16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/330/2033354.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (330) ноябрь 2017 года

Пришло время навести порядок

Профессиональное сообщество обозначило проблемы, препятствующие эффективному функционированию электросетевого комплекса.

В результате проведения реформы электроэнергетики электросетевой комплекс России оказался в достаточно сложной ситуации: проблем здесь накопилось столько, что решать их придется, очевидно, долго, а самое главное – сообща.

Представители ведомств, энергокомпаний и экспертного сообщества уверены: акцент сегодня нужно делать не на развитии конкуренции, а на наведении должного порядка в управлении затратами и тарифном регулировании. 9 ноября в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол, посвященный текущему состоянию и перспективам развития электросетевого комплекса России.



Проблем немерено

– Ряд принятых ранее решений в отношении электросетевого комплекса был не совсем верным, – считает глава Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. – Так, за период проведения реформы произошло существенное увеличение сетевой составляющей в цене на электроэнергию (мощность). В среднем по стране доля сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию для потребителей достигла 50 %, что существенно выше мировой практики – в Германии этот показатель на уровне 20 %. При этом в регионах стоимость электроэнергии для потребителей, за счет сетевой составляющей, увеличивается к цене оптового рынка от полутора до трех раз.

Для сельхозпроизводителей и прочих потребителей доля сетевой составляющей доходит до 70 %. Понятно, что тому есть объективные причины: большая территория страны, соответственно, протяженность сетей и связанные с ними сверхнормативные технологические потери. Но есть и субъективные, например коммерческие потери, особенно, в бесхозяйных сетях, неурегулированность затрат на подключение новых потребителей, высокая стоимость, слабая окупаемость, а чаще всего неокупаемость инвестиционных программ, котловой тариф и непрозрачность затрат, нерешенность вопросов последней мили и перекрестное субсидирование. В результате развитие электросетевого комплекса затрудняется, а его услуги становятся чрезмерно дорогими для конечного потребителя.

Парламентарий посетовал, что применение «котлового» метода установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии привело к бесконтрольному росту числа территориальных сетевых компаний, получающих, вне зависимости от объема оказанных услуг, составляющую «котлового» тарифа на основе обеспечения необходимой валовой выручки. Спикер напомнил, что для решения этой проблемы был принят ряд мер, в том числе в сентябре 2016 г. утверждено постановление правительства № 989, которое вводит запрет на создание территориальных сетевых организаций (ТСО) с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих лицу, владеющему объектом по производству электроэнергии. В результате количество ТСО было сокращено с почти трех тысяч штук в 2013 г. до 1,9 тыс. в 2017‑м.



Электросетевой комплекс страны масштабен, но, с другой стороны, находится не в самом лучшем техническом состоянии.



– Еще одним следствием реформы явилось появление большого числа бесхозяйных сетей. Эти сети должны обслуживать присоединенные к ним территориальные сетевые компании, при этом процесс передачи их муниципалитетами в хозяйственное ведение ТСО, с соответствующим учетом расходов на содержание в тарифе, иногда затягивается на годы, снижая надежность энергоснабжения потребителей, увеличивая технологические и коммерческие потери и усложняя финансовое положение ТСО, – заметит глава профильного комитета. – Однако наиболее сложной является проблема перекрестного субсидирования. «Перекрестка» искажает не только экономику электросетевого комплекса, но и всю российскую экономику посредством неправильных ценовых ориентиров на электрическую и тепловую энергию для различных групп потребителей, делая практически непрозрачной структуру формирования цены и, в конечном счете, являясь серьезнейшим тормозом на пути перехода энергетики в целом к конкурентной модели развития.

Заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко уточнил, что, по оценкам ведомства, объем перекрестного субсидирования в настоящее время превышает 300 млрд руб.

– Это тревожная тенденция, которая может негативно сказаться и на ситуации в генерации, прежде всего тепловой, и спровоцировать еще более массовый уход потребителей в собственную генерацию. Безусловно, развивать распределенную энергетику необходимо, но не таким способом. Сейчас мы готовим соответствующий законопроект, призванный увеличить тарифный период, который сегодня составляет один год. Нам необходимо принять решение в максимально короткие сроки, желательно в течение следующего года, чтобы внедрить институт регуляторных соглашений. Эта инициатива позволит устанавливать тарифы на долгий период – от пяти до десяти, возможно, больше лет, чтобы у потребителей и сетей было полное понимание по поводу своих дальнейших действий, возможность выстраивать экономику и бизнес-процессы, – пояснил он.

Господин Кравченко заметил: с одной стороны, электросетевой комплекс страны масштабен (протяженность линий электропередачи составляет свыше 2,5 млн км, трансформаторная мощность приближается к 1 миллиону МВА), с другой – находится не в самом лучшем техническом состоянии, поскольку проблем здесь немерено. Так, уровень износа в сетях, без преувеличения, катастрофический – этот показатель приблизился к отметке 70 %.



