16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/328/8548907.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (328) октябрь 2017 года

Дьявол прячется в деталях

Россия обладает огромным потенциалом для внедрения решений в области энергоэффективности, но не использует его в полной мере.

Очень часто с разных трибун звучит упоминание о том, что к 2020 г. Россия должна снизить энергоемкость ВВП на 40 %. Этот же показатель заложен в Энергетической стратегии России на период до 2030 г.

Однако данная цель вряд ли будет достигнута – по оценкам аналитиков, в лучшем случае энергоемкость ВВП удастся снизить на 17‑18 %. При этом для поддержания глобальной конкурентоспособности отечественной экономики необходимо его двукратное снижение. На прошедших 16 октября в Государственной Думе парламентских слушаниях глава Комитета по энергетике Павел Завальный заявил: сложившаяся ситуация говорит о том, что мы стали ставить недостаточно амбициозные цели, и даже по их достижению существенно недорабатываем. Причем наиболее эффективно идет работа как раз по нормативному обеспечению энергосбережения – необходимые документы, программы и прочие нормативно-правовые акты разрабатываются и принимаются, а вот в части реализации заложенных в них задач и работы конкретных механизмов, в том числе технического регулирования, есть пробелы.



Нужна штрафная мотивация

Павел Завальный подчеркнул, что вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности входят в повестку правительств крупнейших стран мира, корпораций и наднациональных институтов. Кстати, в соответствии с данными Международного энергетического агентства в странах Организации экономического сотрудничества и развития на 2014‑2035 гг. в повышение энергоэффективности будет вложено больше средств, чем в нефтяную, газовую и угольную промышленность.

Парламентарий убежден, что Россия обладает огромным потенциалом для внедрения решений в области энергоэффективности: сегодня энергоемкость российской экономики в полтора раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. Самой энергоемкой отраслью экономики России является ТЭК.

Между тем, имеющаяся нормативная база, направленная на обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, нуждается в совершенствовании. Работа в этой области ведется, на рассмотрении в Комитете несколько законопроектов по данной тематике.

Однако нерешенные проблемы остаются.

Павел Завальный– Энергостратегия России до 2035 года разрабатывается в условиях отсутствия основных программных документов, предусмотренных № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Наш Комитет считает, что информационной базой и основой для решения ключевых задач стратегического планирования является текущий и перспективный топливно-энергетический баланс, отражающий рациональную структуру производства и потребления энергии с учетом структуры экономики и регионального аспекта, текущего и перспективного спроса на энергоресурсы на внутреннем и внешнем рынках, в связи с чем представляется целесообразным, что топливно-энергетический баланс должен быть установочным документом, – говорит депутат. – Для разработки взаимосогласованных прогнозных топливно-энергетических балансов страны, регионов и отраслей экономики требуется единая социально-экономическая основа, то есть прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики. В этой связи существует острая необходимость дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы с целью регламентации сроков, порядка и процедур разработки топливно-энергетического баланса как на федеральном, отраслевом, так и на региональном уровне.

Господин Завальный заявил, что с учетом низких цен на энергоресурсы, не стимулирующих экономию, энергосбережению нужна штрафная мотивация. Возможным решением данного вопроса может стать введение системы штрафов за неэффективное использование энергоресурсов, как это было сделано в результате внедрения программы увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа.

– Более того, сегодня существует проблема значительного сокращения и полного отсутствия финансирования из федерального бюджета проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это связано с принятием мер по стабилизации федерального бюджета в связи с введением санкций, – посетовал парламентарий.

Статс-секретарь – заместитель министра энергетики России Юрий Сентюрин согласился:

Юрий Сентюрин– Энергоэффективность и энергосбережение – несомненно, важные условия развития российской экономики, а цель снижения энергоемкости ВВП на 40 % от уровня 2007 года вполне соответствует мировым трендам. Причем 26,5 % предполагалось снизить за счет мер структурного характера в экономике, это зона ответственности Минэкономразвития РФ; 13,5 % – за счет технологической модернизации по мероприятиям госпрограмм, это непосредственно зона ответственности Минэнерго.

