16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/301/3678564.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (301) сентябрь 2016 года

Кризисные условия – шанс для развития

Тема номера Беседовал Антон КАНАРЕЙКИН 6097

С чем встречают День машиностроителя российские компании энергетики и электротехники?

О стратегии своих предприятий в непростой экономической ситуации рассказывают представители отрасли.

– Какова сегодня стратегия развития вашего производства с учетом интересов нынешних и потенциальных потребителей, приоритетов российской энергетики?

Денис Тасаков, член правления управляющей организации АО «Южно­уральский арматурно-изоляторный завод»: Стратегия развития нашего предприятия связана с расширением экспорта. С учетом интересов нынешних и потенциальных потребителей, в серийное производство мы запустили целый ряд совершенно новых стеклянных изоляторов. Были освоены и сейчас проходят типовые испытания изоляторы для линий электропередачи постоянного тока сверхвысоких напряжений. Такие линии активно строятся в Латинской Америке, Индии, Китае и США. Также мы производим стеклянные изоляторы с гидрофобным покрытием горячего отверждения для применения в сложных климатических районах и в местах с агрессивной средой.

Сергей Хильченко, технический директор ПАО «Звезда»: Петербургское ПАО «Звезда» уже более пятидесяти лет обеспечивает энергетическими установками объекты добывающих отраслей, ЖКХ и промышленности. Системы бесперебойного электроснабжения «Звезды» широко используются на различных стратегических объектах, включая комплексы РВСН. Электростанции ПАО «Звезда» были установлены в рабочих поселках проекта «Сахалин-II», в девяти больницах Санкт-Петербурга, государственном комплексе «Дворец Конгрессов» в Стрельне, на объектах нефтегазовых компаний и Министерства обороны, на российской антарктической станции «Прогресс».

Отвечая запросам времени, предприятие активно участвует в процессе импортозамещения, предлагая потребителям продукцию, основанную на двигателях собственного производства.

На базе двигателя М656 (12ЧН18 / 20) с улучшенными эксплуатационными характеристиками разработана комплектная автономная дизельная электростанция с микропроцессорным блоком управления, предназначенная для использования в качестве резервного или аварийного источника электропитания (500 кВт, 400 В, 50 Гц).

Кроме того, предприятием разработано принципиально новое семейство двигателей М150 12ЧН15 / 17,5, предназначенное в том числе для создания ДГУ постоянного электроснабжения мощностью 630, 800 кВт и 1000 кВт. В настоящее время проводятся испытания опытных образцов. Двигатели М150 спроектированы с учетом использования ГСМ оте­чественного производства. По результатам доводочных испытаний двигателя для ДГУ мощностью 1000 кВт получен удельный расход топлива (на номинальной мощности) 197,1 г / кВт-ч при соответствии экологическим нормативам ГОСТ 31967 и ГОСТ 24028 и 191,8 – при ГОСТ Р51249 и ГОСТ Р 51250. Удельный расход масла на угар не превышает 0,2 г / кВт-ч.

Алексей Кабаев, руководитель направления «Тепловая энергетика» ООО «Кельвион Машимпэкс»: Компания «Кельвион Машимпэкс» продолжает развитие на российском рынке, мы принимаем участие в различных проектах, в том числе в рамках различных инвестпрограмм. Стратегия развития компании нацелена на эффективные инжиниринг и максимальную локализацию производства. Мы не только локализуемся сами, но и помогаем осуществлять проекты импортозамещения нашим партнерам. Наше производство в России позволяет обеспечить современным технологичным оборудованием большое количество текущих проектов. В настоящее время компания «Кельвион Машимпэкс» локализовала производство современных пластинчатых теплообменников и аппаратов воздушного охлаждения с инновационным оребрением Groovy, которое обеспечивает снижение потребление электроэнергии за счет большей эффективности и сокращения площади застройки. Сейчас в активной фазе находится проект организации производства в России аппаратов воздушного охлаждения небольшой мощности для малой генерации. И в случае роста числа проектов мы готовы к увеличению производственных мощностей и расширению перечня оборудования, выпускаемого в России.