Необходимо усилить ответственность

– Коллеги, чтобы наконец решить накопившиеся проблемы и обеспечить дальнейшее устойчивое и, что важно, инновационное развитие электросетевого комплекса России, многие инициативы нужно рассматривать совместно, ведь взаимозависимость процессов в нашей сфере велика, – призвал генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский.

По его мнению, один из наиболее серьезных вопросов сегодня связан с так называемым льготным технологическим присоединением к электрическим сетям. Дело в том, что за период с 2009 по 2016 г. затраты на реализацию «льготного» техприсоединения (до 150 кВт) по Группе компаний «Россети» составили 93 млрд руб. При этом в составе тарифа на услуги по передаче электроэнергии учтено 62,1 млрд руб. Выходит, объем некомпенсированных выпадающих доходов составил 30,9 млрд руб. В среднем по ГК «Россети» затраты на одно «льготное» присоединение категории заявителей до 15 кВт по итогам 2016 г. составляют 59 тыс. руб. при оплате за технологическое присоединение в размере 550 руб. С учетом отмены инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение с 1 октября 2017 г. при присоединении до 150 кВт ожидается резкое увеличение выпадающих доходов.

Павел Ливинский обратил внимание на то, что некоторые заявители льготной категории злоупотребляют предоставленным им правом, вследствие чего растут затраты энергетиков на проектирование и строительство электросетевых объектов, а также на эксплуатацию недозагруженных электросетей.

– Отсюда – рост тарифов для других потребителей, необоснованный рост прогноза на строительство генерирующих мощностей, которые также при эксплуатации с неполной загрузкой не обеспечивают экономической эффективности вложений. Все это приводит к искажению при планировании и прогнозировании развития экономики и территорий, – заявил глава «Россетей».

Он также уточнил, что по состоянию на 30 августа 2017 г. по дочерним и зависимым обществам компании действующих договоров на технологическое присоединение было 397 119 штук, из них просроченных – 227 870, в том числе по вине заявителя – 206 800 штук, то есть 52 % от общего количества действующих договоров на техприсоединение.

Хотя постановлением правительства № 999 от 5 октября 2016 г. введена ответственность заявителя за нарушение сроков выполнения мероприятий по техприсоединению, выраженная в возможности расторжения договора только в судебном порядке, при условии просрочки исполнения обязательств заявителем более одного года и наличии выполненных на 100 % мероприятий по строительству сетей со стороны сетевой организации. Так, для «льготной» категории заявителей размер неустойки за несвоевременное выполнение мероприятий по техприсоединению составляет 5 % от размера платы за присоединение за день просрочки, а для заявителей, не относящихся к «льготной» категории – 0,25 % от размера платы за техприсоединение за день просрочки. Однако такой размер ответственности зачастую не покрывает даже затрат на администрирование соответствующих штрафных санкций.

Павел Ливинский считает, что необходимо усилить ответственность заявителей за несвое­временное исполнение мероприятий по техприсоединению: ввести возможность одностороннего отказа (расторжения во внесудебном порядке) от исполнения договора на техприсоединение со стороны сетевой организации. Также, по его словам, сетевая компания должна иметь право приостанавливать исполнение мероприятий по техприсоединению и переносить его нормативные сроки при отсутствии готовности к присоединению объектов заявителя.

Заместитель директора департамента Министерства экономического развития РФ Андрей Габов согласился с обозначенной проблемой, заметив, что систематическая работа по повышению доступности технологического присоединения, благодаря которой Россия по данному показателю передвинулась с последнего места в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в первую десятку, увеличила спрос на данную услугу.

– По сравнению с 2009 годом, ежегодное количество заявок на техприсоединение выросло в два с половиной раза. Это, разу­меется, хорошо, но в то же время средняя загрузка мощностей у нас не превышает 30 %, поскольку потребитель не несет фактической ответственности за обоснованность подаваемой заявки на присоединение. Поддерживаю необходимость повышения ответственности потребителя, но считаю, что вместе с тем нужны механизмы стимулирования компаний к оптимизации использования сетевой мощности, поскольку недостаточная загрузка построенных сетевых мощностей сказывается на сетевой составляющей в цене электроэнергии для потребителей, – почеркнул представитель Минэкономразвития.



«Бесхоз» может оказаться иллюзией

Первый заместитель председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев вернулся к проблеме бесхозных сетей.

