16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/379-380/6449493.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (379-380) декабрь 2019 года

Юрий Маневич: «На начальном этапе кардинальной трансформации»

Тема номера Беседовала Елена ВОСКАНЯН 557
Юрий Маневич, заместитель министра энергетики РФ

В апреле 2019 года Юрий Маневич стал заместителем министра энергетики РФ. Именно он теперь контролирует деятельность двух важнейших департаментов – развития электроэнергетики и лицензирования энергосбытовой деятельности.

Накануне профессионального праздника замминистра поделился с «ЭПР» первыми итогами работы в ведомстве, обозначил проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время, и прокомментировал главные тренды, влияющие на отрасль.

– Юрий Владиславович, вместе с назначением на новую должность вам пришлось сменить город проживания. Легко ли далось такое решение? Быстро ли привыкли к столице и здешнему ритму жизни?

– Когда принимал решение, честно говоря, не акцентировал внимание на возможных трудностях, связанных с переездом. Определенный дискомфорт ввиду отдаленности от семьи, конечно, был, при этом в столичный ритм жизни вошел легко – на мой взгляд, он практически не отличается от того, в котором я жил раньше. К тому же многократно бывал в Москве в командировках.

– Скучаете по родному городу?

– Очень сильно. Езжу в Петербург на выходные, а вот в командировки туда пока не отправляют.


На пути к новой энергетике

– Поскольку в конце года принято подводить итоги, могли бы обозначить ключевые направления, которыми занимались в этом году? Каких успехов в них удалось достичь?

– Электроэнергетика относится к базовым отраслям экономики и имеет важнейшее, в том числе межотраслевое, значение, поскольку уровень и качество энергоснабжения определяют условия производственной деятельности и бытового обслуживания населения. При этом электроэнергетика остается наиболее сложной отраслью топливно-энергетического комплекса в части нормативного обеспечения эффективности и надежности ее работы.

Основная цель проводимой государством политики в электроэнергетической отрасли – создать инновационный и эффективный энергетический сектор страны для обеспечения энергобезопасности, устойчивого роста экономики, развития промышленности, повышения качества жизни населения и в какой‑то степени содействия в укреплении внешнеэкономических позиций Российской Федерации.

Среди ключевых направлений, которые попали в сферу моей ответственности, я бы выделил вопросы совершенствования рыночной модели оптового и розничных рынков электроэнергии, реформу теплоснабжения, в том числе внедрение принципа тарифообразования по методу «альтернативной котельной», вопросы функционирования электросетевого комплекса, в частности облегчение доступа потребителей к электросетевой инфраструктуре. А также регулирование деятельности компаний энергосбытового сектора, международное энергетическое сотрудничество, экологическую политику в электроэнергетике, поддержку возобновляемой энергетики.


Масштабная реформа в области технологического присоединения позволила обеспечить высокую доступность энергетической инфраструктуры, что является стимулом для развития малого и среднего бизнеса. Так, по показателю «подключение к электрическим сетям» рейтинга Мирового банка Россия получила 97,5 балла из 100 возможных, а по показателю «индекс надежности электроснабжения» и «прозрачности тарифов» – в очередной раз у нас максимальная оценка – 8 из 8 баллов.


Что касается конкретных достижений 2019 года: нами разработан и запущен новый механизм конкурсного отбора инвестиционных проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций на базе долгосрочного рынка мощности, который позволяет решить большой комплекс макроэкономических задач, включая повышение надежности и эффективности энергетики, привлечение инвестиций и формирование устойчивого спроса на производство отечественного силового оборудования.

Масштабная реформа в области технологического присоединения позволила обеспечить высокую доступность энергетической инфраструктуры, что является стимулом для развития малого и среднего бизнеса. Так, по показателю «подключение к электрическим сетям» рейтинга Мирового банка Россия получила 97,5 балла из 100 возможных, а по показателю «индекс надежности электроснабжения» и «прозрачности тарифов» – в очередной раз у нас максимальная оценка – 8 из 8 баллов.

