> Кто выиграет в «цифровой» гонке? - Энергетика и промышленность России - № 19 (399) октябрь 2020 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/399/2129111.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (399) октябрь 2020 года

Кто выиграет в «цифровой» гонке?

Можно ли сегодня измерить уровень цифровизации в электроэнергетике, кто из энергетиков является лидером по внедрению «цифры», и что препятствует более активному внедрению цифровых технологий в отрасли?

Еще в феврале 2020 года в рамках собственного исследования уровня цифровизации в основных сегментах экономики французская компания Schneider Electric прогнозировала: несмотря на сдерживающие факторы (например, зарегулированность тарифами и низкий уровень конкуренции), спрос на цифровые технологии в российской электроэнергетике будет расти. Основываясь на стратегических программах российских энергетических компаний в Schneider Electric посчитали, что последние до 2030 года инвестируют в «цифру» около 30  млрд евро. Судя по всему, реальные прогнозы скорректировались и «оцифровка» электроэнергетики в стране проходит не так активно.


Особенности самоидентификации

Из недавнего исследования KMDA, проведенного на основе опроса представителей различных компаний, следует, что сами энергетики (генерирующие и сетевые компании) характеризуют свою отрасль как отрасль с «высокой цифровой зрелостью». В то же время, говоря о стадии цифровой трансформации, респонденты относят энергетику к сектору «догоняющие». При этом представители ЖКХ также считают себя сферой с высокой цифровой зрелостью, однако при этом высказали мнение, что их сфера находится в категории «лидеры» с точки зрения стадии цифровой трансформации. Наряду с этим респонденты, работающие в энергетике, вошли в 18% опрошенных, которые сказали, что цифровые сервисы для их клиентов, наравне с другими факторами, «будут плюсом». Для сравнения: 53% респондентов из других отраслей посчитали, что такие сервисы являются «существенным преимуществом», а 29% – определили как «необходимое условие для потребления» и «фундаментальную ценность».

Согласно рейтингу автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей «Медиалогия», посвященного компаниям-лидерам цифровизации первого полугодия 2020 года, в список из 20 передовых энергетических компаний вошли только трое крупных представителей нефтегазового сектора («Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть» — 8-е, 9-е и 10-е места), а также «Росатом» (12-е место).

Как видно из опросов и рейтинга, энергетики пока осторожны в оценках, касающихся внедрения «цифры», а заниматься активным информационным продвижением данной темы большинство компаний явно не настроены. Между тем, на сегодняшний день нет исследований, способных дать точную картину уровня цифровизации в электроэнергетике. По мнению экспертов, это связано с отсутствием методологии и понятийной базы.

— На мой взгляд, сложно говорить об уровне цифровизации в энергетике предметно, поскольку сейчас не существует объективных критериев, – комментирует директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. — Даже в нормативно-правовой базе нет определения понятия «цифровизация». Поэтому в настоящий момент корректнее говорить о степени проникновения цифровых (информационных) технологий в отрасль. Ведь одно дело — разработать приложение и сказать, что компания «оцифрована», и совсем другое – перестроить все технологические и бизнес-процессы.


Неофициальные лидеры

Несмотря на то что объективные показатели для оценки уровня цифровизации определить сложно, многие эксперты все же выделяют условных лидеров в «цифровой гонке» среди энергетиков, опираясь на косвенные экономические и технические критерии.

— По моему мнению, наиболее продвинутым в плане цифровизации является Системный оператор ЕЭС, – отмечает Илья Долматов. – Насколько я знаю, там используются все передовые цифровые технологии, поскольку компания выполняет координирующую функцию: регулирование спроса и предложения, распределение нагрузки и т. д. Поэтому высокая цифровизация данного сегмента вполне оправдана. В то же время нельзя сказать, что российские генерирующие, сетевые и сбытовые компании уже реализовали свой потенциал в рамках перехода на цифровые технологии.

Заместитель генерального директора по стратегическому планированию и развитию ООО «Ракурс-инжиниринг» Владимир Лелин также придерживается мнения, что пока наиболее активны в плане цифровизации сетевые компании. По мнению специалиста это обусловлено как техническими, так и бизнес-факторами.

— Дело в том, что у сетевых компаний четко сформирована цепочка «бизнес-задача – инструмент решения (цифровые технологии) – результат», — поясняет Владимир Лелин. – Вообще, цифровизация нужна не сама по себе, она должна решать конкретные задачи. То есть на цифровизацию должен быть запрос, который наиболее сильно сформирован именно у сетевых компаний.

