16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/388/8128846.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (388) апрель 2020 года

Умное управление дебиторской задолженностью – рука помощи энергокомпаниям

Автоматизация и ИТ Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике 3649
Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике

Прогнозируется, что пик эпидемии в России придется на лето. А это значит, что карантинные меры в ближайшем будущем вряд ли отменят и общий спад потребления электроэнергии продолжится. Более того – стремясь поддержать население страны, власти России ввели мораторий на начисление пени и взыскание штрафов со стороны энергокомпаний. И это повлияло на собираемость платежей. Так, по словам главы Минстроя Владимира Якушева, уровень оплаты ЖКУ после введения режима самоизоляции по населению упал на 30%, а по предприятиям, в том числе бюджетным организациям – на 45-50%. А ряд компаний даже заявил о сокращении платежей до 50%, и даже 70%. Это, в свою очередь, не может не отразиться на отрасли. В своей статье, Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике, рассказывает, как энергетические предприятия могут справиться с возникшей проблемой.

Статистическая справка

По данным Системного оператора на середину апреля, среднее потребление электроэнергии снизилось на 5%. При этом спад неравномерный. Где-то он практически незаметен, однако в областях, где остановились или значительно сбавили темп крупные заводы, достирает 9%. На сегодняшний день, если усреднить по всей России, порядка 80% потребителей электроэнергии – это промышленность и другой крупный бизнес. Доля населения в платежах составляет порядка 10%, еще 10% – это все остальные, включая МСП. Таким образом, отрасль терпит значительные убытки. Мы полагаем, что такое резкое падение сборов платежей – фактор кратковременный, и после первого шока, с учетом мер поддержки государства, показатели улучшатся. Но то, что падение все равно будет значительным, ни у кого не вызывает сомнений.


Проблема – в нарушении сбалансированной цепочки

Энерго- и теплосбытовые организации – это неотъемлемая часть комплексной и сложной энергосистемы России. При этом, «сбыты» находятся на переднем крае взаимодействия с конечными потребителями: будь то физические лица или юридические. Именно они первыми чувствуют на себе кризис, поскольку он влечет за собой неплатежи.

А дальше по цепочке: не имея достаточно оборотных средств из-за дебиторской задолженности, сбытовые организации не могут проводить платежи на ОРЭ (оптовом рынке электрической энергии). Впоследствии их задолженность перед другими участниками рынка растет.

Важно отметить, что под ударом неплатежей находятся в том числе и гарантирующие поставщики – коммерческие организации, участники ОРЭ. Согласно 35-ФЗ («Об электроэнергетике») они обязаны в пределах своей зоны ответственности заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ним потребителем или же с лицом, представляющим его интересы. Это значит, что они в любом случае должны будут соблюдать обязательства перед клиентом, даже несмотря на возможные неплатежи.

В период кризиса 2014 года у гарантирующих поставщиков электроэнергии, как у самых крупных участников рынка сбытовой деятельности, образовались огромные задолженности по платежам как от физических, так и от юридических лиц. В текущий период мы прогнозируем, что объем неплатежей от них будет кратно выше, чем ранее. В связи с этим для гарантирующих поставщиков особенно актуально быстрое повышение эффективности работы с дебиторской задолженностью для сохранения финансовой устойчивости и стабильности компании.


Как решают проблему сейчас?

Состав портфеля клиентов по соотношению доли физических и юридических лиц у всех сбытовых компаний разный. Понятно, что у предприятий ЖКХ много клиентов-физических лиц, а у крупных, регионально значимых гарантирующих поставщиков наоборот, основные потребители – это юридические лица.

Зачастую отделы по работе с дебиторской задолженностью у сбытовых компаний ориентированы в большей степени на собираемость платежей с юридических лиц, поскольку объем таких неплатежей в деньгах намного выше, чем неплатежи населения. Спорные ситуации с юридическими лицами – это, как правило, многомесячные переговоры и разбирательства. Тут всегда применяется индивидуальный подход.

