16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/381-382/9916747.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (381-382) январь 2020 года

До чего дошел прогресс? Как выглядит сегодня рынок робототехники

Тема номера Ольга МАРИНИЧЕВА 360

Славное прошлое, уязвимое настоящее, туманное будущее – именно так можно описать состояние российского рынка промышленных роботов.

«Вкалывают роботы – счастлив человек». Песня из любимого детьми СССР телефильма об Электронике и его друзьях оказалась пророческой. Пришествие безотказных умных помощников, которые не нуждаются в отдыхе и сне, не требуют повышения зарплаты, – свершилось. И энергетика в этом отношении – не стала исключением.


Утраченные позиции

Роботы водят тяжелые карьерные самосвалы и трудятся на автозаправках, работают у станка, заменяют охранников, ликвидируют последствия аварий и предотвращают возникновение новых ЧП. Позиции нашей страны на этом «празднике жизни» выглядят более чем скромно, несмотря на известные всему миру достижения СССР в этой сфере. Искусственные спутники Земли, и знаменитый «Луноход-1», и космический аппарат «Венера» были именно роботами. Сравнительно недавно мы узнали о роботах советского производства, которые ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Да и высочайшее качество советских часов «Ракета» было достигнуто благодаря переходу на роботизированную сборку, который совершился еще в 1970‑е годы.

Но с тех пор, как говорится, много воды утекло. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в 2018 году в России приходилось лишь 5 роботов на 10 ­ 000 сотрудников промышленных предприятий (во всем мире это соотношение составляет 99:10 000), при этом всего 4 % роботов – российского производства.

Причины такого положения дел – недостаточная емкость внутреннего рынка, дефицит мощностей отечественного передового производства, низкая скорость и высокая стоимость прототипирования. Налицо и слабое проникновение лучших мировых практик роботизации в народное хозяйство, при котором лица, принимающие решения, не обладают необходимыми знаниями о технологической модернизации и роботизации.


Наверстать упущенное

Вместе с тем, Россия обладает и возможностями, позволяющими наверстать отставание в этой гонке – от сильной инженерной школы до совпадения точек роста мировой робототехники и традиционно конкурентных отраслей РФ.

– В развитых странах роботы уже широко внедрены во множество отраслей – таких, как автомобилестроение, электроника, химическая и пищевая промышленность, – указывают аналитики Лаборатории робототехники Сбербанка в аналитическом обзоре мирового рынка робототехники, вышедшем в 2019 году. – В некоторых отраслях особенно передовых стран (пример – Южная Корея), таких, как автомобилестроение, роботизация близка к своему насыщению. Однако некоторые отрасли пока еще не получили массового внедрения роботов в силу технологических сложностей или потому что спрос на услуги в них только появился.

Ручной труд пока превалирует в сборке самолетов и судов потому, что необходимо проявлять высочайшую точность выполнения операций в ограниченном пространстве.

В атомной промышленности только началась смена технологической парадигмы, что вызвало необходимость замены устаревших атомных электростанций, породив многомиллиардный рынок услуг по демонтажу энергетических блоков АЭС. Есть значительный потенциал для разработки, внедрения и экспорта робототехнических решений для добывающей промышленности, сельского хозяйства, атомной энергетики, авиа- и судостроения. Именно эти отрасли также являются одними из наиболее конкурентоспособных в экономике России, что открывает окно возможностей для разработки робототехнических решений как для удовлетворения внутреннего спроса, так и для вывода разрабатываемых решений на международные рынки с гарантированным спросом».


Избавить человека от работы

Кстати, именно предприятия «Росатома» осуществляют и анонсируют массу проектов, связанных с роботизацией и внедрением «искусственного интеллекта». Роботы занимаются разведкой и тушением пожаров на АЭС, устранением последствий радиационных и химических аварий, осуществляют перегрузку ядерного топлива на российских и зарубежных атомных станциях, участвуют в проведении ремонтов. А в начале 2020 года в России обещали представить антропоморфного робота, который займется утилизацией мусора в радиоактивных каньонах – близкого родственника знаменитого космического «робота Федора». Как рассказал разработчик проекта – исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров, управляться «брат» «Федора» будет с помощью специального костюма, который в копирующем режиме передаст андроиду движения оператора.