Из значимых проектов можно назвать поставку аппаратов воздушного охлаждения для нефтегазового сектора, которые были разработаны, спроектированы и произведены в России. В данных аппаратах была применена инновационная технология оребрения труб Groovy, которая позволила создать аппараты с меньшей металлоемкостью, меньшей площадью застройки, применить двигатели меньшей мощности. Все приведенные факторы существенно понижают суммарную стоимость владения оборудованием при бóльшем сроке его службы. И это то, на что мы хотим обратить внимание – мы продвигаем новые эффективные технологии, которые обеспечивают экономию капитальных затрат в долгосрочной перспективе, а не дают сиюминутный эффект мнимой экономии.

Игорь Котов, генеральный директор АО «АЭМ-технологии»: На сегодня компания «АЭМ-технологии» является ведущим российским производителем ключевого оборудования ядерной паропроизводящей установки, в том числе реактора с внутрикорпусными устройствами и парогенераторов в сборе. Наша основная стратегия – сохранить эти лидерские позиции, а также проводить активную экспансию на смежные рынки, такие, как рынок оборудование для газнефтехимии. В контрактном портфеле компании поставка оборудования для Белорусской АЭС, АЭС «Куданкулам» (Индия), Балаковской АЭС, мы участвуем в ряде проектов по модернизации крупных российских нефтеперерабатывающих предприятий. В ближайшей перспективе запуск производства оборудования для Курской атомной станции, начало изготовления оборудования для финской АЭС «Ханхикиви».

Все эти проекты, в реализации которых мы обязательно планируем участвовать, позволяют нам прогнозировать стабильное развитие нашей компании и даже реализовывать инвестиционные проекты. Так, в большой степени готовности организация производства различных видов трубопроводной арматуры для атомных электростанций, а также для нефтяных и газовых компаний. Не так давно мы сертифицировали полную линейку клиновых задвижек высокого давления для трубопроводов, применяемых на атомных станциях. Это производство в основном будет локализовано в Петрозаводском филиале компании. Активно ведем работы по сертификации и лицензированию трубопроводной арматуры для магистральных газо- и нефтепроводов с российскими газовиками и нефтяниками. Производством этого оборудования будет заниматься Волгодонский филиал АЭМ-технологии. Еще один важный для нас проект, который находится в стадии проработки – локализация узлов и компонентов для ветрогенерирующих установок. Любой экономический кризис всегда открывает новые окна возможностей. Я считаю, что нашей компании этими окнами пока удается удачно пользоваться.

Анастасия Денисова, АО «ОДК»: АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») активно развивает производство наземных газотурбинных двигателей в мощностном диапазоне от 2,5 до 25 МВт, а также газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных энергетических установок на их основе. Базовыми заказчиками «наземной» продукции АО «ОДК» являются компании российского топливно-энергетического комплекса, прежде всего ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.

Промышленные газотурбинные двигатели АО «ОДК» по основным показателям соответствуют мировым аналогам, но дешевле зарубежных по стоимости.

Корпорация активно заявила о себе на рынке поставщиков современного газотурбинного оборудования для крупных энергетических проектов. В рамках реализации политики импортозамещения, для повышения устойчивости энергоснабжения Крыма АО «ОДК» готово произвести и поставить для запланированной к сооружению электростанции мощностью 450 МВт в районе Тамани отечественное газотурбинное оборудование.

Корпорация постоянно работает над повышением надежности и качества производимой продукции, поиском новых современных форм работы с заказчиками, связанных с продлением межремонтного и назначенного ресурса двигателя на основе оценки его реального технического состояния, с внедрением продажи «жизненного цикла» изделия. Например, такой заказчик, как ПАО «ЛУКОЙЛ», платит только за нормо-час работающего оборудования. В целях полного соответствия заявленных характеристик двигателей АО «ОДК» зарубежным аналогам (Siemens, GE) и для широкомасштабного выхода на зарубежные рынки корпорация при поддержке Минпромторга России реализует комплексный проект по разработке и освоению производства малоэмиссионных камер сгорания. При поддержке госкорпорации «Ростех», Минпромторга России и Минэнерго России ОДК разрабатывает ряд новых образцов продукции в данном сегменте. В их числе – промышленный газотурбинный двигатель 32‑40 МВт для повышения мощности компрессорных станций (разрабатывается по заказу и при поддержке ПАО «Газпром» для замены импортных аналогов); энергетический газотурбинный двигатель ГТД-110М мощностью от 110 до 120 МВт; силовой энергетический блок на базе двигателя НК-361 мощностью 8,3 МВт для газотурбовозов (по заказу ОАО «РЖД», ЗАО «Группа Синара»).

