16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/259/16621.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (259-260) декабрь 2014 года

Лампочки под контролем: свет для ЖКХ станет качественным и дешевым

На фоне повального повышения цен практически на всё заявления о возможности падения цен выглядят фантастически. И все же это не пустые слова, а логичная ситуация на определенном рынке.

Мы говорим о светодиодных светильниках для ЖКХ-сферы, пожалуй, самой универсальной и многочисленной аудитории потребителей. Этот сегмент рынка стремительно развивается и с каждым годом становится более доступным по ассортименту, качеству и цене. Как сами производители оценивают потенциал и перспективы рынка светодиодных светильников для ЖКХ, рассказали наши спикеры: Евгений Колобов, директор по маркетингу и развитию компании «ЛЕДЕЛ», Виктор Милюк, директор по маркетингу и стратегическому анализу компании «Световые технологии», и Василий Сивцев, коммерческий директор ТМ VARTON (группа компаний «Вартон»).

– Насколько приоритетен для вашей компании рынок светодиодных светильников для ЖКХ? Насколько велика доля продаж этих светильников в общем объеме продаж компании?

Евгений Колобов : К сожалению, светильники для ЖКХ являются для нашего предприятия побочным продуктом. Основные три продукта нашего производства – офисное, уличное и промышленное освещение – занимают примерно равные доли по 30 процентов. ЖКХ-сегмент входит в оставшиеся 10 процентов, по 5 процентов которого занимает архитектурное и прожекторное освещение. Мы не лидеры в секторе ЖКХ-освещения, потому что это производство требует достаточно больших вложений, а клиенты интересуются дешевым, но надежным светильником без изысков. Наша же компания занимается производством светильников более высокого класса.

Виктор Милюк : Рынок светильников для ЖКХ огромен. Но, к большому сожалению, это рынок low-cost (низкой цены) игроков, и, соответственно, для него характерен спрос на продукцию невысокого качества. Продажи у нашей компании в этом сегменте есть, но на фоне емкости данного рынка они незначительны. Обусловлено это тем, что мы производим продукт высокого качества, даем гарантию пять лет, обеспечиваем качественным сервисом и, соответственно, цена на продукт варьируется в сегменте «средний плюс».

Василий Сивцев : Приоритетными для нашей компании являются направления по офисному и торговому освещению, хотя мы не умаляем перспективы сферы ЖКХ и активно развиваем этот сегмент – сейчас он составляет более 5 процентов нашего оборота.

– Кто является вашими клиентами: ТСЖ, муниципальные службы ЖКХ или частные лица?

Е. К.: Сейчас ТСЖ играют основную роль в переоборудовании домохозяйств, новых домов, где достаточно обеспеченные жильцы. И они очень активно модернизируют как внутреннее, так и наружное освещение, заменяя его на светодиодное, таких заказчиков достаточно много. Ведь преимущества светодиодных светильников очевидны: низкое энергопотребление, отсутствие обслуживания и экономия на персонале, а также комфортный свет.

В. М.: Основные клиенты – ТСЖ, они считают деньги и гораздо мобильнее в принятии решений, нежели классические ЖЭКи. Для них важны такие показатели, как энергоэффективность, долговечность и дизайн светильника. ЖЭКи ставят во главу угла цену и нередко хорошие продукты не рассматривают.

В. С.: Преимущества актуальны для всех групп потребителей, но если говорить предметно, то представители ТСЖ и УК ценят качество изделий и материалов, из которых изготавливаются светильники (ударопрочная конструкция и самозатухающий пластик); долгий срок службы (до 50  000 часов), позволяющий обеспечить низкозатратную эксплуатацию; лаконичный дизайн, предотвращающий скопление пыли и грязи. Наибольшую заинтересованность в модернизации освещения проявляют ТСЖ и УК, в меньшей степени – организации ЖКХ. Дело в том, что ТСЖ представляет интересы широкого круга заинтересованных лиц, в том числе и в вопросах энергоэффективного и экономичного функционирования жилых помещений.

– Какие проекты с применением ваших продуктов уже реализованы, допустим, в рамках региональных или общероссийских программ повышения энергоэффективности?

Е. К.: Назову два проекта, реализованных нами в Татарстане. Первый – работа с социальными ипотечными домами, которые строятся по государственным программам. Второй проект – это дворовое освещение всех образовательных учреждений Казани, это порядка 430 объектов, где были заменены ртутные и лампы ГРЛ на светодиодные светильники. Было переоснащено порядка 30 тысяч светильников, в дворах стало гораздо светлее, безусловно, снизилась криминогенная составляющая в городе. На нас также централизованно выходят крупные организации ЖКХ, которые курируют ЖКХ-сектор, например, целого города. Но им нужны бюджетные решения, которые стоят 200‑500 рублей.

– Много ли препятствий существует на пути развития российского рынка светодиодных светильников?