Интерес к робототехнике проявляют и другие российские компании-гиганты. Так, «Газпром нефть» заключила в мае 2019 года с ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) соглашение о сотрудничестве в области разработки робототехники и систем беспилотного управления. Среди основных проектов, предусмотренных соглашением: решения для роботизированной фасовки битумных материалов на складе, отгрузки нефтепродуктов в битумовозы, аэродромные топливозаправщики и железнодорожные цистерны, заправки самолетов «в крыло».


10‑20 млн рублей
составляет бюджет типичного проекта по внедрению первого робота на среднем или малом предприятии


Ранее, еще осенью 2018 года «Газпром нефть» представила первый в России концепт роботизированной системы загрузки нефтепродуктов в аэродромный топливозаправщик (ТЗА).

– С помощью цифровых и роботизированных технологий мы можем избавить человека от работы на опасном объекте, повысив безопасность и скорость работы, – сообщил руководитель Центра цифровых инноваций ПАО «Газпром нефть» Владимир Воркачев. – Все процессы будут контролироваться с пункта дистанционного управления в режиме онлайн. Это позволит с помощью средств предиктивной аналитики устранять возможные отклонения от целевых параметров до их возникновения, что обеспечит максимальную безопасность технологического процесса отгрузки топлива.

«Сибур-химпром», дочернее предприятие крупнейшей нефтехимической компании РФ «СИБУР Холдинг», запустил корпоративный акселератор для сбора проектов по робототехнике, цифровизации и промышленному интернету. Как сообщили потенциальным участникам, самые перспективные проекты пройдут акселерационную программу, в рамках которой получат возможность доработать свою технологию до индустриального применения.


Управление процессом

Активно «умнеет» и «Роснефть», которая реализует проект «Цифровое месторождение» и программу «Цифровой завод». До 2024 года на НПЗ «Роснефти» планируется внедрить более 80 систем усовершенствованного управления технологическим процессом. Для осуществления мониторинга и съемки объектов на заводах предусмотрено использование дронов и специальных роботизированных систем. С помощью «умных» браслетов и других систем навигации, а также мобильных устройств планируется обеспечивать контроль за здоровьем и состоянием персонала.

Но наибольшую активность в области роботизации производства проявляют не нефтяники и не химики, а автомобилестроительная промышленность. В 2018 году 40 % промышленных роботов в России были поставлены для нужд автопрома, 16 % – на предприятия машиностроения, 4 % – пищевой промышленности, сообщает ассоциация НАУРР.


Рост интереса

Данная тенденция сохранилась и в 2019 году, при этом отмечается «рост интереса к роботизации и автоматизации производства как среди небольших компаний, так и среди крупных государственных заказчиков».

По словам руководителя направления по цифровому производству группы IT-компаний PROF-IT GROUP Аркадия Дильмана, точки роста спроса появились в сфере производства электроники, металлургии, химической и пищевой промышленности, – сообщает НАУРР, обобщая результаты опроса крупнейших российских интеграторов промышленных роботов, проведенного совместно с аналитическим центром TAdviser.

В компании «Вебер Комеханикс» большая часть портфеля заказов в 2019 году была сосредоточена в нефтяной, оборонной, газовой, транспортной и сельскохозяйственной отраслях. «ДС-Роботикс» традиционно большинство заказов реализовала в сфере металло­обработки и машиностроения, при этом в компании также отметили интересные проекты в автопроме, промышленности строительных материалов и пищепроме. Интегратор «МДИ2Б» планирует в 2020 году увеличить количество проектов по роботизации вне автомобилестроительного сектора, в том числе и в нефтехимической промышленности.


