16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/381-382/9958634.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (381-382) январь 2020 года

Тренд будущего – super jobs

Энергетика: образование Елена ВОСКАНЯН 1163

Мир переживает четвертую промышленную революцию, и к системе образования предъявляются новые – более высокие требования.

Эксперты уверены: в эпоху развития и внедрения цифровых решений будут востребованы специалисты, обладающие soft skills (мягкими навыками), а именно креативностью, гибким мышлением, коммуникабельностью и эмоциональным интеллектом.

– Десять лет назад при приеме на работу важным считалось умение владеть компьютером хотя бы на бытовом уровне. Теперь этого недостаточно – соискатель должен разбираться в различных программах и сервисах. В таком случае он сможет быстрее встроиться в рабочий процесс. Вероятно, через пять лет требования изменятся, и мы даже не можем предсказать, каким образом, – заметил директор по HR Danone Рудольф Разек в ходе «Гайдаровского форума-2020».


Каждый должен стремиться к знаниям

По мнению Рудольфа Разека, абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии и занимаемой должности, должны стремиться к знаниям, быстро учиться чему‑то новому – это необходимо им самим для личностного и профессионального развития. Тогда они будут востребованы и через год, и через десять лет. При этом компании, следящие за мировыми трендами, уже создают условия для развития своих сотрудников.

– Раньше мы тратили много времени для того, чтобы собрать информацию, сейчас достаточно одного клика. Этот факт стимулирует каждого из нас действовать быстрее, качественнее. Теперь не только генеральный директор, а каждый специалист компании имеет возможность анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения, опираясь на собственные знания, опыт и интуицию, – рассуждает господин Разек.

Партнер CMS Кристоф Уе рекомендует делать акцент на развитии «мягких» компетенций: способности приспосабливаться к изменениям и гибкости мышления – нужно подстраиваться под стремительно развивающиеся события; коммуникабельности и навыков ведения переговоров, ведь в настоящий момент существует множество средств связи – телефон, электронная почта, соцсети, мессенджеры. Немаловажно развивать управленческие, междисциплинарные и межличностные навыки. Также специалисту будущего необходимо умение «заглянуть за рамки собственной профессии», то есть максимально широкий кругозор.


"Вместе с автоматизацией простых операций наполнение ролей становится более человечным: мы приходим к тому, что нужно больше времени уделять клиентам, включать эмпатию, больше общаться, интерпретировать данные, которыми обладает компания. Если разобраться, каждая компания собирает массу данных, но у сотрудников не всегда есть время и возможность проанализировать их, сделать выводы, чтобы потом использовать эти данные, в том числе для экономии бюджета."


Генеральный представитель ENGIE в России и глава Представительства в Москве Альберт Григорян убежден: цифровизация улучшила качество нашей жизни в целом и рабочих процессов в частности: многие вопросы решаются за несколько минут по WhatsApp и Skype. Появился запрос на новые профессии: к примеру, чтобы разобраться с тоннами документов, накопленных в архивах, понять, как их лучше сохранить, как обеспечить безопасность информации, нужны новые специалисты.

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Мин­экономразвития России, проректор по науке РАНХиГС, д.э.н., профессор Сергей Синельников-Мурылев отмечает, что вузам, которые занимаются подготовкой кадров будущего, хотелось бы понимать запросы бизнеса: «Мы работаем не в воздух, а на конкретных работодателей и должны знать их пожелания».




Следующий шаг в эволюции ролей

Аналитические исследования говорят о том, что в будущем, в связи с автоматизацией, многие должности окажутся невостребованными. 60 % респондентов из 119 стран (а это порядка 10 тысяч специалистов уровня руководителей компаний, отделов и менеджеры), принявших в 2019 году участие в исследовании «Делойт», подтвердили: вопрос внедрения цифровых технологий – один из главных в повестке дня.

– Рынок технологий растет на 20 %, появляется новое программное обеспечение, позволяющее автоматизировать рутинные задачи и передать их исполнение машинам, – комментирует руководитель группы бизнес-партнеров по работе с персоналом «Делойт» в СНГ Татьяна Шилова. – 40 % респондентов подтвердили, что используют автоматизацию. Причем порядка 60 % – для того, чтобы уйти от рутинных задач, 50 % – таким образом улучшают продуктивность существующих в компании практик. Только 36 % подходят к этому вопросу стратегически – переосмысливают стоящие задачи и работу, которую нужно выполнить, после чего переходят к автоматизации. Чтобы заменить человека машиной в рутинных процессах, нужны новые навыки, знания и умения.

Вместе с автоматизацией простых операций наполнение ролей становится более человечным: мы приходим к тому, что нужно больше времени уделять клиентам, включать эмпатию, больше общаться, интерпретировать данные, которыми обладает компания. Если разобраться, каждая компания собирает массу данных, но у сотрудников не всегда есть время и возможность проанализировать их, сделать выводы, чтобы потом использовать эти данные, в том числе для экономии бюджета.

