16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/305/9898479.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (305) ноябрь 2016 года

Время быстроокупаемых проектов в энергосбережении прошло

Алла Попова, заместитель директора по разработке и мониторингу программ энергоэффективности АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики»

Амбициозные планы повышения энергоэффективности, принятые в конце минувшего десятилетия, столкнулись с серьезными препятствиями.

К этим препятствиям прежде всего можно отнести дефицит работающих стимулов, трудности привлечения инвестора, отсутствие комплексного подхода к вопросам энергосбережения. Время быстроокупаемых проектов прошло – все дальнейшие решения должны быть направлены в сторону стимулирования долгосрочного инвестирования. Так считает Алла Попова, заместитель директора по разработке и мониторингу программ энергоэффективности АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики».

– Алла Геннадьевна, несмотря на то что повышение энергоемкости отечественной экономики стало одной из важнейших государственных задач, большинство экспертов считают: реальные успехи здесь совсем невелики. Связано ли это с завышенностью планов или же с изъянами амбициозной стратегии?

– Действительно, практика реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике» указывает на высокую вероятность невыполнения госпрограммы, принятой совсем в других макроэкономических условиях и предусматривающей сорокапроцентное снижение энергоемкости ВВП к 2020 году. На сегодня запланированное в госпрограмме снижение объемов потребляемых энергоресурсов составляет 1,76 миллиона тонн условного топлива, или 27 процентов к 2020 году относительно уровня 2015 года. На наш взгляд, эта цифра практически недостижима при существующих темпах развития экономики региона на фоне общей неблагоприятной экономической ситуации в России. Тем не менее в республике продолжает вестись планомерная работа по повышению энергоэффективности.

Значительная часть потенциала энергосбережения приходится на коммунальную энергетику, где в большинстве своем продолжается, как и в постперестроечный период, «латание дыр», а не модернизация и техническое перевооружение отрасли. В числовом выражении потенциал в коммунальной энергетике на сегодняшний день определить сложно ввиду недостаточного уровня оснащенности приборным учетом производимых и потребляемых энергоресурсов и, как следствие, некорректности составления топливно-энергетических балансов систем энергоснабжения. Основными причинами нерационального расходования энергоресурсов в этой сфере являются физический и моральный износ основных фондов, низкий уровень загрузки установленных мощностей, неудовлетворительное качество теплоносителя.

Стоит отметить также значительную протяженность инженерных сетей в сочетании с малой подключенной нагрузкой (данная ситуация характерна преимущественно для систем теплоснабжения небольших населенных пунктов, когда строительство источников теплоснабжения и тепловых сетей рассчитывалось на перспективу с учетом роста подключенной нагрузки). Свою лепту вносят низкий уровень автоматизации регулирования режимов работы систем тепло- и водоснабжения, а также отсутствие по большинству муниципальных образований качественно разработанных схем перспективного энергоснабжения ввиду практически полного отсутствия бюджетных средств, направляемых на разработку этих схем.

Высоким потенциалом энергосбережения также характеризуется и бюджетная сфера. По оценочным данным за 2015 год, потенциал энергосбережения в бюджетозависимых организациях оценивается в 37 тысяч тонн условного топлива (14,8 процента от объемов потребления 2015 года), что в стоимостном выражении составляет 395 миллионов рублей. Основными причинами высокого потенциала энергосбережения в этих учреждениях являются:

• низкие теплотехнические характеристики зданий;
• использование электрооборудования низкого класса энергетической эффективности;
• недостаточный уровень оснащения приборным учетом потребляемых энергоресурсов;
• низкий уровень автоматизации регулирования режимов работы систем тепло- и водоснабжения;
• недостаточный объем бюджетного финансирования на реализацию энергоэффективных мероприятий;
• дефицит бюджетных средств в сочетании с нежеланием большинства руководителей бюджетных организаций реализовывать энергоэффективные мероприятия по схеме энергосервиса.

Практически не использованным на сегодняшний день остается потенциал энерго­сбережения в жилищном фонде. Основными факторами, сдерживающими развитие в этой сфере энергосбережения в целом и энергосервиса, являются, в частности:

• низкая активность населения;
• отсутствие приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов по энергосервисному договору (в случае применения данного механизма финансирования);
• недостаток достоверной информации о жилищном фонде;
• сложность процедуры утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании собственников;
• необходимость взаимосвязи интересов множества участников отношений в сфере энергосервиса (собственников, управляющих компаний, банков, энергосервисных компаний).

В отношении предприятий различных отраслей экономики потенциал энергосбережения трудно оценить ввиду индивидуальности технологических процессов каждого предприятия и отсутствия на сегодняшний день базы данных по результатам энергетических обследований предприятий, в ходе которых определяется и потенциал энергосбережения.