Не могу не остановиться на разработке целевой модели развития электросетевого комплекса на долгосрочную перспективу. Большинство мероприятий, предусмотренных Стратегией развития электросетевого комплекса (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 511‑р. – Прим. авт.), уже реализованы. Вместе с тем, до сих пор не решен ряд ключевых вопросов, которые привели к формированию некорректных ценовых сигналов. Я имею в виду создание экономических стимулов для крупных потребителей инвестировать в собственные объекты генерации и переходить с распределительного электросетевого комплекса на магистральный. Невозможно преодолеть тенденцию старения основных производственных фондов распределительного электросетевого комплекса. На фоне этого растут объемы перекрестного субсидирования, снижаются коэффициенты использования загрузки сетевой мощности.

Кроме того, стоит отметить, что вся электроэнергетическая отрасль, включая электросетевой комплекс, в настоящее время находится на начальном этапе кардинальной трансформации. Это связано как с изменением энергетической политики государств (движение в сторону экологичности и энергоэффективности оборудования), так и с развитием новых технологий (преобразование энергетической инфраструктуры благодаря внедрению цифровых технологий и платформенных решений).

Для минимизации экономических последствий от этих проблем и с учетом возможной трансформации электросетевого комплекса Минэнерго разработало проект целевой модели развития электросетевого комплекса на долгосрочную перспективу, предусматривающий продвижение ряда инициатив. В числе основных: создание условий для установления долгосрочных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии; создание условий для справедливого распределения перекрестного субсидирования; повышение эффективного использования резервов сетевой мощности; корректировка порядка оплаты техприсоединения к электрическим сетям.

Проект целевой модели был одобрен на совещании в Правительстве Российской Федерации, и Минэнерго России приступило к разработке новой Стратегии развития электросетевого комплекса страны на период до 2030 года. Мы намерены более детально описать стоящие перед отраслью проблемы, вызовы и пути их решения.

Проделана большая работа по подготовке комплекса предложений по стимулированию поддержки ВИЭ, на базе которых Правительство приняло решение о продлении данной программы, что в следующем году станет, как мне кажется, одной из основных наших задач.

Еще хотелось бы отметить, что в целях внедрения новых технологических решений запушена система агрегаторов управления спросом, позволяющая потребителям электроэнергии активно участвовать в отношениях на рынке, формируя со своей стороны ценовые сигналы и способствуя сглаживанию пиковых нагрузок.

Министерство подготовило энергетическую часть Комплексного плана расширения и развития магистральной инфраструктуры, которая определит направления нашей дальнейшей работы по реализации важных задач, поставленных в майских указах Президента.

В области теплоснабжения полноценно заработала модель «альтернативной котельной», позволяющая привлекать инвестиции в обновление основных фондов отрасли. Потенциальными участниками по внедрению новой модели рынка тепла являются, по различным оценкам, не менее 29 муниципальных образований, в случае отнесения их к ценовым зонам теплоснабжения ожидаемый совокупный объем инвестиций может составить порядка 145 миллиардов рублей.

Это лишь некоторые достижения и результаты уходящего года.


Важные задачи на будущее

– Какие проблемы из тех, что перейдут на следующий год, требуют наиболее пристального внимания?

– Спектр задач обширен. Как мне кажется, можно выделить и вопросы модернизации генерации, и стимулирование вывода неэффективных генерирующих мощностей из эксплуатации, и принятие новой целевой модели развития электросетевого комплекса, и совершенствование тарифной политики, включая борьбу с перекресткой, в том числе за счет принятия наших предложений по изменению тарификации услуг по передаче для потребителей, непосредственно присоединенных к сетям ФСК. Кроме того, необходимо внедрять новые механизмы поддержки ВИЭ на оптовом и розничных рынках, реализовывать Комплексный план развития магистральной инфраструктуры, подготовить новую методологию в области стратегического планирования развития ЕЭС России, и многое другое нужно сделать.
В качестве примера приведу тарифную политику. В августе 2019 года были приняты поправки в закон «Об электроэнергетике», предусматривающие переход с 1 января 2023 года на долгосрочные – не менее пяти лет – электросетевые тарифы. Новые нормы также дают сетевым компаниям возможность заключать регуляторные соглашения с региональными властями. Ведется и продолжится разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм этого закона, а также разработка методических указаний, предусмотренных июньским постановлением Правительства. Этот документ предусматривает введение долгосрочных тарифов для генерирующих объектов, работающих в неценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности.
В следующем году планируем принять проект постановления Правительства о расчете сетевых тарифов на основе эталонных затрат, разработанный ФАС России совместно с Минэнерго и Минэкономразвития.

