16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/282/8820925.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (282) ноябрь 2015 года

Компетентный выбор покупателя – реальное противодействие контрафакту

Ключевые критерии выбора качественной кабельной продукции

Образец правильной маркировки

В последние годы в связи со сложной экономической ситуацией объемы производства некачественной кабельно-проводниковой продукции значительно возросли.

Ответственные производители, отраслевые сообщества и государственные учреждения постоянно проводят мероприятия по противодействию этому явлению. Однако только усилий «сверху», как оказалось, недостаточно.

В явлении контрафакта есть три стороны: производители, продавцы и… покупатели. Последний фактор – едва ли не самый важный. Пока на некачественную продукцию существует спрос, борьба с ее производителями не может завершиться успехом. Ответственный и компетентный подход потребителей к приобретению кабельной продукции – важнейшая составляющая программы по противодействию контрафакту.

Как же покупателю, не имеющему доступа к лаборатории, отличить качественную продукцию от опасной? В данной статье представлены несколько ключевых критериев, которые должны учитывать руководители подрядных организаций, закупщики, бригадиры ремонтных бригад и частные лица при покупке кабельно-проводниковой продукции.



Низкая цена – тревожный сигнал

Не менее 80 % цены кабельно-проводниковой продукции – это стоимость материалов, прежде всего меди. Большая часть некачественного товара произведена с заниженным сечением медной токопроводящей жилы. Это дает производителю существенную экономию на материале и возможность продать товар по низкой цене, однако такие кабельные изделия не соответствуют нормам безопасности, установленным ГОСТами и техническими регламентами. Самый дешевый кабель или провод с большой вероятностью является некачественным.

Элементарную проверку площади сечения ТПЖ можно провести даже в «полевых» условиях. Если есть возможность пользоваться микрометром, необходимо замерить диаметр токопроводящей жилы провода и рассчитать площадь сечения по формуле

S = π (D / 2)2,
где S – площадь сечения жилы, мм2,
π – 3,14,
D – диаметр жилы, мм.

Затем следует сравнить получившееся значение с указанным на маркировке. В случае выявленного несоответствия рассчитанного сечения указанному на кабеле стоит провести более детальную проверку маркировки и потребовать сертификат соответствия.



Запрещенные марки бытовых кабелей и проводов

Следует обратить внимание на то, что до сих пор в продаже можно найти марки ПУНП и другие их разновидности по ТУ 16. К13‑020‑93. Эта кабельная продукция предназначалась для монтажа бытовой электропроводки. Требования к ней были сильно занижены, что давало возможность производителям выпускать продукцию с занижением конструкции токопроводящих жил и использованием некачественных покрывных материалов. Но уже в 2007 году профессиональным сообществом было принято решение об аннулировании ТУ 16. К13‑020‑93 и прекращении выпуска и реализации проводов ПУНП как потенциально опасных.

В последние годы на полках розничных магазинов появился кабель с дополнительным буквенным обозначением бм или мб после марки (например, NYMбм 3х1,5). Большинство покупателей не рассматривает бирку, на которой очень мелкими буквами написано, что кабель бм – это бытовой монтажный на напряжение 250 В. Такое буквенное обозначение вводит в заблуждение покупателя, позволяя продавать продукцию, не соответствующую базовым требованиям российских стандартов и запрещенную еще 8 лет назад.



Подозрительная маркировка

Маркировка также позволяет выявить контрафактный кабель. На поверхность наружной оболочки кабеля наносится маркировка, включающая в себя наименование завода-изготовителя, марко-размер, год выпуска. Для низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия ТР ТС 004/2011 - РФ ЕАС. Например, SEVKABEL NYM 3х1,5ок (РЕ,N)-0,66 2015 Санкт-Петербург РФ ЕАС.



Правильное оформление ярлыка


Расстояние между концом одной надписи и началом следующей не должно превышать 1 метр. Цвет надписи должен быть контрастным к цвету наружной оболочки. Маркировка должна быть четкой и прочной.

На оболочке контрафактной продукции маркировки либо нет вообще, либо указаны неполные сведения, например только марка и размер, а упоминание о производителе отсутствует.

Кроме того, на ярлыке, прикрепленном к бухте или барабану, должны быть: товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; условное обозначение кабеля; обозначение ГОСТ и/или ТУ; дата изготовления; масса и длина кабеля; заводской номер барабана, наименование страны-изготовителя и знак соответствия (для изделий, соответствие которых подтверждено).



Сертификат соответствия – важнейший этап проверки

Любой потребитель имеет право запросить у продавца сертификат соответствия на продукцию. Качество проводов и кабелей до 1 кВ может быть подтверждено сертификатами: сертификатом соответствия Техническому регламенту Таможенного союза, сертификатом соответствия требованиям пожарной безопасности, добровольным сертификатом соответствия. При изучении сертификатов необходимо обращать внимание на обязательные составляющие: все графы должны быть заполнены, срок действия не должен быть истекшим, должна быть указана марка изделия. Должны быть указаны ГОСТ и/или ТУ на продукцию. Сертификат должен содержать данные об изготовителе, печать сертифицирующего органа, сведения об основаниях выдачи сертификата.

cab3.jpg



Печальная статистика

Зачастую розничные и оптовые покупатели приобретают некачественный товар по незнанию, полагаясь на то, что его качество проверено продавцом. Однако небрежность при выборе кабельной продукции может стоить намного дороже, чем сиюминутная выгода при покупке. Согласно статистическим данным МЧС России, по причинам нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов только с января по июнь 2015 года произошел 20 681 пожар, что составляет 28 % от общего числа пожаров в стране. Количество погибших исчисляется тысячами; прямой материальный ущерб составил более 3 млрд рублей. Из общего числа пожаров, связанных с использованием электрических приборов и оборудования, до 60 % происходят из‑за неисправности электропроводки.

Противодействие производству и распространению некачественной продукции – это прежде всего борьба за предотвращение катастрофических последствий, к которым приводит использование фальсификата. Успех может быть достигнут лишь тогда, когда усилия объединят все – и производители, и продавцы, и покупатели.

Компетентный выбор покупателя – реальное противодействие контрафактуКод PHP" data-description="В последние годы в связи со сложной экономической ситуацией объемы производства некачественной кабельно-проводниковой продукции значительно возросли.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/282/8820925.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/aaf/aafb76af0ecf86a4e64294a3049ab0eb.jpg" >

Отправить на Email


Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.