16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/284/1191446.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (283-284) декабрь 2015 года

Долги за энергоресурсы: против кого надо дружить?

В отрасли назрела ситуация, когда задолженность потребителей за электроэнергию и тепло делает невозможным дальнейшее развитие генерации, ведь миллиардные неплатежи отражаются на финансовом состоянии производителей энергии.

В борьбе с должниками энергетики применяют разные способы – от самых деликатных предупредительных мер до лишения статуса гарантирующего поставщика. Можно ли найти универсальный способ воздействия на должников и какие крайние меры необходимо предпринять для минимизации долгов, обсуждали участники панельной дискуссии «Платежная дисциплина в энергетике», прошедшей в рамках конференции «Электроэнергетика России. Стратегии и приоритеты развития».

Как рассказал директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов, дебиторская задолженность потребителей составила в октябре 150 миллиардов рублей за тепловую энергию и 86 миллиардов рублей за электроэнергию и мощность. Таким образом, потребители должны энергетикам суммарно 236 миллиардов рублей. Цифры колоссальные, и если бы эти средства поступили по назначению, можно было бы не повышать цены на энергоресурсы в течение пяти лет. Однако пока энергетикам приходится лишь фиксировать динамику роста долгов и готовить срочные меры по их ликвидации.

– Дебиторская задолженность по расчетам за оказанные услуги по передаче электроэнергии за последние четыре года выросла с 6,8 до почти 22 миллиардов рублей, то есть в три раза, – сказал Андрей Бугорский, начальник департамента реализации услуг МРСК Центра. – Все предпринимаемые действия, в том числе и лишение статуса гарантирующего поставщика, не оказали существенного влияния на снижение темпов роста задолженности. В 2013 году он немного замедлился, но потом возобновился. И новые компании, пришедшие на этот рынок, также имеют более 1,5 миллиарда рублей просроченной задолженности. Из 22 миллиардов рублей 17,6 миллиарда приходится на гарантирующих поставщиков, причем почти половину этих средств (около 8 миллиардов рублей) должны компании, лишенные статуса ГП, и взыскать с них средства не представляется возможным. Причины мы видим в безответственности гарантирующих поставщиков за неплатежи сетевым компаниям; в пробелах в законодательстве РФ, позволяющих ГП выводить сверхприбыль в офшоры; в дисбалансе в пользу ОРЭМа ответственности за нарушение платежной дисциплины ГП; в отсутствии материального и финансового обеспечения неисполненных обязательств ГП – как следствие, банки осторожны в кредитовании сбытовых компаний, а нередко мы видим просто отказ банков в предоставлении кредитов ГП в связи с низкой ликвидностью. В 2014‑2015 годах мы наблюдаем рост неплатежей.

Спикер предлагает ввести единую ответственность гарантирующих поставщиков как на оптовом, так и на розничном рынках.

– Тем самым можно установить финансовые гарантии для сетевых компаний, ввести пени за просрочку платежа 3 / 225 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (39,6 процента), – отметил господин Бугорский. – Кроме того, необходимо лишать статуса ГП за неплатежи за два и более расчетных периода на оптовом рынке электроэнергии и в случае оплаты сетевым компаниям ниже 95 процентов от ТБР (базового тарифа на электроэнергию для потребителей-регуляторов). Введение единой ответственности гарантирующих поставщиков на ОРЭМе и РРЭМе позволит оперативно принимать меры к недобросовестным компаниям и сведет к минимуму риски вывода денежных средств. Мы также предлагаем несколько изменить механизм лишения статуса ГП. В настоящее время статус ГП сохраняется в течение года, что не показало своей эффективности. В случае передачи функций ГП сетевой компании следует определять статус ГП в сети не менее чем на три года. При этом нужно ввести повышенные обязательства сетевым компаниям по оплате и расчетам – сетевая компания более ликвидна и просто так не исчезнет с рынка. В случае нарушения очередной конкурс будет проводиться без права участия сетевой организации. И только при надлежащем исполнении сетевая организация имеет право на участие в конкурсе.

Как отметил представитель МРСК Центра, необходимо также повышать ответственность сбытовых компаний. Хотя эта доля невелика, она заслуживает внимания. На сегодняшний день действующее законодательство РФ не дает возможности получения энергосбытовыми компаниями (ЭСК) прибыли на розничном рынке законным способом, поэтому бизнес сводится к накапливанию долгов и последующему банкротству этих компаний. Сетевики предлагают ввести обязательную стопроцентную предоплату ЭСК в рознице по договорам поставки электроэнергии с гарантирующим поставщиком и передачи с территориальной сетевой организацией. Необходимо также ужесточить ответственность энергосбытовых компаний за оплату услуг по передаче электроэнергии аналогично ответственности, действующей на оптовом рынке.