Е. К.: Думаю, основное препятствие – это наличие компактных люминесцентных ламп, которые массово изготавливаются в Китае и в России практически не производятся. Но такие лампы небезопасны еще и потому, что они невандалоустойчивы и опасны для здоровья из‑за содержания ртути. Второе препятствие – это несовершенство технологий изготовления светильников, когда светильник получается достаточно дорогим, а наш покупатель привык, особенно в местах общего пользования, иметь все самое дешевое. Когда мы ставим светильник во дворе собственного дома, то выбираем более дорогие образцы. И это проблема менталитета.

В. М.: Чем больше будет самих собственников, которые управляют, тем в более качественном продукте они будут заинтересованы.

В. С.: Препятствия на пути развития российского рынка светодиодных светильников ЖКХ существуют ввиду недостаточной информированности и чрезвычайной консервативности потенциальных клиентов. Недостаток информации часто приводит к тому, что клиенты делают выбор в пользу некачественной и «безымянной» светодиодной продукции, опасаясь переплатить за надежность и безопасность. Этому способствовало то, что на этапе становления рынка распространялось огромное количество низкокачественной контрафактной и дешевой китайской продукции, что и подорвало мнение об эффективности светодиодного освещения. На основе негативного опыта потенциальный клиент до сих пор ставит под сомнение основные характеристики светодиодных светильников: долгий срок службы и экономичность. В то же время в этом направлении всеми игроками рынка ведется активная и постоянная работа, и происходящие изменения обнадеживают.

– Велика ли доля китайской продукции в светодиодных светильниках и что вы делаете, чтобы изменить эту ситуацию?

Е. К.: Долю китайской продукции точно вычислить невозможно, потому что существует большой сегмент ЖКХ-освещения, который по всем документам является российским. Но по факту это привезенные из Китая светильники, легализованные, с наклеенными бирками, сертифицированные, и учесть это в доле невозможно. Я думаю, что эта доля не меньше 30 процентов, в том числе когда светильник ввезен из Китая в Россию частями и комплектующими. Этот метод использует большинство российских компаний. Конечно же, усиливается демпинг, и конкуренцию составить достаточно сложно. Простому клиенту очень сложно понять, в чем разница и где подвох, поэтому, не понимая разницы в качестве, надежности источника питания или наличия вандало­устойчивого отражателя, он выбирает по единственному приемлемому для него критерию – цене, чаще самой дешевой. Чтобы переломить ситуацию, надо вводить какие‑то аттестационные мероприятия, сертификацию, потому что все мы знаем, что СЭС может аттестовать рабочее место в том числе и по освещенности, но почему‑то Роспотребнадзор не приезжает аттестовывать места общего пользования на предмет равномерности освещения, габаритной яркости, блеклости, ослепления глаз и других параметров. И безусловно, надо применять какие‑то методы стимулирования. Потому что все мы говорим о Китае, но при этом не все знают, что Китай серьезно стимулирует светодиодную отрасль и на каждую лампочку, которая отправляется на внешний рынок, Китай предоставляет серьезные субсидии, которые компенсируют производителям затраты, и таким образом получается дешевый продукт. Наверное, России стоит задуматься о таком стимулировании российского производителя.

В. С.: В общем, более 50 процентов. Для того чтобы переломить ситуацию, нужно вести активную деятельность по информированию населения, с продвижением идеи о том, что качественное оборудование российского производства не может стоить дешевле нефабричных китайских аналогов.

– Что вы планируете в ближайшей перспективе, будут ли какие‑то революционные решения в области светодиодных светильников?

Е. К.: Любой продукт не остается в каком‑то застрявшем состоянии, всегда меняются параметры. Например, для линейки ЖКХ мы планировали выпуск новых светильников как придомового освещения, и это будет достаточно интересным на ближайшие годы, потому что в нашей стране очень много частных домохозяйств и все они нуждаются в качественном освещении придомовых территорий. Также мы будем развивать существующие линейки, используя все многообразие этих светильников. На мой взгляд, ЖКХ-светильники будут развиваться в сторону снижения габаритов, алюминиевые корпуса будут заменяться теплоотводящими пластиками, производство которых более простое, чем алюминиевое литье. В итоге мы увидим в будущем маленькие незаметные светильники, которые не привлекают внимания, не диссонируют с дизайном помещения, но при этом дают много хорошего, качественного света без нагрузки на зрение.

В. С.: Выпуск светильника ЖКХ с аварийным блоком питания, выпуск низковольтных светильников с оптико-микроволновым датчиком, расширение ассортимента по мощностям, размерам и формам.

Несмотря на то что «колесо», можно сказать, изобретено – это касается удобных в использовании конструкций, антивандальных материалов, – еще есть над чем работать.