– На ваш взгляд, каковы наиболее актуальные инновации в сфере ИТ-технологий и автоматизации на рынке в целом и в вашей компании?

Денис Тасаков: Наше направление линейной арматуры в этом году совершило прорыв на внешние рынки. Мы уже сейчас способны поставлять почти в любую страну мира наши новые демпфирующие распорки для высоковольтных линий; зажимы, поддерживающие и натягивающие провода, а также принципиально новые гасители вибрации и «пляски» проводов. С помощью этих изделий можно обеспечить беспрецедентную надежность электрических сетей.

– Какова ситуация с импортозамещением в вашей отрасли, насколько остра конкуренция с зарубежными компаниями? Есть ли преимущества у отечественной продукции перед зарубежными аналогами?

Денис Тасаков: Если говорить об импортозамещении, то для этих целей на ЮАИЗ мы восстановили отливку комплектующих для стеклянных изоляторов. Это позволило сократить закупку таких изделий из‑за рубежа. Плавка чугуна теперь ведется вместо вагранок на индукционной печи, которая раньше работала только на линейную арматуру.

Алексей Кабаев: В последнее время процесс импортозамещения принял крайние формы – озвучивается, что преференции отдаются чисто российским компаниям. Однако правильно ли это? Мы компания с иностранным капиталом, и мы инвестируем средства в производство в России. У нас есть мощный собственник, технологический и технический лидер на мировом рынке, и мы уверены, что приносим на рынок новые технологические решения и стараемся по максимуму локализовать эти технологии в России, как в части инжиниринга, так и производства. Мы – юридическое лицо на территории Российской Федерации, мы платим все налоги в бюджет, у нас работают только российские граждане, мы закупаем отечественные комплектующие.

Зарубежные коллеги активно нас поддерживают в создании полномасштабного производства. Они готовы к диалогу и вложению средств в российские проекты. Надо понимать, что инвесторы будут сотрудничать с нами, если будет устойчивый спрос на выпущенную общими усилиями продукцию. Стоит понимать, что импортозамещение – это не просто бездумное копирование оборудования зарубежного производства, а создание нового, улучшенного его варианта с дальнейшей перспективой экспорта.

Касательно конкуренции отечественной и импортной продукции. Безусловно, отечественные и импортные разработки в области энергоснабжения решают поставленные перед ними задачи. Однако на сегодняшний день технологический потенциал отечественных решений еще не достиг уровня зарубежных аналогов, хотя работы в этом направлении активно ведутся. Импортные технологии, представленные на рынке, обеспечивают более эффективные решения, и суммарная стоимость владения оборудованием на его срок службы существенно ниже отечественных аналогов. Надо сказать, что многие компании в настоящее время ведут проекты локализации таких иностранных технологий в России, стараясь максимально увеличить процент российского контента в конечном продукте. На сегодняшний день именно таким путем достигается оптимальное соотношение цены и качества.

Артем Глотов, генеральный директор АО «Мобильные ГТЭС»: – Наша компания эксплуатирует мобильные газотурбинные электрические станции производства Pratt&Whitney Power Systems, которые находятся в Крыму, Краснодарском крае, Тыве и Калининградской области. Так как работать приходится в условиях непростых внешнеэкономических реалий, в последние годы мы столкнулись со значительным повышением цен на запасные части и проведение ремонтов, и сегодня нашим приоритетом является снижение зависимости от иностранных поставщиков.

Уже сделаны первые шаги. На российских предприятиях размещены заказы на разработку, производство отдельных деталей (свечей, блоков, кабелей систем зажигания) и узлов (модулей учета и фильтрации).

Также мы ремонтируем детали и узлы вспомогательных систем ГТЭС (систем гидравлического стартера, электродвигателей, электромагнитных клапанов и т. д.) с использованием производственных баз отечественных компаний.

Налажены поставки воздушных фильтров грубой и тонкой очистки циклового воздуха ГТЭС от российских предприятий. Для разработки и освоения производства отечественных аналогов топливных и жидкостных фильтров образцы передаются компаниям ЕМВ «Трейд Фильтр» и «Роспромфильтр».

