16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/388/7311900.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (388) апрель 2020 года

Мощность про запас

Оптимальное использование электросетевой инфраструктуры – задача, безусловно, важная, но на практике нередко возникают вопросы относительно резервируемой сетевой мощности.

Не секрет, что при технологическом присоединении потребитель зачастую заявляет больше мощности, чем ему в действительности требуется, в результате чего накапливаются «излишки».

Однако при оплате услуг по передаче оплата идет из фактически предоставляемой сетевой мощности, которая считается с показаний приборов учета. В Министерстве энергетики РФ считают, что в сложившихся условиях необходимо создать экономическую мотивацию потребителей к оптимальному использованию сетевой инфраструктуры, что позволит восстановить баланс интересов на рынке.


Разница есть, и она значительная

– Между собой эти мощности – максимальная и фактическая – достаточно сильно отличаются, – комментировал заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов на IV Всероссийском практическом семинаре «Эффективная работа участников рынка электроэнергетики в условиях современного законодательства», прошедшем в онлайн-формате в конце марта. – Это не было бы проблемой, если бы не два нюанса. Во-первых, законодательство говорит о том, что самая затратная часть процесса присоединения к сетям, а именно расширение сетевой инфраструктуры, исключается из тарифа на техприсоединение, то есть потребитель платит меньшую часть из затрат, которые несет сетевая компания при подключении, большая же часть перекладывается на услуги по передаче.

Государство исходило из того, что подключаться к сетям будет дешево и быстро, а уже потом, когда потребитель разовьет бизнес, в рамках оплаты услуг по передаче он оплатит в том числе часть затрат на подключение. Во-вторых, согласно официальным данным, потребление не растет, планируемые показатели не достигнуты. Это связано в том числе с экономическими причинами и разницей между заявленной величиной мощности и используемой по факту.

Представитель ведомства привел результаты мониторинга 65 регионов Российской Федерации относительно максимальной и фактически используемой мощности в среднем за месяц. Так, по данным филиалов ПАО «Россети», из всей мощности, заявленной потребителями, 35 % (54 979 МВт) – фактическая и 65 % (101 287 МВт) – неиспользуемый резерв мощности. Причем речь идет о среднегодовых цифрах.

Если же посмотреть, как эта неиспользуемая мощность распределяется между крупными и мелкими потребителями, оказывается, что 58 % (59 115 МВт) приходится на мелких потребителей (Pmax менее 670 кВт), 42 % – на крупных (Pmax свыше 670 кВт).


Революции не будет

Динамика по годам тоже говорит за себя: в 2010‑2016 годах максимальная мощность (по всем потребителям ФСК ЕЭС и МРСК) использовалась потребителем только на 12 %. Получается, из построенных за эти шесть лет 65 ГВт использовалось 7,5 ГВт. В то же время предоставляемая в льготном порядке мощность (до 15 кВт) использовалась на 15‑20 %. То есть из 17 ГВт, введенных в эксплуатацию, было востребовано 3,3 ГВт.

– Здесь соотношение несколько лучше, но в целом ситуация не радует. Правительство будет принимать меры для ее исправления, – заявил Андрей Максимов, напомнив: по итогам проведенных совещаний у экс-председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и экс-заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака даны поручения доработать проект постановления, подготовленный Минэнерго, с учетом следующих положений:

  • Резерв определяется как разница между максимальной и фактически потребляемой мощностью;
  • Предполагается, что оплата резерва будет производиться в объеме:
  • с 2020 года – 5 % от объема резервируемой мощности;
    с 2021 года – 10 % от объема резервируемой мощности;
    с 2022 года – 15 % от объема резервируемой мощности;
    с 2023 года – 20 % от объема резервируемой мощности;
    с 2024 года – 60 % от объема резервируемой мощности;
  • Механизм распространяется на всех потребителей, за исключением населения.


– Постепенность перехода точно будет, у нас нет цели подойти к данному вопросу революционно, – уточняет представитель ведомства. – Мы хотим, чтобы и потребители, и сетевые компании задумались, каким образом можно снизить совокупные затраты, то есть не строить лишнего – со стороны сетевой компании и не заказывать лишнего со стороны потребителя.