Немаловажной задачей, не решенной в рамках реализации текущей Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и усиление контроля над ними, в том числе путем их консолидации на базе ТСО, соответствующих установленным критериям.

Правительство в 2015 году утвердило критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Соответствие критериям является обязательным условием для учета необходимой валовой выручки (НВВ) ТСО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в регионах РФ. Применение при тарифном регулировании критериев ТСО создало экономический стимул к консолидации объектов электросетевого хозяйства на базе ТСО, способных к оказанию качественных услуг по передаче электроэнергии с необходимым уровнем надежности. При этом, по мнению Минэнерго России, следует учитывать, что основная деятельность сетевых организаций (передача электроэнергии, техприсоединение) подлежит государственному ценовому регулированию и соответствующему контролю за целевым и эффективным использованием средств, учтенных в тарифах, что не позволяет таким организациям формировать в достаточном количестве свободные финансовые ресурсы, необходимые для консолидации. Неурегулированность вопроса формирования источника финансирования для консолидации и ее окупаемости при тарифном регулировании является одним из основных факторов, препятствующих консолидации.

Минэнерго России рассмотрело многочисленные обращения глав регионов, которые отмечали важность и значимость консолидации электросетевых активов и формирования единого центра ответственности за бесперебойное электроснабжение потребителей на базе профессиональных ТСО, соответствующих установленным требованиям и обладающих необходимыми компетенциями и производственно-техническим обеспечением.

Для решения обозначенной проблемы совместно с ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро» мы разработали проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях». Этот документ предусматривает внесение изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.


Как нивелировать разницу мощности?

– Юрий Владиславович, каким способом можно снизить или урегулировать разницу между запрашиваемой мощностью при присоединении к сетям и фактически потребляемой? Какой выход видите в сложившейся ситуации?

– Чтобы нивелировать озвученные вами негативные тенденции, необходимо вводить стимулы для потребителей к оптимальному заказу мощности при технологическом присоединении и к оптимальному ее использованию.

На сегодняшний день неиспользуемый потребителями сетевой резерв мощности составляет порядка 65 % от его общего объема (101 ГВт), фактически используемая мощность составляет 35 % (55 ГВт). При этом в 2018 году загрузка центров питания в магистральном комплексе составила 35 %, в распределительном – 26 %.


Немаловажной задачей, не решенной в рамках реализации текущей Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и усиление контроля над ними, в том числе путем их консолидации на базе ТСО, соответствующих установленным критериям.



Действующая система техприсоединения к электрическим сетям и оплаты услуг по передаче создает ряд проблем как для сетевых организаций, так и для непосредственно потребителей, в том числе за счет «льготирования» таких потребителей.

Дело в том, что при техприсоединении потребители заявляют излишние объемы сетевой мощности, не неся дополнительных издержек за счет исключения из платы за техприсоединение затрат самой значительной статьи расходов – сооружение объектов электросетевого хозяйства. Далее они используют лишь половину, а то и меньше тех объемов мощности, которые зарезервировали под свои энергопринимающие устройства. Поддержание резервов (содержание объектов электросетевого хозяйства) оплачивается за счет всех потребителей услуг региона в составе общих затрат на оказание услуг по передаче, включенных в тариф. В результате такой схемы одни потребители платят за содержание резервов других потребителей.

В качестве решения указанной проблемы Минэнерго разработало проект постановления Правительства, обеспечивающего плавный переход на новую систему тарифного регулирования услуг по передаче, в основе которой лежит ориентир на максимальную мощность, заказанную потребителями при техприсоединении к сетевой инфраструктуре и экономического стимулирования потребителей, более года не использующих свыше 40 % зарезервированных для них мощностей.

Принятие проекта постановления позволит восстановить экономический баланс интересов на рынке оказания услуг по передаче, оптимально использовать уже имеющуюся сетевую инфраструктуру и сократить излишнее строительство.
Одновременно с этим считаю необходимым пересмотреть законодательство на предмет корректировки порядка оплаты технологического присоединение к электрическим сетям.