Однако в связи с изменением макроэкономических условий упомянутый показатель (13,5 %) был скорректирован правительством РФ до 9,54 %, – отметил он, подчеркнув, что, по мнению ведомства, необходимая нормативно-правовая база в области энергоэффективности в основном создана, она соответствует мировой практике. – О том, что такая база достаточно эффективно работает, свидетельствует рейтинг государственного регулирования в области энергоэффективности Всемирного банка. В соответствии с этим рейтингом Россия с показателем 70 баллов из 100 возможных занимает 17-е место и входит в так называемую «зеленую зону», то есть в число лидеров.

Одним из ключевых направлений реализации политики в сфере энергосбережения, заметил господин Сентюрин, является формирование многоуровневой структуры государственного управления энергосбережением с отраслевой зоной ответственности и внедрение системы объективных ключевых показателей энергоэффективности в план развития во всех отраслях экономики. Соответствующее решение принято на заседании президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию 22 ноября 2013 г.

– Минэнерго совместно с Росстатом разработало систему объективных ключевых показателей энергоэффективности, которые, по нашему мнению, позволяют формировать планы развития отраслей с учетом требования снижения энергоемкости. В госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» включено семь таких отраслевых показателей энергоэффективности. В настоящее время в 5 из 13 отраслевых государственных программ такие показатели также включены. Всего 63 % государственных программ субъектов РФ включают в себя показатели энергоэффективности. Кроме того, 23 региона утвердили план-графики повышения энергоэффективности на период до 2025 года, – сообщил Сентюрин.



Вклад госнадзора недалек от нуля

Надо сказать, другие участники парламентских слушаний, как, например, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Александр Рыбас, были настроены не столь оптимистично.

Александр Рыбас– Один из видов надзора, отнесенный к нашей компетенции, – это государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об энерго­сбережении и повышении энергоэффективности. Эту функцию мы осуществляем совместно с ФАС и Роспотребнадзором. Хотя выработка государственной политики в этой сфере к нашим полномочиям не относится, в результате правоприменительной практики мы видим необходимость концептуального пересмотра подходов к методам государственного регулирования в сфере энергоснабжения, – комментирует спикер. – Дело в том, что при осуществлении мероприятий по контролю и надзору органами Ростехнадзора фактически осуществляется проверка трех формальных требований: о принятии программ энерго­сбережения – проверяется просто факт наличия такой программы; о проведении энергетического обследования – проверяется факт наличия энергетического паспорта; и наличие приборов учета. То есть мы не можем проверять, что написано в этих программах энергосбережения. К нашим полномочиям также отнесен контроль соблюдения требований энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Однако с момента наделения Ростехнадзора полномочиями по контролю и надзору в сфере энергосбережения, а это произошло еще в 2010 году, до настоящего времени такие требования Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а до этого Министерством регионального развития РФ так и не установлены.

Господин Рыбас заверил: Ростехнадзор добросовестно выполняет возложенные на него функции, проводя тысячи проверок в год с применением инструментария Кодекса об административных правонарушениях, но ввиду отсутствия необходимой нормативной базы ведомство вправе только формально проверять наличие этих документов. Таким образом, откровенно говоря, вклад государственного надзора в снижение энергоемкости национальной экономики не далек от нуля. Как результат – невозможность сформулировать целевые показатели этого надзора.

