16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/210/14563.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (210) ноябрь 2012 года

«Сильный, как Солнце» не доплыл до Индии

Энергетика: особый взгляд Борислав ФРИДРИХ 2444

Первый полноценный индийский авианосец «Викрамадитья», в «девичестве» – авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», вновь стоит у причалов «Севмаша».

Вместо того чтобы в сентябре спокойно пройти все ходовые испытания и быть переданным ВМФ Индии, корабль с трудом вернулся в родные доки. Такое ощущение, что многострадальный авианосец никак не хочет покидать место своей последней приписки.

Напомним, в чем суть проблемы. 8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» (что в приблизительном переводе с хинди значит «Сильный, как Солнце») был выведен с акватории Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске для ходовых испытаний в Белом, а затем в Баренцевом море. По данным некоторых источников, проблемы с силовым отсеком у корабля начались еще в конце июля, однако авианосец мужественно с ними боролся до тех пор, пока в один прекрасный день у него не отказали сразу семь из восьми паровых котлов. Таким образом, ходовые испытания закончились полным провалом, а корабль только благодаря всем индийским богам вернулся в доки «Севмаша» на одном котле. Кстати, в декабре этого года корабль должен был быть передан Индии, однако после такого ЧП сроки передачи были перенесены на октябрь 2013 года.



Поиски истины

Такова сухая сводка событий, однако остался вопрос: в чем причина ЧП? Неужели опять виновата русская безалаберность или, может, это сознательная диверсия? Почему брат «Викрамадитьи» «Адмирал Кузнецов» спокойно себе ходит в составе Северного флота, а его индийский коллега стоит, отдав швартовы?

У этого авианосца – восемь котлов высоконапорных газотурбинных КВГ-3Д новой постройки в четырех автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках – носовом и кормовом. Разработчик котлов – Специальное КБ котлостроения (СКБТ), производитель – Балтийский судостроительный завод. Первый котел новой конструкции был использован для испытаний и обучения персонала. Надо сказать, что котлы КВГ-3Д (котел высоконапорный газотурбинный) относятся к последнему – третьему поколению оборудования корабельных энергетических установок. В агрегатах такого типа воздух подается внутрь под давлением в две атмосферы. Производительность главного корабельного котла КВГ-3Д составляет до 100 тонн пара в час при давлении пара 64 килограмма на квадратный сантиметр. Температура производимого пара – до 470 градусов. Вес котла – 37,5 тонны. Ясно, что проблема была с котлами, но в чем именно проблема?

Первоначальная версия СМИ заключалась в том, что российские производители совсем разучились делать подобную продукцию, отсюда и ЧП. В качестве подтверждения своих слов специалисты ссылались на решение отечественного Минобороны закупить вертолетоносцы «Мистраль» во Франции, а не строить их в России, это якобы свидетельствовало в пользу того факта, что российские судостроители совершенно не способны построить корабль подобного типа. Кроме того, при строительстве «Викрамадитьи» и раньше случались накладки, и в них преимущественно виновата была российская сторона.



Либо экология, либо действующий авианосец

Однако в дальнейшем выяснилась следующая подробность: оказывается, по требованию ВМС Индии традиционная асбестовая изоляция котлов была заменена более экологичной керамической изоляцией, безопасной для здоровья команды. Балтийский завод заключил с ФГУП «Северное машиностроительное предприятие» контракт на изготовление главных корабельных котлов в июне 2004 года. Согласно условиям контракта, завод должен был изготовить модернизированный вариант котлов КВГ-3 – КВГ-3Д. В новых котлах была изменена форма наружного кожуха для стыковки с корабельной системой отвода газов. Кроме того, предусматривалось, что котлы для индийского корабля будут работать на дизельном топливе, а не на мазуте, как раньше. Всю начинку для котлов (коллекторы, паровая арматура и т. д.) изготавливали специалисты Балтийского завода. Трубы и ряд деталей для котлов предприятие производило из специального сплава коррозионностойкой стали. Этот материал используется при изготовлении оборудования для атомной энергетики. Детали из высокопрочной стали значительно повышают надежность конечного продукта.

Во время ходовых испытаний авианосец стабильно набирал малую и среднюю скорость. Проблемы начались, когда корабль попытался развить максимальную скорость. Как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. Пошли слухи, что, когда удалось добраться до самой энергоустановки, выяснилось, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры.