– Высокоуровневые навыки, которые может предоставить человек, подталкивают к созданию новых ролей. В упомянутом мною исследовании речь идет о super jobs – «суперролях», «супердолжностях», которые появятся в будущем. Уже сейчас на рынке востребованы должности-гибриды, когда происходит совмещение технических навыков и soft skills. Что касается super jobs – это следующий шаг в эволюции ролей, когда из разных должностей берутся разные обязанности и виды работ, подкрепляются технологиями, увеличивающими объемы и улучшающими процессы, плюс сюда включаются более сложные уровни человеческих навыков soft skills. Через два-три года данный тренд дойдет до России, – уточнила Татьяна Шилова.

Возвращаясь к навыкам, которые важны и нужны уже сегодня, это, прежде всего, soft skills: умение принимать решения, языковые и коммуникативные навыки, способность быстро адаптироваться.

– Если хотим добиться успеха и не просто выживать, а быть на коне, то требуются digital – навыки: компьютерные навыки, программирование роботов, навыки работы с новыми технологиями и инструментами и, безусловно, критическое мышление, – подчеркивает эксперт. – На мой взгляд, важно, чтобы каждый сотрудник, независимо от того, является он стажером, менеджером или руководителем компании, не терял мотивацию к учебе и саморазвитию. Без этого невозможен прогресс, а стоять на месте и откатываться назад никто не хочет. По-прежнему требуются лидерские навыки, но и они со временем трансформируются. Ни для кого не секрет, что раньше компании рассматривали лидеров как руководителей высшего звена, далее – руководителей департаментов, сейчас в качестве лидеров рассматриваются и младшие коллеги, которые выращиваются «с молодых ногтей». Это один из глобальных фокусов. Причем несколько лет назад оценивался индивидуальный вклад, результат лидера, теперь фокус переходит на лидеров как членов команд и их навыки развивать и усиливать командный результат. Большой акцент делается на инновационные решения и мотивацию смешанных команд, ведь часто компании привлекают внештатных специалистов.


Упасть, подняться и продолжить

По мнению заместителя генерального директора по работе с ключевыми клиентами Coleman Services Ирины Аксеновой, российский рынок труда очень интересен, поскольку здесь кадровый голод сочетается с избытком кандидатов на определенные позиции.

– Недавно появился запрос на финансовую позицию. За четыре часа нам поступило две тысячи резюме. С другой стороны, был запрос от клиента на должность начальника цеха: требовался специалист с инженерным образованием, владеющий двумя языками и имеющий сертификат Toyota Lean Production – найти такого непросто. Этот пример хорошо отражает текущую ситуацию на рынке, – говорит Ирина Аксенова. – В 1994‑1995 году, когда я пришла в компанию Coleman Services UK, 85 % ее сотрудников были экспантами, 15 % – российские специалисты. В те времена совершенно фантастическую карьеру сделали люди, которые говорили на английском, поскольку без труда понимали, чего от них хотят. Объяснить бухгалтеру с десятилетним стажем на английском языке, в чем разница между планом счетов по российскому законодательству и по международному стандарту, было сложно. Как‑то один из переводчиков, работавший на семинаре по бухгалтерскому учету, сказал мне: «Я уже давно все понял, а они все не понимают».


"Если хотим добиться успеха и не просто выживать, а быть на коне, то требуются digital-навыки: компьютерные навыки, программирование роботов, навыки работы с новыми технологиями и инструментами и, безусловно, критическое мышление."


В 2014 году Россия столкнулась с санкциями и замедлением темпов экономического роста, компании были вынуждены прибегать к мерам сокращения расходов, в том числе зарплат. По некоторым данным, в течение года из страны уехало 14‑15 тысяч экспантов с достаточно высоких позиций, которые были замещены российскими сотрудниками. Это говорит о том, что в России на настоящий момент есть новое поколение новых управленцев, которые хорошо говорят на английском и других языках – вариант «говорю со словарем» здесь не пройдет. Эти люди умеют работать по международным стандартам и имеют хорошие soft и hard skills. Большой вклад в подготовку таких кадров внесла высшая школа, в частности иностранные учебные заведения.



– Сегодня через нас ищут специалистов с хорошим сочетанием soft и hard skills, поскольку hard skills помогают ответить на вопрос «что делать?», а soft skills – «как делать?». Важно умение переучиваться – неграмотным человеком теперь считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не может учиться, переучиваться и соответствовать новым требованиям, – уточняет Ирина Аксенова. – Приведу пример из жизни. В детстве меня привели на каток в школу по фигурному катанию, и на первом занятии тренер сказал: «Я сейчас научу вас самому важному в жизни – правильно падать. Ваша задача – упасть, подняться и продолжить». Этому должна научить в том числе высшая школа, потому что это единственный способ получить результат, а не последствия в спорте, жизни и бизнесе.


Образование, обучение, Цифровизация

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.