У нас большие планы на будущее. Мы хотим участвовать в разработке отечественной мобильной ГТЭС и активно взаимодействуем с национальными производителями газотурбинных электростанций.

С целью разработки аналогов мобильных и блочно-модульных установок и освоения заводского ремонта газотурбинных двигателей налажен обмен информацией с компаниями «ОДК-Газовые Турбины», «Авиадвигатель», «Казанское моторостроительное производственное объединение». Мы готовы поделиться имеющимся у нас уникальным опытом эксплуатации мобильных станций и всегда готовы к сотрудничеству.

– Какие качества, компетенции помогают российским компаниям работать в условиях кризиса? Справляются ли они с этой задачей самостоятельно, поодиночке и в рамках профессиональных сообществ или же им нужна помощь сверху, какие‑то защитные и протекционистские меры, поддержка законодательного, нормативного характера со стороны государства?

Денис Тасаков: В целом можно сказать, что мы используем кризисную ситуацию как время для развития. ЮАИЗ выпускает продукцию традиционно стабильно высокого качества, с конкурентоспособной на мировом рынке ценой. Но для дальнейшей экспансии на экспорт нам необходима поддержка правительства РФ.

Алексей Кабаев: Российские компании идут по пути импортозамещения несколькими путями. Одни пытаются просто копировать зарубежные аналоги, однако, как правило, это не заканчивается успехом. Итоговый продукт получается дорогим и некачественным. Другие покупают или привлекают иностранные ноу-хау и осваивают производство инновационного современного оборудования в России. Это путь в настоящее время наиболее перспективен ввиду меньших временных затрат и капиталоемкости. К тому же иностранные инвесторы также могут принимать участие в подобных проектах, осуществляя финансовую поддержку отечественного производства. Существует еще один путь – разработка инновационных технологий с нуля. Безусловно, данные работы должны вестись, но надо понимать, что они требуют времени и существенных инвестиций. В данном случае поддержка государства и частных компаний просто необходима, если мы хотим развивать отечественную промышленность и науку.

У нас очень много говорят о локализации и импортозамещении на высоком уровне. Однако, на наш взгляд, крупные и ключевые государственные компании не должны заниматься вопросами импортозамещения. Они должны создавать спрос для того, чтобы машиностроительный сектор, средний и малый бизнес под этот спрос развивали свои производства. При этом должны быть среднесрочные гарантированные планы, под которые можно было бы открывать новые и модернизировать существующие производственные мощности. Они должны участвовать в новых разработках – доводить до участников рынка свои потребности и вкладывать средства в улучшение своих технологий. Именно таким путем пошли в Китае, где был создан настолько высокий внутренний спрос, что большинство зарубежных производителей организовали в стране полноценные производства, построенные с нуля, но по обеспечению и технологиям превосходящие свои оригиналы в Европе. Создание внутреннего спроса – основной двигатель импортозамещения и локализации. Только в этом случае процесс будет эффективным и быстрым.



МНЕНИЕ

В. Яковлев, акционер АО «Кубаньжелдормаш»:

– Всегда, когда промышленники рассказывают о своих проблемах, с которыми сталкиваются, они получают два типа ответа от людей. Первые говорят: «Только ныть и умеете», вторые: «Ну это же ваши заводы, ваши проблемы». И люди, в общем‑то, правы.

А что говорит и делает государство, в котором эти люди занимают важные посты? Оно пытается помочь, но не понимая сути вопроса, и вся помощь превращается в фарс и замыливание глаз. В связи с критическим отсутствием людей во властных структурах, которые разбираются и понимают, что и как происходит в промышленности, мы получаем огромное количество государственных надстроек, которые имитируют помощь, фактически же они просто паразитируют на том, что верхам не до этого, а низы готовы на все, лишь бы не остановить производство. При этом вся ответственность абсолютно за все лежит на последних.

Фонд развития промышленности, Агентство стратегических инициатив, Российский союз промышленников и предпринимателей, как их ни назови, но толку от них ноль. Говорю за себя, многие могут со мной не согласиться. Мало того, даже если эти структуры создавались с абсолютно искренним желанием помочь, они все равно довольно быстро превращаются в инструмент для тех, кто имеет деньги и доступ к власти. Нефть, газ, сети.