Как заметили источники на Балтийском заводе, это недоработка «Севмаша»: его специалисты до установки котлов на корабль не провели необходимых испытаний при замене штатного уплотнителя – асбеста на новый уплотнитель – керамику. Которая при максимальном разогреве котлов на испытаниях в море не выдержала высокой температуры и разрушилась. Ответственность Балтийского завода исключительно солидарная, то есть он просто сделал то, что предусмотрено проектом, который заводу был предложен. Кроме того, эксперты ругали и индусов за замену уплотнителя. Как заявил в разговоре с нами один бывший моряк, «непонятно, почему индусам не понравился асбест. Конечно, он вреден для здоровья людей, но ведь там у котлов людей‑то не бывает, они что, вручную углем собрались его топить или греться возле котлов планировали?» Надо сказать, что на всех кораблях российского военного флота установлены похожие котлы с асбестовой изоляцией, в том числе и на атомных крейсерах, где они служат вспомогающей энергоустановкой, и проблем с экологией на них нет.

Другая версия имеется у конструкторов котлов из СКБТ, которые подтверждают, что на паровых котлах, применяемых на российских кораблях, в качестве подкладки под кирпичную кладку действительно используется листовой асбест; он выдерживает необходимую температуру и имеет достаточную плотность. Однако индийская сторона при проектировании и строительстве котлов для своего авианосца попросила асбест не использовать. В результате специалистами СКБТ были найдены другие изоляционные материалы, в частности изофлокс, которые и были рекомендованы Балтийскому заводу для производства котлов. Но, по мнению разработчиков, по каким‑то причинам Балтийский завод не применил этот материал.

Как заметили опрошенные эксперты, стендовые испытания подтвердили способность котлов держать необходимую температуру, в противном случае авианосец не вышел бы на ходовые испытания.

«Сумасшедших нет, и если бы там были большие проблемы, авианосец остался бы в доках, ведь это реальная угроза для команды; к тому же не забывайте, что во время ходовых испытаний на авианосец садились и взлетали летчики палубной авиации», – заметил наш источник. Но факт остается фактом: в процессе наладки и ходовых испытаний на восьми установленных на авианосце котлах обнаружилось, что отдельные кирпичи выпадают или крошатся. В частности, в районе экономайзера кирпичная кладка также выпала, что привело к повышению температуры уходящих газов перед турбонаддувочным агрегатом. В результате пришлось ограничивать нагрузку котлов.

То есть не было единовременного разрушения кирпичной кладки вокруг котлов, а речь идет о выпадении из кладки отдельных кирпичей, что, согласитесь, тоже неприятно. Проблема в том, что выпадение кладки, примыкающей к экономайзеру, приводит к образованию дополнительного свободного сечения для прохода газов. То есть газы не отдают температуру трубам экономайзера, а минуют их, и получается повышенная температура газов перед турбонаддувом.



Кто виноват?

Вопрос в том, чья это проблема. По мнению специалистов СКБТ, в процессе производства котлов произошла подмена одного материала другим. На стендовом котле была произведена контрольная выемка отдельных кирпичей, где никаких проблем не возникало. Выяснилось, что на этом котле в качестве подкладки использовался асбестовый картон, а вот на тех котлах, которые отправились на «Викрамадитью», были использованы запасные материалы. Причем не того состава, который был рекомендован разработчиком. В результате кирпичи под воздействием высоких температур не твердели, а размягчались.

Конечно, каждый из участников процесса создания силовой установки авианосца уверяет, что все поправимо: «Не надо резать корабль пополам, все будет исправлено в ближайшие сроки, менять котлы целиком никакой необходимости нет», – такие фразы слышатся от российских компаний.

Однако в сухом остатке бедный «Сильный, как Солнце» стоит в Северодвинске, а пострадавшими оказываются индусы, которым в лучшем случае еще год ждать своего авианосца, и Россия, с которой приличные люди больше контракт на постройку подобного корабля не заключат. Для справки: авианосец подобного типа индусы строят уже на своих вервях, дата сдачи – 2014 год.

СРО, Изоляция , Котельная, Топливо, Турбины, Кабельная арматура,

«Сильный, как Солнце» не доплыл до ИндииКод PHP" data-description="Первый полноценный индийский авианосец «Викрамадитья», в «девичестве» – авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», вновь стоит у причалов «Севмаша».<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/210/14563.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/457/4570b7c3fa9e42f8e9e3088c4b2e7d00.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.