Что касается генерирующих компаний, то их объекты относятся к критической инфраструктуре, и в первую очередь эти компании должны просто работать, производить электроэнергию или тепло, а потом уже думать об эффективности и новых технологиях. В некоторых случаях генератор энергии лучше предпочтет вообще не внедрять цифровые технологии, нежели подвергаться рискам, связанным с дополнительной уязвимостью. Если говорить о сбытовом сегменте, то здесь бы было уместно использовать ту же технологию блокчейна, но, по-моему, в настоящее время сбытовые компании далеки от этого, так же как и в те времена, когда блокчейна вообще не было.

В свою очередь некоторые эксперты придерживаются точки зрения, согласно которой уровень цифровизации определяется, прежде всего, финансовыми возможностями самих компаний.

— В энергетике лидерами цифровизации можно назвать крупные генерирующие и сетевые компании, – считает доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, к. э. н. Александр Щелканов. – Очевидно, что у них больше возможностей вкладывать средства в инвестиционные программы, в том числе и в цифровизацию. При этом, опять же за счет наличия запаса финансовой прочности, крупные компании имеют все шансы сохранить свою маржинальность. Что касается сбытовых компаний, то у них, на мой взгляд, сегодня таких возможностей существенно меньше: сказывается и кризис неплатежей, и сравнительно небольшие обороты.


Отложенный эффект

Сегодня большинство экспертов констатирует: в реальных условиях энергорынка цифровизация либо не окупается, либо имеет долгий инвестиционный цикл. Следовательно, о высоких темпах речь пока не идет.

— Причин может быть несколько, — считает Илья Долматов. – Во-первых, электроэнергетика это капиталоемкая и достаточно инертная отрасль, поэтому сразу «оцифровать» все объекты генерирующей или сетевой компании просто невозможно. Процесс идет, но постепенно.

Во-вторых, технологии развиваются очень быстро и зачастую требуют долгой опытно-промышленной эксплуатации, поскольку должны доказать свою эффективность. Существенного роста экономики мы не наблюдаем, энергопотребление, особенно в этом году, близко к стагнации, и поэтому энергетики сейчас должны ответить на вопрос – что при текущем положении дел дает цифровизация?

Когда спрос ограничен, то усложняется задача по обоснованию эффективности за счет цифровизации. И если роста спроса не будет, то вопрос окупаемости останется открытым. Эффект от цифровизации будет растянут во времени, и явного прорыва в ближайшие годы я бы не ждал.

Отметим, что ранее, в рамках общественных слушаний по экспертному обсуждению «Стратегии цифровой трансформации электроэнергетики», разработанной Ассоциацией «Цифровая энергетика», председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая также отмечала крайне низкую окупаемость цифровых технологий с точки зрения потребителей и наличие перекрестного субсидирования, как факторы, сдерживающие развитие цифровизации.

— Российский рынок цифровых технологий в энергетике, конечно, будет расти, — соглашается Александр Щелканов, — вопрос в том, насколько активно. Как мы видим, из-за пандемии даже крупные компании теряют прибыль, соответственно, рост затрат на цифровизацию маловероятен. С другой стороны, те же сбытовые компании — это очень перспективный рынок. Однако, как я и говорил, неблагоприятная экономическая ситуация в энергетике в целом может отложить экономический эффект цифровизации минимум на несколько лет.

Стоит напомнить, что в первой половине 2020 года многие крупные энергетические компании уже заявили о корректировках своих инвестиционных программ в сторону оптимизации расходов. Иными словами, приоритетом останутся традиционные направления деятельности энергетиков; необходимо будет поддерживать существующую энергосистему в рабочем состоянии: то есть обеспечивать бесперебойное энергоснабжение потребителей как промышленной, так и социальной категории. В контексте текущей экономической ситуации цифровые инновации с высокой долей вероятности отойдут на второй план, если только они напрямую не будут связаны с энергобезопасностью.

Цифровизация, Электроэнергетика, Энергосбыт, Электрические сети,

Кто выиграет в «цифровой» гонке?Код PHP" data-description="Можно ли сегодня измерить уровень цифровизации в электроэнергетике, кто из энергетиков является лидером по внедрению «цифры», и что препятствует более активному внедрению цифровых технологий в отрасли?" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/399/2129111.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/8e7/8e7098ddc4c6707680cd416f166b2951.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.