Андрей Максимов привел пример: допустим, у двух потребителей одинаковая величина максимальной мощности, но разное соотношение между фактической и максимальной мощностью. Если предположить, что их обслуживает одна сетевая компания, понятно, что формирование ее НВВ идет исходя из величин обслуживаемых максимальных мощностей, которые у этих потребителей одинаковые. Дальше идет оплата услуг по передаче, которая сейчас производится исходя из фактически потребляемой мощности.

– Можно сделать вывод: несмотря на то что тарифы установлены правильно, сетевая компания получает возмещение всех своих затрат, но по факту потребитель № 1 платит в том числе и за часть содержания мощностей второго потребителя.

Никто не говорит о том, что в сегодняшних условиях сетевая компания что‑то недополучает. Речь лишь о том, что, во‑первых, отсутствуют стимулы заказывать примерно столько, сколько будешь потреблять, то есть действует логика – перезаказать себе максимальную мощность, ведь платить‑то за перезаказ не надо, а потом она, может быть, пригодится, в конце концов, можно ее перепродать или оставить на лучший день, – говорит господин Максимов.

Логика проекта Минэнерго проста: мы берем некую величину колебания фактической мощности относительно максимальной в районе 40 %. То есть резерв составляет 40 % и более, а фактическая – 60 % и менее на длительном периоде – 13 месяцев со скользящим графиком (имеются в виду 12 предшествующих месяцев и текущий месяц. – Прим.авт.).

Если у потребителя все 13 месяцев фактическая мощность ниже 60 % от максимальной, то ему, в рамках услуг по передаче, начинает формироваться часть, которая будет оплачиваться по тому же тарифу на услуги по передаче и будет представлять собой долю оплаты резерва (разницы между фактической и максимальной мощностью) которая, согласно проекту, будет нарастать год от года, начиная с 5 и заканчивая 60 %.

В документе оговаривается, что потребители 1-й и 2-й категории надежности оплачивают резерв в общем порядке. Еще один момент – введение понижающего коэффициента к объему максимальной мощности для объектов, требующих резервирования мощности в целях снабжения электроэнергией систем жизнеобеспечения в аварийных ситуациях, резервных насосов объектов теплоснабжения, водоснабжения.

Таким образом, до 1 января 2022 года собранные средства за резерв исключаются из НВВ в следующем периоде регулирования, а с 1 января 2022‑го оплачиваемый резерв учитывается в базе тарифного регулирования. Далее, до 1 июля 2023 года нужно будет подготовить проект об оплате 100 % максимальной мощности с 1 января 2025 года по всем потребителям, за исключением населения.

– Нам предстоит определиться с возможностью перехода полностью на оплату, исходя из всей величины максимальной мощности, то есть когда будет считаться не резерв и не факт, а будет введен двухставочный тариф для потребителя в виде ставки за мощность, исходя из величины максимальной мощности. Понятно, что это более жесткая схема, на ней настаивают сетевые компании, но мы пока к этому относимся с опаской, – признал Андрей Максимов.


Собственникам дадут выбор

Кроме того, в проекте документа предусмотрен переход на оплату услуг по передаче потребителей с собственной генерацией. Сегодняшняя модель оплаты услуг по передаче предполагает, что если у собственника есть объект по производству энергии, есть энергопринимающие устройства, то он оплачивает услуги по передаче исходя из внешнего сальдо.

– Если твой объект выработал электроэнергию, ты потребил ее и, несмотря на то, сколько мощности заказал со стороны сетевой компании, какая величина максимальной мощности у тебя в документах о ТП, исходя из внешнего сальдо, ты оплачиваешь услуги по передаче. Конечно, это неправильно. Объем услуг по передаче предлагается определять, исходя из объема электроэнергии, потребленной из «внешней сети», и 20 % потребления, покрытого собственной выработкой, но не более максимальной мощности. Кроме того, должна быть введена оплата услуг по передаче, в том числе резерва, в объеме, превышающем потребление электрической энергии на собственные нужды объектов генерации, – говорит представитель ведомства. – Логика проста: если потребитель собственной генерации понимает, что внешнее резервирование от сети ему не нужно на всю величину его потребления, то снижает величину максимальной мощности и оплачивает по минимуму из двух составляющих. Если же внешнее резервирование нужно, а оно может потребоваться, допустим, на время ремонта станции, такой конгломерат из потребителя-генератора будет платить, исходя из 20 % собственного потребления.


Мощность, Техприсоединение, Генерация, Электроэнергетика

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.