16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/385/3209802.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (385) март 2020 года

Энергосбыты готовятся к цифровому будущему

Тема номера Римма РЕМИЗОВА 647

Уровень проникновения цифровых решений в работу российских энерго­сбытовых компаний пока далек от практики мировых лидеров отрасли.

По мнению экспертов, проблемой, особенно для гарантирующих поставщиков, является сдерживание роста тарифов для населения, а также низкие цены на электроэнергию и мощность на оптовом рынке. Это не позволяет выделять большие бюджеты на цифровизацию и внедрение современных технологических решений.


Уровень проникновения


Энергосбытовые компании сконцентрированы сегодня на модернизации текущих биллинговых систем, систем взаимодействия с потребителями, центров контактов, внедрении личных кабинетов и порталов самообслуживания. По сути, они находятся на этапе автоматизации и подготовки основы для цифровизации бизнеса.

- Текущая бизнес-модель энергосбытовых компаний нацелена на увеличение клиентской базы, территориальную экспансию, но не на создание и продвижение новых сервисов и услуг для потребителей. В целом, цифровизация может помочь компаниям трансформироваться из сбытовых в сервисные, со множеством услуг, оказываемых существующей базе потребителей, - комментирует заместитель генерального директора компании SAP CIS Андрей Горяйнов.

До декабря 2019 (когда был принят ФЗ-№522, согласно которому все новостройки, вводимые в эксплуатацию с января 2021 года, должны оснащаться умными счетчиками электричества, которые передают показания в УК/РСО автоматически) о массовом использовании smart-технологий речи не шло. Для России эта сфера новая.

- Принятый закон поможет снизить потери ресурса от мошенничества и неучтенных трат на участках. Поэтому застройщики всерьез задумались о строительстве «умных домов», включая в проектную документацию не только «умные счетчики» электричества, но и воды, отопления, а также другие системы для «умного многоквартирного дома, - говорит директор компании «Т.один» Елена Симанова.

Если говорить об основных технологических трендах в области энергосбыта в мире, то, согласно мнению большинства аналитиков, в текущем году стоит обратить внимание на использование искусственного интеллекта (ИИ) для сбора и анализа данных, а также отслеживания тенденций в производстве и потреблении энергии. То есть речь идет об анализе Big Data и использовании IoT-устройств. Еще один тренд, который пока реализуется больше в пилотных проектах, - использование технологии Blockchain для повышения эффективности и прозрачности систем торговли и расчетов за энергию.

- Одним из недостатков растущей цифровизации энергосистем является усиление их уязвимости к кибератакам. Эксперты полагают, что ИИ и Blockchain могут помочь в решении этой проблемы. Новые технологии все более активно применяются для контроля состояния и повышения эффективности работы энергетических активов и инфраструктуры, которые, вполне естественно, подвержены старению, - комментирует генеральный директор компании R-Labs Игорь Дикшев.

Директор по маркетингу АО «Электротехнические заводы «Энергомера» Антон Козырев дополняет, что при внедрении глобальной цифровизации, в том числе в области энергосбыта, вопрос информационной безопасности становится архиважным, и эта задача не может быть решена единовременно. С развитием новых уровней шифрования и аутентификации появляются новые способы взлома данных, и этот процесс всегда будет оставаться гибким в связи с прогрессированием технологий.

Андрей Горяйнов также отмечает, что основная задача «энергосбыта» в наших реалиях - выживание в условиях растущей дебиторской задолженности, покрытия кассовых разрывов, снижения задолженности в расчетах по закупке электроэнергии на оптовом рынке. Увы, но немногие крупные энергосбытовые компании, имеющие системную надежность, могут думать о цифровизации бизнеса.

В свою очередь Игорь Дикшев считает, что ведущие российские компании не остаются в стороне от общемировых тенденций. В 2019 году генеральный директор «Газпром Энергосбыт» отмечал, что «цифровизация позволит не только наблюдать происходящие процессы, но также прогнозировать и моделировать функционирование систем».

По мнению экспертов, цифровизация энергосбыта уже в ближайшей перспективе может привести к кардинальным изменениям всей энергетической отрасли. Фактически российские энергокомпании демонстрируют интерес к системам, которые позволят им оптимизировать принятие решений, обеспечат повышение эффективности операционной деятельности и помогут оптимизировать расчеты с потребителями, прежде всего, обеспечив их точность и снизив объем неплатежей. Важным моментом является персонификация сервисов, для реализации которой потребуются системы по сбору и анализу больших массивов данных.

- В последние годы фактически все российские энергосбытовые компании предлагают для своих клиентов личные кабинеты, через которые эти Big Data можно собирать. Что касается конкретных технологических проектов российских энергетических компаний, то можно упомянуть реализованный в 2019 году пилотный проект компании «Россети Урал» и «Россети Янтарь» по использованию Blockchain для учета информации о потреблении электроэнергии и обеспечения прозрачности расчетов для всех участников рынка, - отмечает Игорь Дикшев.


Что тормозит внедрение

Генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Артем Евланов обращает внимание на то, что по итогам 2019 года Россия не вошла в первую двадцатку по внедрению умных технологий в сферу энергосбыта, а в общем рейтинге стран, готовых к цифровой трансформации экономики, занимает лишь 41 место. Основная причина - отсутствие финансирования новых разработок. Поэтому, считает эксперт, для внедрения IT-технологий в отрасль, требуется в первую очередь увеличить поток инвестиций, как государственных, так и частных.

