16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/373/8186427.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (373) сентябрь 2019 года

Юрий Маневич: Министерство - ЗА

Власть По материалам Минэнерго РФ и газеты «Коммерсант» подготовила Ирина КРИВОШАПКА 824

Спустя почти полгода после назначения заместителем министра энергетики РФ Юрий Маневич называет своей ключевой задачей на службе в Минэнерго развитие отечественной электроэнергетики в глобальном масштабе.

О поддержке ВИЭ

– Минэнерго РФ выступает за продление поддержки ВИЭ и после 2024 года, до 2035 года. Сейчас идет финальная стадия проработки программы, корректируем расчеты. Окончательные параметры будут утверждены на совещании у Дмитрия Козака. Механизм программы будет похож на предыдущий с усилением требований по локализации и экспорту.

Локализация выгодна для экономики страны, и Министерство энергетики РФ заинтересовано в том, чтобы в России развивались собственные производства, а бизнес платил налоги.


О поддержке мусоросжигающих ТЭС

– Мы выступаем против поддержки программы за счет тарифной составляющей. Есть поручение президента РФ о том, что рост тарифов на энергорынке не должен превышать уровень инфляции. Мин­энерго готово рассматривать и поддерживать любые программы, которые не предполагают увеличения тарифной составляющей. Поддержка мусоросжигающих ТЭС может быть реализована через разные механизмы: надбавка к цене оптового рынка, экологический сбор, налоговое стимулирование, субсидирование процентных ставок, другие меры.


Об изолированных энергорайонах

– Целесообразно объединить энергорайоны, что в итоге может снизить тарифы. Параллельно про­анализировать, где будет эффективней строить зеленые мощности, как вариант – объекты гидроэнергетики.


О новых критериях отбора

– Критерии отбора можно дополнить. Например, если брать первый отбор на 2022‑2024 годы, то там по ряду критериев не проходило высокотехнологичное оборудование, в частности большие парогазовые блоки. Сейчас важно этот момент учитывать, потому что эффективность работы станций повышается при современных высокоэффективных технологиях сжигания газа. Мы обсуждаем, целесообразно ли расширять требования по модернизации и для других составляющих турбоагрегатов и энергоблоков в целом. Ведь статорная часть генератора – тоже важный элемент, который влияет на эффективность выработки электроэнергии на самой станции.

Высокотехнологичное оборудование, как ни странно, имеет и плюсы, и минусы. Минус – это высокий CAPEX, а плюс – в том, что эффективность такой станции выше, соответственно, тарифные последствия будут меньше для потребителя. Здесь надо подходить взвешенно. Стратегию в вопросе развития парогазовых энергоблоков нужно совершенствовать.


О перекрестном субсидировании

– Сейчас ценообразование в сетевом комплексе основано на том, что одни потребители платят за услуги, оказанные другим потребителям. Не секрет, что промышленные потребители, присоединенные к распределительным сетям, частично оплачивают услуги по передаче электроэнергии за население и за осуществление льготного ТП. При этом в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной электрической сети для потребителей, присоединенных напрямую к магистральному комплексу, не учитываются ни субсидии населению, ни льготы. Я напомню, это самые стабильные, финансово защищенные предприятия крупного бизнеса. В итоге – дополнительное финансовое бремя малому и среднему бизнесу, на которые возлагаются большие надежды как на локомотив современной экономики страны. В марте на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики в Красноярске обсуждался целый ряд мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы отрасли. Были приняты протокольные решения о необходимости дифференциации тарифов ФСК, об оплате резерва мощности и изменении правил льготного ТП. Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о поддержке этих решений, а в конце июня потребовал их реализации. Эти инициативы как раз и направлены на справедливое распределение перекрестного субсидирования на всех промышленных потребителей, независимо от того, к каким сетям они присоединены.

Глава «Россетей» Павел Ливинский предлагал более радикальный сценарий – поднять тариф ФСК для прямых потребителей в четыре раза за три года. Считаем обоснованным такой сценарий, это правильное предложение. Более того, инициатива исходно принадлежала Минэнерго РФ, поэтому мы, естественно, поддерживаем и продвигаем такой подход. Снижение перекрестного субсидирования – это отдельная стратегическая задача правительства.


О недофинансировании сетевого комплекса

– Расходы на содержание сетей возложены в большей степени на потребителей распределительных сетей, эффективно использующих имеющуюся у них мощность. Практику нужно менять, чтобы не случилось краха в электроэнергетике, где точка невозврата еще не пройдена, но уже виднеется на горизонте.

Недофинансирование сетевого комплекса рано или поздно может привести к коллапсу всей системы. Кстати, уход крупных потребителей на собственную генерацию – это еще одна проблема, связанная с отсутствием платы за резерв мощности. Уходя на собственную генерацию, потребители от сети не отключаются, а продолжают держать эту мощность в резерве на случай аварии или ремонта собственной станции. Сетевая компания при этом обязана обеспечить готовность передачи электроэнергии потребителю в любой момент времени. По текущим нормам за этот резерв никто платить не будет. Точнее, будут платить те, кто этими мощностями не пользуется.


О газовых турбинах

– Должен работать механизм подстраховки. Если производитель не сделал оборудование в срок, он и должен нести ответственность. Но также, если какая‑то компания взялась за модернизацию и рассматривает возможность покупки газовой турбины большой мощности, она должна самостоятельно определить, какое оборудование внедрять в соответствии с требованиями локализации.

Инвестор вправе сам определиться, какое оборудование покупать. Это его зона ответственности. Если государство его принуждает, ставит условие о том, что тот сможет участвовать в программе модернизации только с условием покупки конкретного производителя, то тогда инвестор будет иметь основания задавать вопросы.
Минэнерго – за рыночные отношения в отрасли. Будет у генерирующих компаний и других потенциальных покупателей спрос на продукцию какого-либо предприятия, зависит от самого предприятия. Это вопрос конкурентоспособности, от которой в конечном счете выигрываем мы с вами как потребители.

Минэнерго, Турбины, ДПМ

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.