Борьба с должниками продолжается

– Какая работа в настоящее время проводится по снижению «кассовых разрывов» в расчетах между сбытовыми, сетевыми, генерирующими компаниями, ведь не секрет, что проблема неплатежей по‑прежнему стоит достаточно остро?

– Задолженность энергосбытовых организаций перед сетевыми компаниями за оказанные услуги по передаче электроэнергии превышает 60 миллиардов рублей. Ко всему прочему, они систематически нарушают сроки оплаты услуг по передаче электроэнергии. На оптовом же рынке долг энергосбытовых организаций составляет 50 миллиардов рублей.

Усиление платежной дисциплины остается одним из важнейших вопросов для нашего ведомства. К примеру, сейчас мы работаем над внедрением механизма лицензирования энергосбытовой деятельности в электроэнергетике.
Рассчитываем, что такой механизм поможет контролировать платежную дисциплину энергосбытовых компаний, ведь от своевременного финансирования стоимости товаров и услуг производителей электроэнергии (мощности) и сетевых компаний напрямую зависит надежность энергоснабжения потребителей.

Думаю, никто не станет спорить с тем, что финансовые организации, на которые возлагается серьезная ответственность по распределению денежных потоков, должны быть финансово устойчивыми в целом. В этом смысле инструмент лицензирования уже доказал свою состоятельность при обеспечении контроля финансовых операций подобных компаний – взять, допустим, лицензирование в банковской сфере, сфере ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, пенсионного обеспечения.

Второй, не менее важной задачей лицензирования является контроль качества обслуживания потребителей электроэнергии. Для нас это, прежде всего, показатели, характеризующие доступность сбытовых услуг (через интернет-сайт, телефон, почту, центры очного обслуживания).


Изменения в российской структуре генерации пока носят скорее эволюционной характер, говорить о революционном переходе к альтернативным источникам энергии в массовом порядке будет неправильно. Тем не менее, в стране действуют эффективные механизмы поддержки ВИЭ как на оптовом (договоры предоставления мощности объектов ВИЭ сроком на 15 лет с фиксированной доходностью, позволяющие окупать инвестиции), так и на розничных рынках.


Мы перешли на новый метод регулирования сбытовых надбавок, в котором учтены расходы на колл-центры, аренду помещений для офисов обслуживания, а контроля качества предоставляемых услуг сегодня нет. В результате федеральные органы, Администрация Президента, Правительство завалены жалобами простых граждан на качество работы сбытовых компаний.

Зачастую нет обратной связи, невозможно сменить тарифный план, заключить договор и прочее. В случае нарушения лицензионных требований энергосбытовые организации в установленных случаях будут лишены лицензии и привлечены к административной ответственности.

Минэнерго России планирует начать предоставлять лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности с 1 января 2020 года. В ближайшее время Правительство РФ должно утвердить Положение о лицензировании, регламентирующее порядок выдачи лицензий, перечень необходимых для получения лицензий документов, правила проверки соответствия лицензионным требованиям и организации внеплановых проверок.




Кроме того, продолжаем анализировать практику, связанную с реализацией действующих норм по формированию обязательств между сетевыми и сбытовыми организациями, по воздействию на потребителей-должников, в том числе путем введения в отношении таких потребителей режима ограничения потребления электроэнергии, взыскания административных штрафов.

По итогам проведенного анализа планируем разработать ряд дополнительных мер, нацеленных на решение указанных проблем. В частности, уже подготовлены изменения в Правила полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, предполагающие упрощение порядка ограничения режима потребления в отношении недобросовестных потребителей – неплательщиков.

Более того, введение возможности дистанционного ограничения недобросовестных потребителей во исполнение поручения Правительства РФ от 8 апреля 2019 года включено в пакет проектов актов Правительства, разработанных Минэнерго.

По нашему мнению, указанные меры позволят энергосбытовым и сетевым организациям эффективнее воздействовать на недобросовестных потребителей электроэнергии, имеющих задолженность по ее оплате.

