЛКОВО. — Баланс выбросов парниковых газов от выпуска транспортных средств, их производства и использования топлива варьируется в зависимости от трансмиссии. Как правило, если говорить о жизненном цикле автомобиля, то выбросы парниковых газов выше у электромобилей, чем у двигателей внутреннего сгорания. При этом выбросы «от скважины до колес» широко варьируются для электромобилей ввиду разного топливного баланса. Большое влияние оказывают и другие параметры автомобиля: размер батареи, пробег или размер автомобиля.

Показатели по сравнительной эмиссии парниковых газов жизненного цикла и топливного цикла авто среднего размера свидетельствуют о том, что для двигателя внутреннего сгорания и гибридных автомобилей эмиссия «от бака до колес» составляет большую часть выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла автомобиля. Она может быть снижена только за счет повышения эффективности и косвенных мер — таких, как, например, улавливание СОна борту автомобиля, что на сегодняшний день крайне дорого, или переключение на низкоуглеродные альтернативные топлива, допустим, на биотопливо, или увеличение количества электрооборудования на борту автомобиля. Что касается производства компонентов сборки и утилизации, они являются вторыми по величине источниками выбросов для ДВС и для гибридных авто.

Электромобили и автомобили на топливных водородных элементах имеют нулевые выбросы «от бака до колес», при этом эмиссия «от скважины до бака» составляет от 55 до 64% всего жизненного цикла автомобиля. Таким образом, уменьшение выбросов парниковых газов в результате использования топлива как «от бака до колес» в случае ДВС, так и на протяжении жизненного цикла автомобиля является областью с наибольшим потенциалом снижения выбросов. Этого можно достигнуть за счет повышения энергоэффективности транспортного средства и сокращения выбросов при производстве электроэнергии или водорода. Снижение интенсивности выбросов при выработке электроэнергии может обеспечить сокращение выбросов парниковых газов в цикле самого транспортного средства, то есть мы будем выбрасывать меньше ПГ, когда производим, например, сталь для автомобиля или какие-то пластики для кузова и так далее.


Россияне выбирают подержанные электрокары

Развитие электротранспорта напрямую зависит от технологического прогресса. В частности, это касается и снижения издержек на производство батарей. Если еще в 2010 году стоимость литий-ионной батареи составляла свыше 1000 долларов за киловатт-час, то к 2019-му она упала до 156 долларов за киловатт-час. Стоимость литий-ионной батареи, при которой электромобили будут конкурентоспособны по цене с ДВС, оценивается примерно в 100 долларов/кВт*ч. При текущих темпах развития технологий паритет между стоимостью электромобиля и двигателя внутреннего сгорания может быть достигнут к 2023-2024 году.

В России весь автомобильный парк оценивается в 50 миллионов единиц, из них свыше 43 тысяч – легковые. По итогам 2019 года в нашей стране было зарегистрировано 6100 электромобилей, 90% из которых – подержанные. Электромобили в России составляют около 0,01% от общего автопарка.
— Конечно, на фоне стран-лидеров это очень низкий показатель. Но важно понимать, что в России электромобили по большому счету никак не субсидируются. Нулевая импортная пошлина на них была отменена с сентября 2017 года. Только с 15 апреля 2020-го ее ввели обратно, но это постановление будет действовать только до конца 2021 года. В регионах существуют точечные льготы. Например, в Москве предусматривается бесплатная парковка для электромобилей, а в Московской области отменен транспортный налог, — уточнила Екатерина Грушевенко.

Чуть лучше обстоит ситуация с общественным транспортом: до конца 2020 года Москва планирует закупить 300 электробусов, впоследствии и вовсе отказаться от автобусов на дизельном топливе. Санкт-Петербург тоже заявляет весьма амбициозные планы по замене автобусов электробусами и планирует закупить до 1,5 тысячи единиц, однако сейчас это количество равняется лишь 50.


Электроэнергия , Электромобили, Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), Экология, Топливо, Промышленная экология,

Низкоуглеродный транспорт имеет большой потенциалКод PHP" data-description="За пять лет количество электромобилей в мире выросло на 60%. В 2019 году их продажи превысили 2,1 миллиона единиц, достигнув рекордного показателя электромобильного автопарка во всем мире — более 7 миллионов единиц. Однако в настоящее время на электрокары приходится менее 3% от мировых продаж автомобилей, они составляют около 1% всего автомобильного парка, который уже достиг полутора миллиарда автомобилей." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/399/2137696.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/d80/d80ea6e1f80ef4a76a2582ca4d6d9537.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.