Сейчас ряд потребителей стал пользоваться услугами новых ЭСК. Они получают более низкий тариф, возможность защиты от введения ограничений режимов потребления, иными словами, находятся за щитом сбытов. При этом потребителю следует выбирать энергосбытовую компанию, руководствуясь только экономическим интересом, и не нести ответственности за неисполнение энерго­сбытовой компанией обязательств по оплате.

Ситуация на розничном рынке электроэнергии волнует всех, в том числе и гарантирующих поставщиков. Как рассказала заместитель председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева, ежегодный рост дебиторской задолженности потребителей перед ГП суммарно составляет 25‑30 миллиардов рублей. На ноябрь 2015 года задолженность на розничных рынках перед ГП составила более 180 миллиардов рублей. Таким образом, очевиден опережающий рост просроченной и безнадежной к взысканию задолженности. Хроническими неплательщиками являются предприятия ЖКХ, неотключаемые потребители, сетевые организации при покупке потерь, потребители, которые «кредитуются» за счет энергетиков. По словам госпожи Фатеевой, причинами ситуации стали низкие пени, а также невозможность или длительность процедуры отключения.

– Мы надеемся, что принятый в этом году закон по платежной дисциплине поможет исправить ситуацию, исключив ее причины, – отметила Фатеева. – Отмечу некоторые статьи. Основное – это увеличение пени для должников. Немаловажно и то, что закон усиливает ответственность в сфере самовольного подключения, там введена система штрафов, и это, пожалуй, единственно возможный выход, хотя до принятия закона были предложения ввести уголовную ответственность. Кроме того, сформирована система финансовых гарантий в регионах, порядок таких гарантий, критерии неотключаемых потребителей. Введена также статья о нарушениях порядка ограничений. В новом законе, однако, некоторые моменты вызывают определенную тревогу, в частности несбалансированность начисления пени и несимметричность предоставления финансовых гарантий. Очевидно, это не окончательная версия документа и он, безусловно, будет дорабатываться.

По мнению члена правления ПАО «Россети» Валентина Межевича, достаточно установить партнерские отношения между основными участниками отрасли, тогда будут решены многие проблемы.

– Наша корпоративная позиция в том, что мы пытаемся рассказать и предложить конструкцию, которая активно применяется в тепловом секторе: компания, занимающая преобладающие позиции по транспорту электроэнергии в регионе, ставит себя в позицию гарантирующей электросетевой компании, и только с ней ГП заключает договор, а наша обязанность отвечать и за потери, и за электроснабжение в регионе, – отметил господин Межевич.

В работе с юридическими лицами, считают эксперты, нужно использовать рычаги отключения, хотя с физическими лицами это не годится – нужны индивидуальные методы. Например, такие, как применяет ПАО «Мосэнерго­сбыт». Как рассказал заместитель генерального директора этой компании по развитию и маркетингу Сергей Кюрегян, была создана некая дорожная карта работы с каждым потребителем. Специалисты стали использовать метод живого обзвона должников, и после введения такой схемы уровень платежей повысился. По словам выступавшего, вся эта система, которая рождалась годами, подтвердила то, что клиенту нужно напоминание.

– Мы используем разные каналы коммуникаций, – сказал господин Кюрегян. – Это рассылки электронных предупреждений, смс-уведомлений, обзвон, предупреждение и последним этапом – ограничение энергоресурсов. Таким образом, мы на всех этапах обеспечиваем возможность платежности клиента.

Кюрегян упомянул и о возможности привлечения коллекторских организаций. Хотя речь не идет о прямом сотрудничестве – энергетики попробовали использовать коллекторскую модель разговорного общения с клиентами, без угроз, но в более жесткой, чем обычно, манере диалога. И это тоже имело смысл.

Классик когда‑то сказал, что долг – это худший вид бедности. К сожалению, сейчас должники не скрывают своей неплатежеспособности, они с легкостью принимают «форму» банкрота, а потом под другим именем продолжают заниматься прежней деятельностью. Волнуются больше те, кому не вернули деньги. Возможно, ситуацию с миллиардными долгами потребителей стоит повернуть так, чтобы об этом стали беспокоиться сами неплательщики. И в этом смысле необходимо найти нечто среднее между жесткими мерами и мягкими пожеланиями. А может быть, сложить все меры воедино и нанести удар по должникам. Но тогда это грозит новой реформой отрасли или хотя бы отдельных ее сегментов.

Тарифы на электроэнергию,

Долги за энергоресурсы: против кого надо дружить?Код PHP" data-description="В отрасли назрела ситуация, когда задолженность потребителей за электроэнергию и тепло делает невозможным дальнейшее развитие генерации, ведь миллиардные неплатежи отражаются на финансовом состоянии производителей энергии.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/284/1191446.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/b4c/b4c0d38bbd60f6ab7748e6dd53dbb0bd.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.