С точки зрения устранения дебиторской задолженности физических лиц, если обобщить, энергокомпании используют 4 способа или их комбинацию:

  1. Увеличивают штат отдела, работающего с задолженностью;
  2. Перепродают долг коллекторскому агентству;
  3. Автоматизируют документооборот при работе с исковыми заявлениями, когда то же самое количество специалистов могут прорабатывать в разы большее количество исков;
  4. Применяют ИТ для повышения эффективности сбора дебиторской задолженности за счет анализа имеющихся исторических данных и подбора оптимального способа коммуникации с каждым конкретным клиентом, используя всю доступную в открытых источниках по клиенту информацию, включая его профиль в социальных сетях.


Первые два способа решения проблемы мы считаем непродуктивными в долгосрочной перспективе, особенно с учетом развития цифровизации в стране, и в энергетике в частности. А вот вторые два способа – позволяют не просто решить проблему «сейчас», но и учесть развитие компании в будущем. И мы в КРОК обладаем соответствующими компетенциями в этом вопросе.


Подробнее о цифровых продуктах

• Big Data

Большие данные (Big Data) – это такие типы данных, которые слишком велики или слишком сложны для традиционных аналитических приложений и инструментов. Современные программные решения позволяют очистить и избавить от дублирования данные, собранные из разных информационных систем, чтобы в дальнейшем создать так называемые витрины данных – отдельные хранилища, сформированные по тематическому или предметно-ориентированному принципу. На основе таких данных с использованием машинного обучения и других элементов искусственного интеллекта уже можно строить прогнозные модели и формировать отчетность.

Если у организации хранится большой объем накопленных исторических данных по клиентам и их платежной дисциплине, то точность прогнозных моделей будет очень высокой. Это именно тот случай, когда бизнесу гораздо проще и дешевле спрогнозированную проблему и предотвратить ее, чем потом разбираться с последствиями.


• Роботизация

Роботизация процессов при формировании юридических документов (заявлений, исковых требований и т.п.) в разы ускоряет процесс работы с задолженностью и позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором. Да и специалистам становится гораздо интереснее работать, когда они избавлены от монотонных, рутинных операций. По нашим оценкам, потенциал применения всех этих решений огромный, поскольку уровень автоматизации большинства средних и мелких сбытовых организаций в сфере ЖКХ довольно невысок. В течение ближайших нескольких лет им все же придется пройти путь крупных компаний, чтобы повысить свою эффективность до необходимого уровня в условиях сформировавшегося рынка. Таких путей множество, и у каждой компании, несомненно, будут свои особенности.

Отметим, что такие решения уже используются и показывают свою эффективность. Причем, размеры компаний, внедривших эти технологии, совершенно разные: от крупнейших в Центральном регионе, до средних и небольших на Урале и Северо-Западе.


Сроки


Важно понимать, что решения по работе с дебиторской задолженностью внедряются не мгновенно. По нашему опыту, в среднем, внедрение автоматизации работы по исковым заявлениям занимает около 3-4 месяцев. Из них около недели занимает процесс формирования базы должников и примерно столько же занимает автоматизация заполнения документов. После этого систему уже фактически можно запускать в тестовом режиме, находя и корректируя «узкие» места. Такой путь позволяет формировать и отрабатывать порядка 10 000 заявлений в месяц, иногда и больше. Этот метод очень хорошо зарекомендовал себя для компаний сектора ЖКХ, активно работающих с населением и занимающихся непосредственно электро-, водо- и теплоснабжением.

Проекты с использованием больших данных внедряются чуть дольше – срок внедрения в данном случае очень зависит от количества клиентов и полноты исторических данных по коммуникации с ними. Если таких данных пока нет, то дополнительно понадобится несколько месяцев, чтобы сделать предварительную оценку эффективности канала общения (sms, почтовая рассылка, звонок). По мнению наших специалистов, для крупных энергосбытовых компаний, у которых сотни тысяч или даже миллионы абонентов, такого класса решения наиболее перспективны.


А что дальше?

Мы убеждены, что каждому «сбыту» подойдет свой способ по управлению дебиторской задолженностью. Тем не менее, в сложившейся ситуации компании, которые начнут предпринимать шаги для решения проблемы с привлечением ИТ – пройдут кризис с меньшими потерями и упрочат свое финансовое положение в будущем.



Автоматизация в энергетике, Цифровизация, Информационные технологии, Задолженность за электроэнергию

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.