Промышленности надо давать удочку, а не рыбу. А все эти структуры начинают с того, что выбивают для себя ежегодное финансирование в размере миллиардов, после чего их существование теряет всякий смысл. Помогли – не помогли, вернули деньги – не вернули, они уже имеют годовое бюджетное финансирование своего существования на три, пять или десять лет.

Государство вводит оценку эффективности, которую проверяют такие же эксперты, как и те, которых они проверяют. Люди, которые должны помогать промышленности, обзаводятся арендой дорогих офисов в Москва-сити, секретарями, помощниками, водителями, бюджетами на рекламу самих себя. Апофеозом становится закупка представительских автомобилей «Мерседес» и БМВ, после чего их просят проверить эффективность других. А там такие же, и так по кругу. Самое главное, что все это огромное количество помогающих делает за год лишь одно – рождает одну-единственную бумагу, которую кладут на стол премьер-министру: «Нефть и газ, остальные импотенты, сколько туда ни вкладывай». Ну и, конечно же, зависит от настроения. Бумага может быть такой: «Выдали 480 миллиардов рублей, в процессе строительства 120 заводов, будут созданы промышленные кластеры, будут трудоустроены 120 тысяч человек, и так далее». Но в итоге все равно будет так: «Выдали 480 миллиардов, 117 из 120 заводов достроить не можем, закончились выданные деньги».

К сожалению, ситуация на самом деле катастрофическая, потому что даже если деньги выделяются тем, кто бил себя в грудь, давил на патриотизм и кричал, что поднимет промышленность, при получении бюджетных средств эти люди превращаются в первостатейных воров и социопатов.

Логичный вопрос: кому же тогда помогать?

Надо начинать от обратного. А кто готов брать деньги под проценты? Никто. Только государственные предприятия. Почему? Потому что они знают, что могут не возвращать. А если возьмут и все спустят на воздух, никто ни за что отвечать не будет, потому что всегда можно найти отговорки, тем более в ситуации, когда нет ни кадров, ни выстроенной кооперации. Да и рынка нет, только борьба за квоты. А где есть рынок, там никто не может конкурировать с мировыми концернами.

Ни одно частное машиностроительное / приборостроительное / станкостроительное предприятие сегодня не будет брать кредиты. Разве что на текущие расходы, по мелочи, для устранения кассовых разрывов. Инвестировать заемные средства в свое будущее не может никто. Потому что никто не знает, что будет завтра. В промышленности слишком длительный цикл производства и слишком много рисков, чтобы даже 5 процентов годовых казались очень привлекательными. Почитайте, что говорят европейские экономисты: «Проблемы не в низких ставках, а в том, что бизнес не интересуется деньгами, никто не видит перспектив». Вот тут и должна начинаться государственная поддержка, настоящая. В нашей стране одни только ЖКХ и строительство / реконструкция дорог и линий электропередачи могут загружать свою промышленность десятилетиями. Но мы закупаем ТАМ, потому что ТУТ только помогающие заводам, а самих заводов уже практически нет. А те, которые есть, не могут реально конкурировать с западными и азиатскими компаниями, потому что для этого нужны огромные инвестиции в оборудование и персонал.

Вы сидите в кабинете, оглянитесь вокруг, что вы увидите российское? Ручки, чашки, компьютеры, телефоны, калькуляторы, одежду на себе, капли для носа, батарейки в пульте, мебель? Даже если что‑то найдете родным, наверняка окажется из Белоруссии. Да, многие полагают, что мы и не должны ничего производить, достаточно нефти, газа, леса и С-400. А если завтра будет «вдруг»? Мы ведь даже указатели «За Родину» будем краской рисовать. В условиях санкций мы во всем вынуждены идти навстречу Китаю по одной простой причине, без него мы вообще откатимся на двести лет назад. Пользуются они этим? А вы бы не пользовались?

Хочется или не хочется, а все равно придется заниматься своей промышленностью. И чем быстрее это начать делать, тем больше можно сохранить из того, что нам оставили наши предки. И даже это уже давно пора обновлять и менять.


Кризисные условия – шанс для развитияКод PHP" data-description="С чем встречают День машиностроителя российские компании энергетики и электротехники? <br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/301/3678564.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/9a0/9a09841f8cc5284fe570ba14765ce49b.jpg" >

Отправить на Email


Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.