Многие производители делают акцент на внешний вид предлагаемой продукции, но в сфере ЖКХ эксплуатационные характеристики куда более важны, чем эстетика. Поэтому мы работаем над качественным наполнением светильников и улучшением их технических параметров.

– Планируете ли вы продвигать свои светильники ЖКХ на европейском и других экспортных рынках? Каковы перспективы в этом направлении и основные препятствия?

Е. К.: Мы начали работать на европейском рынке и рынках Ближнего Востока, там эти технологии находятся в приоритете. В основном это светильники с датчиками движения, например, такие популярны в Германии. Пока мы на зарубежные рынки выводим светильники офисного и промышленного применения, следом за ними пойдет ЖКХ-освещение.

В. М.: Мы активно выходим на европейский рынок и уверены, что наши продукты будут там востребованы. В контексте этой задачи недавно наша компания открыла офис в Германии. В ближайшее время заработает шоу-рум и логистический центр. Конечно, какие‑то продукты нужно адаптировать для европейского рынка по причине разных стандартов, но наша продуктовая линейка для Европы значительна и охватывает все те сегменты, в которых мы имеем сильные позиции и в России. Европа – не единственное направление, куда мы направляем усилия. Мы работаем также над продвижением на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В частности, в Индии и Китае открыты наши офисы и ведется строительство завода в Индии. Везде есть свои трудности, но, по большому счету, принципы работы на светотехнических рынках различных регионов схожи.

В. С.: Да, активно этим занимаемся. ЖКХ-светильники на экспортных рынках одна из популярных товарных категорий. Особое внимание клиенты уделяют новой модели со встроенным оптико-микроволновым датчиком движения.

Продвижение ЖКХ-светильников не всегда удается легко, тем не менее на данный момент в нескольких странах ближнего зарубежья у нас запущены пилотные проекты, в том числе совместно с ПРОООН ГЭФ на территории Республики Казахстан. Среди препятствий можно выделить диссонанс в законодательстве государств-партнеров, а также менталитет населения – в Германии, например, любят свои товары.

– А что можно сказать о перспективах отечественного рынка светодиодных светильников ЖКХ? Можно ли ожидать, что они начнут вытеснять светильники с энергосберегающими лампами в ближайшие год-два, станет ли внедрение светодиодного освещения в сегменте ЖКХ стимулом к параллельному внедрению систем управления освещением?

Е. К.: Перспективы весьма большие. И вытеснение начнется, потому что разработаны нормы, которые в ближайшие годы запретят оборот энергосберегающих ламп для госзакупок, последуют закупки в других секторах. Государство продвигает свою политику. И в 2016 году, возможно, запретят компактные люминесцентные лампы, и тогда единственной альтернативой станут светодиодные светильники, к тому времени они значительно подешевеют. Когда основные ресурсы светодиодного освещения будут исчерпаны, достигнута десятикратная экономия, многие начнут задумываться о том, чтобы сделать умный свет в наружном освещении. Внутри эти системы управления освещением уже присутствуют, но они будут автономны на каждом светильнике и единой системы управления домом не будет.

В. С.: На фоне стагнации российской экономики не просто найти настолько перспективную сферу, к тому же с прогнозируемым постоянным ростом до 2020 года, тем более что государственная политика РФ способствует продвижению светодиодных технологий в сфере ЖКХ. Рынок светодиодной техники за сравнительно короткий срок значительно прибавил в весе. Расширяются сферы применения LED-технологий, растет количество производителей и, как результат, конкуренция. На волне популярности светодиодов аналитики отмечают ежегодное снижение их стоимости в среднем на 20 процентов, при этом значения светового потока возрастают на 35 процентов. Другими словами, каждые полтора-два года общая эффективность LED удваивается, а стоимость снижается. Такая тенденция дает реальные основания предполагать, что эффективные светодиоды начнут вытеснять КЛЛ и люминесцентные светильники. Более того, процесс уже пошел.

Безусловно, интеллектуальные системы управления освещением способны внести существенный вклад в энергосбережение и еще больше снизить эксплуатационные расходы. Используя подобные системы совместно со светодиодными светильниками, можно экономить до 70‑80 процентов электроэнергии по сравнению с традиционными методами. При этом контроль присутствия обеспечит экономию порядка 40 процентов, а контроль освещенности, совместно с диммируемыми светильниками, – около 50 процентов. Использование всех этих компонентов в совокупности как раз и позволяет снизить расходы на свет. Это ли не весомый аргумент в пользу внедрения системы управления освещением?

Автоматизация в энергетике,

Лампочки под контролем: свет для ЖКХ станет качественным и дешевымКод PHP" data-description="На фоне повального повышения цен практически на всё заявления о возможности падения цен выглядят фантастически. И все же это не пустые слова, а логичная ситуация на определенном рынке.<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/259/16621.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/0f5/0f5dbcc50cc9cf739c6cacc8e374d0e7.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.