В части уменьшения споров по порядку определения объемов обязательств на розничных рынках электроэнергии необходимо ускорить принятие мер, направленных на внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии, а также упростить применение расчетных способов определения объемов обязательств.


Зеленые технологии теснят традиционную генерацию

– В ходе форума «Российская энергетическая неделя» вы отметили, что энергетическая отрасль развивается с учетом мировых тенденций: появляются новые технологии, многие страны переходят на возобновляемые источники энергии. Как эти тенденции отразятся на отрасли? Действительно ли произойдет «энергетическая революция»?

– Это так, мировые энергетические рынки проходят важный этап трансформации, связанный с успешным развитием технологий в сфере возобновляемой энергетики и ростом их общей конкурентоспособности. В государствах – лидерах по внедрению зеленых энергетических технологий они составляют уже немалую долю в общем энергобалансе (например, порядка 50 % в ФРГ) и активно «теснят» традиционную, прежде всего, тепловую энергетику. Мы не можем оставаться в стороне от этого движения, особенно учитывая весь тот комплекс мер, который предпринимается в направлении снижения антропогенного воздействия на окружающую среду за счет выбросов как промышленных, так и энергетических предприятий-загрязнителей. Еще одним подтверждением тому является подписанное нашей страной 21 сентября 2019 года Парижское соглашение.

При этом изменения в российской структуре генерации пока носят скорее эволюционной характер, говорить о революционном переходе к альтернативным источникам энергии в массовом порядке будет неправильно. Тем не менее, в стране действуют эффективные механизмы поддержки ВИЭ как на оптовом (договоры предоставления мощности объектов ВИЭ сроком на 15 лет с фиксированной доходностью, позволяющие окупать инвестиции), так и на розничных рынках электроэнергии (приоритетный выкуп сетевыми компаниями объемов выработки малых генерирующих объектов ВИЭ для компенсации потерь в сетях). В результате на данный момент в России функционирует порядка 1 ГВт генерирующих мощностей на основе ВИЭ. В процессе строительства и проектирования находятся еще около 4,7 ГВт, которые будут введены до 2024 года. Их суммарная ежегодная выработка к 2024 году превысит 11 миллиардов кВт-ч.


Действующая система техприсоединения к электрическим сетям и оплаты услуг по передаче создает ряд проблем как для сетевых организаций, так и для непосредственно потребителей, в том числе за счет «льготирования» таких потребителей.


Действующая программа ДПМ (договоры предоставления мощности) ВИЭ рассчитана до 2024 года. Правительством принято принципиальное решение о ее продлении. Однако Минэнерго России предполагает не просто автоматически продлить возможность заключения ДПМ ВИЭ, но и усовершенствовать эту модель, исходя из поэтапного повышения значений коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) и снижения уровня затрат на единицу вырабатываемой электроэнергии.

Это приведет к поэтапному снижению цены электроэнергии, выработанной объектами ВИЭ, целевым ориентиром для нас будет являться достижение к 2036 году уровня прогнозируемых средневзвешенных нерегулируемых цен. Вероятно, стоит повысить глубину локализации в России оборудования для ВИЭ-генерации, в том числе с возможным разделением при оценке степени локализации крупноэлементных составных частей на более мелкие позиции. А также с введением в систему составляющих элементов, по которым рассчитывается степень локализации оборудования ВИЭ, новых элементов (например, фланцы, метизная продукция, магниты редкоземельные постоянные, анкерная корзина). Таким образом, увеличится вариативность расчета степени локализации для инвесторов.

Еще один значимый нюанс, который Минэнерго предлагает закрепить нормативно: полная оплата мощности объектов, введенных по ДПМ ВИЭ, будет производиться лишь при соблюдении целевых показателей уровня экспорта основного и вспомогательного оборудования.

Если нам удастся усовершенствовать существующую модель, то начиная с 2036 года можно будет прекратить меры по субсидированию объектов ВИЭ с использованием механизмов оптового рынка. При этом российская отрасль ВИЭ станет реально конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках.

Также ведем работу по совершенствованию нормативной базы поддержки возобновляемых источников на розничных рынках (включая регламентацию проведения конкурсов субъектами РФ для включения таких объектов в региональные схемы и программы развития энергетики) и в изолированных энергосистемах.

