16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/385/3226071.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (385) март 2020 года

Уникальный «атом»: в средах, водах и пространствах

Атомная энергетика Подготовила Ирина КРИВОШАПКА 210

Наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире в атомной энергетике. Если посчитать количество и мощность АЭС на душу среднестатистического россиянина, то это соотношение превзойдет многие страны вместе взятые.

И все‑таки до сих пор мирный атом остается большой загадкой для всего человечества, равно как и технологии, созданные специалистами-ядерщиками, считающими их обычными разработками, получившими оправданный экономически спрос.


Спасение графитовой кладки

Концерн «Росэнергоатом» объявил тендер на проведение работ на Ленинградской АЭС по программе восстановления ресурсных характеристик элементов реакторных установок энергоблоков, точнее, графитовой кладки.

По информации Ростендера, максимальная стоимость контракта, который компания заключит с победителем, составляет 1,502 млрд рублей. Итоги конкурса будут подведены 27 марта.

Сенсации никакой нет, прокомментировали в «Росэнергоатоме», добавив, что восстановлением ресурсных характеристик графитовой кладки энергоблоков АЭС с реакторами типа РБМК компания занимается семь лет с момента возникновения проблем, связанных с износом графита.

Речь идет о том, что на завершающей стадии эксплуатации реакторных установок типа РБМК-1000 происходит искривление графитовых колонн, что является главным фактором, ограничивающим ресурс энергоблока в целом. В 2013 году на энергоблоках Ленинградской АЭС впервые была успешно реализована технология восстановления ресурса графитовой кладки, включающая в себя резку ячеек рядами, а также повторные резы блоков после смыкания разрезанных частей. Это позволяет «безопасно эксплуатировать РУ до следующего планового останова», отмечается в материалах тендера.

Представитель заказчика также отметил, что организация тендера на выбор подрядчика – типичная схема для государственной компании, которая реализует такие проекты через открытые конкурсные процедуры. В Концерне «Росэнергоатом» действует программа «О выполнении работ по восстановлению ресурсных характеристик элементов реакторных установок энергоблоков Ленинградской АЭС в период 2020‑2025 годы». В 2020 году работы будут проводиться на 200 ячейках 2‑го энергоблока, в 2020‑2024 гг. на 800 ячейках 3‑го энергоблока, в 2021‑2025 годах – на 800 ячейках 4‑го энергоблока.

ЛАЭС не единственная станция, где проводятся работы по восстановлению элементов реакторных установок энергоблоков – подобные работы проводятся не только на Ленинградской, но и на Курской АЭС.


Без «парника» в арктических льдах



К энергетическим инновациям относится только «начинка» атомных ледоколов. Однако не исключено, что в будущем сооружения с подобной генерацией станут самостоятельными энергоисточниками.

В рамках развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года правительство РФ намерено построить целую флотилию, включая самые мощные в мире атомные ледоколы. Ранее предполагалось, что почти половина атомоходов будут строиться на судостроительном комплексе «Звезда», создаваемом консорциумом во главе с «Роснефтью» на Дальнем Востоке. Сейчас решения изменились и реализацией серии проектов занята ГК «Росатом».

Накануне 2020 года генеральный директор ГК «Росатома» Андрей Лихачев, рассказывая о планах на будущее, сказал, что возрастание доли новых продуктов в экономических показателях компании прогнозируются до 40 %. Безусловно, перспективы по инновациям компании относятся не только к флоту, но семь мощнейших ледоколов в мире в ближайшие 15 лет – это более чем амбициозные планы.

В правительственном документе о развитии СМП отмечены сроки строительства четырех атомных ледоколов проекта 2220 «Арктика» – с конца 2022 по конец 2026 года. В декабре 2027 года должен быть построен головной ледокол проекта «Лидер» мощностью 120 мегаватт, способный прокладывать путь во льдах толщиной до четырех метров. С 2030 по 2032 год российским судостроителям предстоит построить еще два таких атомохода. Сейчас три атомных ледокола проекта 2220 строит АО «Балтийский завод» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию»). Ледоколы предназначены для проводки судов в Арктике, на участках Енисея и Обской губы, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде и решения других задач. Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от специально разработанной реакторной установки нового поколения.

Сдача первого ледокола «Арктика» намечалась на лето 2019 года, ледоколы «Сибирь» и «Урал» должны были сойти на воду в 2020 году и 2021 году, соответственно. Однако сроки сдачи «Арктики» уже неоднократно ставятся под сомнение, поскольку при швартовых испытаниях из‑за короткого замыкания вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Хотя руководство ОСК прокомментировало, что ничего сверхординарного не происходит. Комиссия до конца февраля намерена выявить причины неполадок в ходе испытаний ледокола «Арктика».

Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» должен быть введен в эксплуатацию в 2027 году – правительство РФ выделит из федерального бюджета 127 млрд руб. на строительство этого гиганта. Соответствующее постановление от 15 января, подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым, было одним из последних документов, подписанных экс-премьером.

В рамках ВЭФ-2019 директор Департамента локализации техники и технологий «Роснефти» Константин Лаптев уточнил, что ледоколы, аналогичные «Лидеру», оснастят российским оборудованием.

– С учетом типа судового оборудования, в частности энергетической установки, можно с уверенностью сказать, что это будут практически полностью российские суда, – сказал К. Лаптев.

Предполагается, что в 2020 году из бюджета будет выделено 16,9 млрд руб., в 2021‑м и 2022‑м – по 12,7 млрд руб. соответственно, в 2023 году – 14,9 млрд, в 2024‑м и 2025‑м – еще по 17,9 млрд, а на последнем этапе, в 2026‑м и 2027‑м, – по 17,1 млрд руб. Общая сумма вложений в проект атомного ледокола составляет 127,577 млрд руб.


Все – промышленным пучком

Наша страна может уверенно гордиться своими ядерными разработками, многие из которых идут на экспорт. Шесть промышленных ускорителей в 2019 году произвели специалисты Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО PAH и отправили в Южную Корею, Китай и Россию. В этом году ожидаются поставки 14 ускорителей ЭЛВ в страны Восточной Азии. Еще один ускоритель будет поставлен и запущен в России.

Установки новосибирского производства пойдут на производство термоусаживаемых изделий, облучение полимерной изоляции проводов и кабелей, а также на выпуск изделий из вспененного полиэтилена. За все время работы по данному направлению ИЯФ СО РАН произвел более 170 промышленных ускорителей.

Радиационные технологии уже давно превзошли эффективность традиционных разработок. Применение ионизирующих излучений привело к организации серийного выпуска промышленных ускорителей электронов серии ЭЛВ в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). Параметры установок, разрабатываемых и производимых в Новосибирске, нашли спрос во всем мире. Основными покупателями ускорителей ИЯФ СО РАН стали китайские, корейские, индийские и российские компании.

– В 2019 году мы произвели и поставили одну установку в Южную Корею, три в Китай и две в Россию, – рассказал заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН, кандидат технических наук Сергей Фадеев. – Шесть ускорителей в год, при том что в среднем на производство одного уходит от 6 до 12 месяцев, – обычный для института уровень производительности. В России нашими заказчиками в прошлом году стали известные кабельные компании и производители полиэтилена.

В настоящее время подписаны или находятся в стадии подписания 7 контрактов на поставку в 2020 г. ускорителей в КНР. Кроме того, обсуждается поставка в Китай в 2020 г. еще пяти ускорителей. Установки будут использоваться для производства термоусаживаемых изделий, облучения полимерной изоляции проводов и кабелей, а также для производства изделий из вспененного полиэтилена.


Виктор Боярский, путешественник, председатель Полярной комиссии Русского географического общества:
– В Арктике нужно искать другие источники энергии – экологически чистые. И тут будущее за атомной энергетикой – за атомными станциями и судами с атомными энергетическими установками. Дизельные и другие суда с традиционными источниками энергии мало того что менее эффективны, но еще и загрязняют внешнюю среду. Атомные ледоколы не производят парниковых газов, поэтому способствуют тому, чтобы лед не таял так интенсивно.


Оживилось сотрудничество с российскими заказчиками. По словам С. Фадеева, это отчасти связано с возросшими требованиями к полимерной изоляции производимых проводов и кабелей, а также с нормами по импортозамещению.
Мировой объем продукции с использованием радиационных технологий оценивается почти в 90 млрд долларов, и с каждым годом эти цифры увеличиваются. Это связано с высокими технико-экономическими показателями радиационных технологий, высокой энергоэффективностью и т.д.

Помимо высокого качества ускорители серии ЭЛВ компактнее зарубежных аналогов. Ускорители новосибирского производства могут быть установлены в относительно небольших помещениях, что экономит затраты на создание инфраструктуры.

– Мы производим ускорители, которые используются для проведения самых разных процессов: от облучения изоляции проводов до стерилизации медицинских изделий и пастеризации продуктов питания, – отметил заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН, кандидат технических наук Александр Брязгин. – Все они отличаются друг от друга только параметрами пучка, хотя и используются в настолько далеких друг от друга областях. Энергия пучка определяет глубину проникновения, ток пучка – скорость обработки, и наша задача здесь состоит только в том, чтобы эти параметры обеспечить.


Атомная энергетика, АЭС, Реакторы

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.