Другой важный аспект:

– Одной из основных целей законодательного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является повышение конкурентоспособности экономики России, но № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» не содержит положений об обеспечении энергоэффективности производственных процессов. Ко всему прочему эта сфера не является предметом технического регулирования, поскольку технические регламенты «завязаны» только на выпускаемую в обращение продукцию, – уточнил Александр Рыбас. – При этом, по имеющимся у нас экспертным оценкам, доля затрат на энергию в себестоимости одной единицы промышленной продукции, а мы знаем, что эффективность – это результативность затрат в единицу времени, в США составляет 18 %, в Китае 19 %, а в России – все 40 %. Очевидно, в этом виноват не только наш суровый климат, но и применяемые технологии. В последнее время мы концентрируем внимание на энергоэффективности зданий, сооружений, освещения, а производство, транспорт и логистика остаются в стороне.

В связи с этим, считает спикер, встает вопрос о необходимости соответствующего нормирования и контроля со стороны государства.

– Мы понимаем, это сложная тема, и простых рецептов, которые бы позволили моментально разобраться в ней, нет, но в этом направлении все равно необходимо двигаться. И мы будем двигаться. Под этим «мы» подразумеваю не только Ростехнадзор, а в целом всю страну. Ростехнадзор в свою очередь готов принять участие в обсуждении любых инициатив в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, – заверил представитель ведомства.



На словах проще, чем на деле

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский обратил внимание на то, что в последнее время мы настолько увлеклись пропагандой энергосбережения, что перегрузили потребителя, простого гражданина, избыточными функциями.

Валерий Рязанский– На личном приеме в Курской области ко мне с жалобой пришел гражданин. Он рассказал, что искренне поверил в посыл государства о необходимости экономии энергоресурсов и, мало того, что сам приобрел двухставочный счетчик, позволяющий контролировать потребление электроэнергии в зависимости от времени суток, так еще и убедил в правильности такого решения весь подъезд, а потом целый дом. Кроме того, люди купили достаточно дорогие энергосберегающие лампы. И вот он пришел ко мне с анализом экономии за шесть лет. Оказалось, за это время затраты на счетчики и новые лампочки не окупились, в том числе в силу несовершенства параметров ночных и дневных тарифов, а у граждан упала мотивация к экономии энергоресурсов. Мы долго обсуждали этот вопрос, и я пришел к выводу, что нам необходимо разгрузить потребителей, переложив бремя проблем на профильные организации, – говорит спикер. – Да, приобретение прибора учета – обязанность гражданина, но откуда ему узнать, что прибор сертифицирован, как не ошибиться с классом точности? А вопросы поверки – вы знаете, как выглядит процедура поверки или замены газового счетчика в условиях сельской местности? Это целая эпопея: нужно вызвать мастера, снять счетчик, поставить байпас, отвезти счетчик на поверку, привезти обратно, пригласить мастеров заново его поставить, снять байпас.. При этом еще нужно обеспечить заключение договора на техобслуживание – словом, дело хлопотное и затратное. Или пример из близлежащего Подмосковья: чтобы зарегистрировать в снабжающей организации счетчик холодной воды, простой гражданин должен принести с собой целый пакет документов. Поверьте, для пожилых людей это непростая процедура. Дьявол прячется в деталях, и в погоне за большими показателями, грандиозными проектами мы забываем, что более 30 % россиян живет в маленьких городах, поселках, где нет возможности оперативно решить вопрос по интернету.

В связи с этим группа сенаторов выступила с инициативой по переносу ответственности за организацию учета энергоресурсов и установку счетчиков с потребителя на поставщика.

– Надеемся, это позволит навести порядок в данной сфере, повысит уровень энергосбережения и дисциплины платежей за энергоресурсы, – подчеркнул Валерий Рязанский.

Павел Завальный заверил, что профильный Комитет в целом поддерживает такой подход, но на словах все проще, чем на деле, – рассмотрение конкретного законопроекта потребует его детальной проработки с соответствующими органами исполнительной власти, увязки с действующей системой организации учета, а на это нужно время.

Энергоэффективность, Энергосбережение,

Дьявол прячется в деталяхКод PHP" data-description="Россия обладает огромным потенциалом для внедрения решений в области энергоэффективности, но не использует его в полной мере.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/328/8548907.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.