– В то же время сейчас много говорится о развитии рынка накопителей энергии. Насколько перспективным, на ваш взгляд, является это направление? Готовы ли энергокомпании работать на накопителях энергии?

– Это новое направление развития рынка считаю полезным и перспективным. Во-первых, мы рассматриваем накопители в эффективном сочетании с возобновляемыми источниками энергии. Такая связка повышает эффективность ВИЭ.

Во-вторых, накопители создают дополнительные возможности для режимов работы генерирующего оборудования и для оптимизации загрузки центров питания в сетевом комплексе. Они дают возможность потребителям более качественно планировать свои режимы потребления и использовать энергию, которая хранится в системах накопления энергии для будущего потребления. Кроме того, накопители играют важную роль для энергосистемы в период пиковых нагрузок, сглаживая потребление.

Российские компании – «Россети», «РОСНАНО» и некоторые частные организации – проявляют большой интерес к системам накопления энергии.


Роботы не заменят людей

– Как вы относитесь к тому, что отрасль становится более умной? Успевают ли за этим трендом специалисты, которые на местах внедряют новые решения, вводят в эксплуатацию новые установки? Не получится ли со временем так, что энергетические процессы усложнятся настолько, что выполнять их придется не людям, а роботам?

– Безусловно, мы не можем игнорировать обозначенную вами тенденцию. Согласен, что переход к цифровым технологиям во многом изменит привычную структуру занятости в отрасли и взаимоотношения потребителя с субъектами рынка, хотя говорить о полной замене людей роботами, наверное, преждевременно.

Важное место в нашей повестке занимают вопросы развития кадрового потенциала, развитие отраслевой системы профессиональных квалификаций, ее интеграция с системой образования. Эффективно работает Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике (ЭСПК), усилиями которого сформирован и утвержден базовый пакет профессиональных стандартов, идет отработка и тестирование процедур независимой оценки квалификаций работников.

В области электро- и теплоэнергетики подготовку кадров ведут более 140 университетов в стране, в которых обучается около 110 тысяч студентов. Из них 17 университетов обеспечивают 40 % всего контингента студентов в этой области. Предоставление государственной поддержки таким университетам имеет стратегическое значение для развития отрасли.

В целях цифровой трансформации отраслей ТЭКа и создания условий для внедрения в них цифровых технологий и платформенных решений, с учетом приоритетов обозначенных Президентом и положений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» нами при активном участии компаний ТЭКа сформирован ведомственный проект «Цифровая энергетика». В рамках него планируем систематизировать уже полученный опыт внедрения цифровых решений, совместно с компаниями ТЭК и экспертным сообществом сформировать целевое видение цифровизации, а также базовые требования и критерии к внедряемым решениям, что позволит состыковать их в доверенной цифровой среде.

Для достижения ключевой задачи по цифровой трансформации энергетики проектом предусмотрены мероприятия по созданию условий для разработки и развития цифровых сервисов и решений, по разработке и корректировке законодательства, реализации пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений. Контролировать реализацию проекта будет Совет по цифровой трансформации под председательством министра энергетики РФ Александра Новака, а также отраслевые центры компетенций, в том числе по цифровой трансформации электроэнергетики.

Не могу не упомянуть проводимую нами работу по подготовке комплекса подзаконных актов, направленных на внедрение систем интеллектуального учета электроэнергии, что позволит в перспективе создать единую систему сбора и анализа информации с возможностью в режиме реального времени видеть ситуацию с энергопотреблением, реализовывать механизмы управляющих воздействий на потребителей, оптимизировать информационный обмен между субъектами рынка, исключив возникновение почвы для разногласий по объемам оказанных услуг, потерь электроэнергии.


Ориентация на потребителя

– Верите ли в успех программы модернизации теплоэлектростанций, рассчитанной на 2022‑2031 годы? Ведутся ли уже какие‑то подготовительные работы?