И все‑таки, анализируя динамику основного показателя, характеризующего уровень энергоэффективности региональной экономики, можно констатировать, что определенные положительные результаты реализации политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности уже достигнуты: энергоемкость валового регионального продукта Удмуртской Республики к 2016 году сократилась относительно 2007 года на 13,7 процента. При этом стоит понимать, что численное сокращение показателя является совокупным результатом как структурных сдвигов в экономике региона и изменения состава производств, так и реализации энергоэффективных мероприятий.

– Какие результаты показали основные для экономики республики отрасли, включая как промышленность, так и особо энергоемкий бюджетный сектор?

– Максимальное снижение энергоемкости относительно 2007 года наблюдается на промышленных предприятиях (39,9 процента) и предприятиях агропромышленного комплекса (43,2 процента). Предприятия нефтяной индустрии, имеющие немалую долю в структуре ВРП, напротив, характеризуются ростом энергоемкости (+ 32 процента относительно показателей 2007 года) и вносят тем самым отрицательную лепту в динамику энергоемкости региональной экономики.

Заметные результаты достигнуты и в бюджетной сфере. Основной показатель, характеризующий эффективность энергопотребления – удельный расход условного топлива – имеет тенденцию к снижению: по муниципальным бюджетным учреждениям он сократился на 21,1 процента, по бюджетным учреждениям республиканского уровня – на 10,7 процента относительно 2009 года. Достигнутый при этом относительный экономический эффект оценивается в 561 миллион рублей (в ценах 2015 года). Столь значительное снижение удельного расхода энергоресурсов достигнуто в большей степени за счет массовой реализации мероприятий по установке приборов учета потребляемых энергоресурсов.

– Какие меры для этого необходимы?

– Для выхода региональной экономики на запланированные цифры снижения энергоемкости ВРП необходимо активизировать государственную политику, создать стимулы к модернизации производственных мощностей и формированию бережливой модели энергопотребления. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения.

Нужно понимать, что в настоящее время в регионе практически закончился период реализации быстроокупаемых проектов и все дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования. Это требует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Ключевыми задачами на ближайшую перспективу, как нам кажется, должны быть:

• инвестирование в проекты только в соответствии с разработанными перспективными схемами энергоснабжения;
• реализация комплексных проектов со сроком окупаемости более 5 лет с использованием различных комбинаций источников финансирования (энергосервис, бюджет, концессия, Фонд содействия реформированию ЖКХ, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и прочие);
• развитие государственно-частного партнерства;
• субсидирование за счет регионального бюджета процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, направленным на реализацию энергоэффективных проектов;
• компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям за счет бюджета региона;
• разработка и реализация программы снижения энергоемкости нефтедобывающей отрасли региона.

– Можете ли вы привести примеры успешного решения энергетических проблем республики, осуществленные даже в стесненных условиях?

– Повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике возможно только путем внедрения энергосберегающих технологий.

Практически все энергосберегающие технологии являются открытыми; они понятны, давно изучены и тиражируемы. Но внедрение данных технологий требует привлечения инвестиций. С учетом ограниченности бюджетных ресурсов и ресурсов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время именно энергосервисный контракт является одним из основных механизмов получения дополнительного финансирования.

В Удмуртии существует несколько энергосервисных компаний, включая удмуртский филиал ООО «ЕЭС. Гарант», реализовавший на сегодня 18 контрактов на сумму 207 миллионов рублей, АНО «Агентство по энергосбережению УР» (54 контракта общей стоимостью в 223 миллиона рублей, срок проектов – до семи лет.

В 2015 году Агентством совместно с ООО «ЭлПромЭнерго-Центр» и МУП «Горэлектросеть города Сарапула» реализован энергосервисный контракт по модернизации уличного освещения Сарапула. Установка 446 светодиодных светильников на центральных улицах Сарапула позволила снизить расходы на освещение на 184 тысячи рублей, годовая экономия электроэнергии составила 43,75 тысячи кВт-ч. Срок действия контракта – шесть лет.

В марте 2016 года Агентством по энергосбережению Удмуртии был реализован энергосервисный контракт в Селтинской центральной больнице. В рамках контракта была установлена транспортабельная газовая котельная для нужд горячего водоснабжения. В здании старой электрокотельной установлены емкостные водонагреватели, электрокотлы выведены в аварийный резерв. В результате затраты на оплату энергоресурсов у больницы снизились в десять раз.

Энергосбережение, Энергоэффективность,

Время быстроокупаемых проектов в энергосбережении прошлоКод PHP" data-description="Амбициозные планы повышения энергоэффективности, принятые в конце минувшего десятилетия, столкнулись с серьезными препятствиями.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/305/9898479.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/504/5048a2d55b3c0bde398b50f8aee4dfac.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.