Капля в море

Согласно отчету НАУРР, в 2018 году российский рынок промышленных роботов вырос на 21 %. Всего по итогам 2018 года в нашей стране было установлено 860 роботов. Но по сравнению с потенциальными потребностями российского рынка это – капля в море. А для более активного внедрения роботов в народное хозяйство, считают опрошенные НАУРР компании, необходима поддержка государства – как законодательная и финансовая, так и информационная.

– Не хватает единой площадки, где предприятие могло бы получить полную информацию обо всех доступных именно ему мерах господдержки, проконсультироваться, получить помощь в подготовке пакета документов, – считает генеральный директор «ДС-Роботикс» Михаил Зотов. – Особенно это актуально для промышленных производственных компаний, планирующих роботизацию. Мы часто сталкиваемся с отсутствием у предприятий информации о наличии таких программ поддержки в принципе и понимания, к кому с этими запросами можно идти.


Вопрос поддержки

Кроме того, компании-интеграторы указывают на необходимость создания более гибкого механизма господдержки, адаптированного к специфике малого и среднего бизнеса.

– Получение государственной поддержки требует большого количества времени, софинансирования со стороны предприятия, а также оформленного технико-экономического обоснования, – уверен заместитель директора BFG Group Андрей Мухаметзянов.

– Типичный проект по внедрению первого робота на среднем или малом предприятии, а именно таким проектам особенно нужна поддержка, это бюджеты в диапазоне до 10‑20 млн рублей, – указывает Михаил Зотов. – Здесь спектр возможностей действующих программ ограничен. Аналогичная ситуация наблюдается с поддержкой интеграторов и производителей компонентов роботехнических комплексов и элементов сенсорики. Это молодой рынок в России, многие находятся на этапе стартапов, разработки прототипов, да и давно существующие инжиниринговые компании из‑за малого пока объема рынка по масштабам не вписываются в существующие модели финансирования.


Информация как ресурс

И наконец, российские интеграторы, как и отраслевые эксперты, указывают на слабую информированность потенциальных потребителей – руководителей компаний, «решения которых основаны преимущественно на получении краткосрочной финансовой выгоды», а также на недостаток молодых квалифицированных преподавательских кадров и устаревание образовательных программ вузов.

– Отсутствие ясной и полной национальной стратегии развития образовательных программ в области робототехники приводит к тому, что упоминавшаяся ранее отечественная инженерная школа в то же время испытывает громадный дефицит квалифицированных преподавателей, равно как и стремительное устаревание образовательных программ, – считают эксперты лаборатории робототехники Сбербанка. – Молодые талантливые инженеры находят применение в частном секторе и не имеют никакого желания делиться своим опытом с новым поколением инженеров.

Образовательные программы стремительно устаревают в силу ускорения жизненного цикла технологий. С другой стороны, текущее поколение преподавателей не заинтересовано в переходе на новые программы обучения, так как это приведет к переписыванию уже созданных программ.


Обратная связь

Но в обратной связи нуждаются и госинституты, которые оказывают поддержку инициативам из области робототехники – такие, как Фонд развития промышленности, подведомственный Минпромторгу.

– Результаты проведенного нами исследования с определением 30 крупнейших российских интеграторов промышленных роботов могут быть использованы Фондом развития промышленности при формировании списка системных интеграторов, при привлечении которых возможно снижение ставки по займам в рамках программы «Цифровизация промышленности» до 1 %, – сообщает ассоциация НАУРР. – В этом случае предприятия, которые будут приобретать робототехнические комплексы у компаний, вошедших в список, смогут получить льготный заем по пониженной ставке.

Одна из проблем отрасли – разрыв между потребностями рынка робототехники и создаваемыми государством мерами поддержки.

Существует позиция, что для всех цифровых технологий нужны одинаковые меры поддержки, но это не так. В особенности внедрения каждой цифровой технологии, как и рынка, для которого она предназначена, нужно вникать и определять необходимые именно ей меры помощи. Для понимания ситуации с использованием робототехниками мер господдержки – их популярности в отрасли, степени простоты получения и других индикаторов, необходима система, которая аккумулировала бы в себе соответствующую информацию.


Новые технологии, Технологическая модернизация, Роботизация, Робототехника

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.