– Конечно, верю. В августе 2019 года подведены итоги залпового отбора проектов модернизации с периодом начала поставки мощности в 2022‑2024 годах. Таким образом, отобраны проекты модернизации наиболее востребованного оборудования. Средний КИУМ отобранных проектов – 61,4 %, при этом средний КИУМ по тепловой генерации ЕЭС России в 2018 году составил 46,5 %. Модернизация будет реализована с повышением эффективности и соблюдением требований по использованию отечественного оборудования.

Снижение заявленных капитальных затрат относительно максимального (соответствующего заявленному набору мероприятий) превысило 25 %. Размер суммарных капитальных затрат по утвержденным проектам составит порядка 125,5 миллиарда рублей, что соответствует 142 миллиардам рублей инвестиций. Это решение позволило обеспечить загрузку новыми заказами российское энергетическое машиностроение и способствовать его устойчивому развитию.
Дополнительный платеж в отношении отобранных проектов модернизации для потребителей до 2035 года ожидается порядка 285 миллиардов или 196 миллиардов рублей в ценах 2021 года. Прирост одноставочной цены оптового рынка за счет указанных объектов составит порядка 1,4 %, что гарантирует непревышение уровня инфляции.

Дополнительно Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики приняла решение в отношении 15 проектов суммарной мощностью 1 783 МВт. Все это позволяет говорить о высокой эффективности и общем правильном направлении внедренного нами механизма.

– На недавнем круглом столе в Госдуме вы подчеркнули, что «программа модернизации должна быть, прежде всего, ориентирована на потребителя – то есть при формировании энергостратегии в области тепловой генерации важна клиентоориентированность». Каким образом это будет реализовано на практике?

– Конечно, ориентация на потребителя для нас важна, поскольку он сам заинтересован в повышении надежности и качества энергоснабжения своих энергопотребляющих устройств, что невозможно при наличии устаревшего и неэффективного парка генерирующего оборудования.

Следует отметить, что при подготовке предложений для принятия Правительственной комиссией решений по отбору генерирующих объектов в рамках дополнительной квоты мы формировали эти предложения с учетом показателей потенциальной востребованности оборудования, необходимости минимизации приведенной стоимости электроэнергии (LCOE), его экологических и высоких технических характеристик, что в конечном итоге должно пойти на пользу всем потребителям в ЕЭС России.

– Юрий Владиславович, сегодня наблюдается тренд на персонализацию – потребитель больше не хочет «быть как все», ему хотелось бы получить эксклюзивный товар. Вероятно, в будущем многие товары и услуги будут персонализированы. Как вы считаете, отразится ли эта тенденция на энергетике и каким образом?

– Безусловно, тренд на персонализацию найдет свое отражение в сфере качества обслуживания потребителей электроэнергии (мощности), а также предоставления различных пакетов услуг и опций через формирование стоимостных параметров в электроэнергетике.

Уже сегодня, в зависимости от графика потребления электроэнергии, потребители могут выбирать различные ценовые категории, учитывающие потребление в пиковые часы работы системы либо, наоборот, в ночные, когда электроэнергия стоит дешевле. Кроме того, желание и способность конечных потребителей управлять своей нагрузкой конвертируется через агрегаторов спроса в товары и услуги на рынках электроэнергии, мощности и системных услуг.

В будущем мы планируем усилить возможности потребителей в активном участии на рынках электроэнергии и мощности в зависимости от их индивидуальных возможностей и потребностей.

Минэнерго прорабатывает возможности расширения механизмов, которыми могут воспользоваться потребители, играющие все более значимую роль в энергосистеме. Среди них – заключение свободных договоров с производителями оптового рынка, обеспечение прямых поставок и прямых платежей, в том числе посредством смены энергосбытовой компании.



Дорогие читатели газеты «Энергетика и промышленность России»!
Поздравляю вас с Днем энергетика! Этот праздник открывает наш новый энергетический год, а в Новый год люди всегда подводят итоги. Нам есть чем гордиться, и уверен, что следующий энергетический год будет не менее успешным, чем предыдущий. Желаю всем крепкого здоровья, отличного настроения, большого счастья и семейного тепла!

Юрий Маневич  


Юрий Маневич: «На начальном этапе кардинальной трансформации»

Модернизация в энергетике, Цифровизация, Цифровая трансформация, Электроэнергетика, Минэнерго, ТЭС

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.