По информации ПАО «Россети», выявлено почти девять тысяч присоединений к территориальным сетевым организациям бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, от которых в свою очередь зачастую запитаны социально значимые объекты – школы, детские сады, больницы. Исторические причины утраты хозяев таких объектов разные: это и банкротство предприятий, и расформирование колхозов, и правовые коллизии в процессе избавления организаций от непрофильных активов с последующей передачей их на баланс муниципалитетов. При этом уровень потерь в бесхозяйных сетях достигает 60 %, хотя средний показатель по распределительному комплексу ГК «Россети» по итогам 2016 года составил 8,46 %. Кроме того, бесконтрольное функционирование объектов электросетевого хозяйства является потенциальной угрозой жизни и здоровью граждан, существенно снижает уровень надежности электроснабжения присоединенных к ним потребителей.

В ходе проведения мероприятий по инвентаризации бесхозяйных объектов выяснилось, что органы исполнительной власти в субъектах не проявляют особого интереса к решению этого вопроса и не видят необходимости вовлекать в хозяйственный оборот бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. Свое бездействие органы исполнительной власти субъектов и местного самоуправления аргументируют в том числе отсутствием запланированных расходов в бюджетах разных уровней на оформление таких объектов, постановку электросетевого имущества на государственный кадастровый учет и на учет в органах Росреестра в качестве бесхозяйного.

– Предложение «Россетей» относительно необходимости скорейшей выработки механизма взаимодействия с муниципалитетами, который бы позволил чуть ли не с завтрашнего дня заключать с ними договоры о передаче бесхозяйных объектов во временное владение не лишено смысла, но есть и обратная сторона, – говорит Валерий Селезнев. – Возможно, подобные объекты действительно надо вовлекать в хозяйственный оборот и электросетевую передачу, однако мы все прекрасно понимаем, что это приведет к росту тарифа, поскольку этот объем объектов нужно будет дополнительно включать в обслуживание. На мой взгляд, для начала нужно разобраться с тем, что такое «бесхоз». Это может быть иллюзия: на сегодняшний день масса объектов находится в состоянии передачи конечному потребителю, но собственник не определен по различным причинам. В результате может получиться так, что отсутствующий сейчас собственник появится в тот момент, когда «Россети» начнут забирать бесхозяйные объекты. В связи с этим я предлагаю законодательно закрепить принадлежность этих сетей на год, чтобы за этот период установить, как и кем они используются и нет ли двойного использования. Таким образом, нам удастся избежать многочисленных случаев мошенничества.



Внимание на недоработки

Павел Завальный также упомянул об инвестиционной политике в электросетевом комплексе. По его мнению, одним из факторов, усложняющих функционирование этой сферы, является низкое качество инвестиционного планирования в последние годы. Не всегда оправданный уровень сетевого строительства привел к формированию избыточных сетевых мощностей.

Федеральная антимонопольная служба полагает, что существенной недоработкой при реформировании электросетевого комплекса на начальных этапах было отсутствие сдерживающих механизмов по наполнению инвестиционных программ, в связи с чем по отдельным сетевым компаниям объемы инвестпрограмм оказались завышенными. В результате потребители несут на себе избыточное бремя расходов на оплату электроэнергии.

Участники круглого стола считают, что среди критериев включения объектов в инвестиционную программу сетевой организации должен быть критерий окупаемости этих объектов. Если они не окупятся в течение даже длительного периода времени, по ним нужно принимать решение на более высоком уровне. Вероятно, не помешало бы в целях повышения эффективности расходования средств и снижения тарифов в долгосрочной перспективе усилить контроль обоснованности включения мероприятий в инвестпрограммы также в отношении выполнения нормативных требований по обеспечению надежности и качества поставок электроэнергии потребителям, предоставления ясной и понятной для потребителя информации по результатам обоснований.

В числе обозначенных векторов развития электросетевого комплекса акцент был сделан на необходимости совершенствовании систем учета. Эксперты подчеркнули: текущее состояние учета электроэнергии в России, несмотря на высокую оснащенность потребителей приборами учета электроэнергии (более 97 %), не позволяет достоверно определять объемы взаимных обязательств между участниками рынков электроэнергии, в итоге между ними возникают многомиллиардные разногласия. К тому же, приборы учета принадлежат десяткам миллионов собственников, которые используют более 300 видов счетчиков различных поколений и производителей и лишь 9 % из них отвечают современным требованиям к интеллектуальному учету электроэнергии.

Отсутствие нормативного закрепления за какой‑либо инфраструктурной организацией ответственности за функционирование коммерческого учета электроэнергии, а также обязательных для исполнения регламентов взаимодействия и информационного обмена между участниками рынка электроэнергии приводит к множеству разногласий и конфликтов, которые решаются только в судебном порядке.

Электрические сети, Электроэнергетика,

Пришло время навести порядокКод PHP" data-description="Профессиональное сообщество обозначило проблемы, препятствующие эффективному функционированию электросетевого комплекса.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/330/2033354.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/bf2/bf2af1e872725e68bc6ff885768278b5.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.