Внедрение цифровых решений в российском «энергосбыте» также тормозится отсутствием конкуренции и зарегулированностью отрасли. Например, энергосыбтовые компании не могут предлагать гибкие тарифы потребителям, делать скидки, внедрять современные инструменты поощрения в управлении спросом на электроэнергию (demand response). При кажущихся больших оборотах сбытовые компании вынуждены работать в рамках маленькой сбытовой надбавки, устанавливать умные приборы учета за свой счет.

- Несмотря на то, что цифровизация без внедрения стопроцентного интеллектуального учета на стороне потребителей невозможна, текущий уровень оснащенности такими приборами недостаточен - в лучшем случае он доходит до 35%, - говорит Андрей Горяйнов.

По мнению Елены Симановой, тормозит рынок также нехватка квалифицированных кадров, начиная с монтажников, заканчивая программистами. Даже выбор самих устройств имеет множество нюансов (например, выбрать систему со встроенным модемом или импульсным выходом). Необходимы специалисты по закупкам, установке и настройке не только со знанием теории, но и опытом внедрения. Иначе - незапланированные траты, неработающая система телеметрии, ошибки в сдаче показаний.

Кроме того, отмечает она, нет четкого понимания финансовой стороны вопроса. Предполагается, что траты на цифровизацию энергосбыта разделят между собой УК/РСО и застройщики. Но никто не хочет брать на себя дополнительную нагрузку. Еще один немаловажный фактор - недоверие потребителей к цифровым устройствам.

В Удмуртской Республике установка «умных счетчиков» (электричество, вода, отопление) в новостройке приводит к удорожанию квартиры на 600 рублей за кв. метр. В столичных регионах стоимость подобной автоматизации стартует с отметки 2000 рублей за кВ. метр.

Игорь Дикшев считает, что основной проблемой на пути цифрового развития энергосбыта является происходящая сейчас трансформация энергетической отрасли, в рамках которой традиционные коммунальные предприятия постепенно отказываются от создания масштабной инфраструктуры, то есть создаются микро-сети. Важными моментами также являются вопросы регулирования.


Пути развития

В правительстве считают, что россияне массово перейдут на телеметрию к 2035 году. По мнению Елены Симановой, это возможно, но при соответствующих законо­творческих усилиях (об обязательном переходе, штрафы и санкции за нарушение).

– Что касается застройщиков, они довольно быстро подхватили инициативу правительства, обыграли ее с помощью маркетинговых ходов и превратили в преимущество перед менее сообразительными конкурентами. Спрос на «умные квартиры» растет, поскольку люди хотят жить в безопасном комфортном жилье, – отмечает эксперт.

Согласно данным A. T. Kearney, энергокомпаниям необходимо подготовиться к трансформации отрасли уже сегодня. Они ожидают, что к 2025 году в энергетике реализуется децентрализация цепочки создания стоимости, значительно расширится палитра предлагаемых продуктов и услуг, в том числе за счет их интеграции с продуктами и услугами из других отраслей.

– По сути, энергетические компании построят экосистемы, аналогичные создаваемым сегодня банками. Продажа дополнительных услуг (электрооборудование, оказание ремонтных услуг) является уже сегодня важным источником дохода для западных энергокомпаний. В этой сфере российские компании немного отстают, однако можно ожидать, что в ближайшие годы они попытаются устранить это отставание. Энергосбытовые компании будут стремиться организовать более надежные каналы коммуникации со своими клиентами, что должно помочь им решить проблему персонификации. Конечной целью является создание полномасштабных интеллектуальных энергосистем, формирование экосистемы «умного дома» и создание Энергетики 4.0, – говорит Игорь Дикшев.

Артем Евланов отмечает, что цифровизация российского энергосбыта, внедрение таких технологий, как «умные счетчики», «умное» городское освещение», переход на электротранспорт, позволит увеличить до 20 % объем от общей выручки отрасли к 2025 году – примерно до 500 млрд рублей. Например, внедрение системы «take-or-pay» («бери или плати»), при которой поставщик обязуется доставить определенный объем энергии в четкий срок, а заказчик – оплатить поставку в полном объеме, позволит снизить риск потери денежных средств поставщика, а также улучшит качество сервиса для конечного потребителя.

Среди возможных путей цифрового развития энергосбытовых компаний эксперты в целом называют изменение тарифной политики, повсеместное внедрение интеллектуальных приборов учета, активизацию конкуренции за потребителя, работу с клиентом через современные каналы взаимодействия, предложение новых услуг и сервисов.

Согласно опросам ведущих британских и американских энергосбытовых компаний, основными конкурентами они видят не своих коллег по цеху, а Google, Amazon и др. – тех, кто активно работает с клиентами.

– Если в ближайшее время энергосбытовые компании не начнут смотреть в сторону цифровизации, их место могут занять технологические гиганты, – полагает Андрей Горяйнов.

Президент технологичной VR / AR-компании Modum Lab Дмитрий Кириллов дополняет, что с течением времени продолжать конкурентную борьбу и оставаться «на плаву» сможет только тот, кто своевременно осваивает все новые и новые технологичные инструменты. При грамотном внедрении, предварительном пилотировании новые технологии способны оптимизировать затраты, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, сократить время обучения персонала, нарастить объемы производства и улучшить качество, оказываемых услуг.


Энергосбыт, Цифровизация, Цифровая трансформация, Модернизация в энергетике

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.